Вы здесь

Стамбульская конвенция предупредит насилие в отношении женщин


По результатам исследования 2014 года, 77 процентов белорусских женщин в возрасте от 18 до 60 лет с опытом семейной жизни сталкивались с проявлениями домашнего насилия. Замечено, что чаще всего насильники - это люди, которые не работают, ранее судимые, имеют низкий социальный статус и образовательный уровень, хотя известны и другие примеры. Достаточно сказать, что в семьях от насилия страдают не только собственно хозяйки, но и дети, и престарелые родители.


- Сотни фактов насилия мы фиксируем ежегодно в отношении детей, - отмечает заместитель начальника главного управления - начальник управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Беларусь Олег Каразей. - При этом есть и преступления сексуального характера, совершаемые не только сожителями, но даже родителями детей. По итогам прошлого года зафиксировано 66 фактов насилия сексуального характера в отношении детей со стороны родителей или лиц, их замещающих. Страдают и старые люди, преимущественно на селе. Там безработные дети отбирают у них пенсию...

Закона о профилактике насилия в семье в нашей стране пока нет, однако согласно новой редакции закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» закреплены такие механизмы, как профилактическая беседа, официальное предупреждение, профилактический учет, оборонительное предписание. Сейчас на профилактическом учете - почти 7 тысяч человек, с которыми проводится ежемесячная работа по месту жительства, кроме того, они приглашаются и в органы внутренних дел. За последний год было вынесено около 3 тысяч оборонительных предписаний. В 83 процентах случаев агрессор обязан был покинуть жилое помещение.

Количество пострадавших в результате семейных конфликтов снижается в стране. Лет 10 назад речь шла о 300 человек, погибших в течение года от рук своих близких, в прошлом году было около 100 человек.

«Но есть еще более широкие перспективы в области совершенствования законодательства и корректировки нашей практической работы, - добавляет Олег Каразей. - Здесь мы возлагаем надежды на Стамбульскую конференцию, которая является основным для Европы документом в области предупреждения насилия в семье. Первое, с чего нужно начать, - обратиться к самому понятию «насилие в семье». Сегодня под этим мы понимаем действия физического, сексуального и психологического характера, которые совершаются против члена семьи. Подразумевается совместное проживание и ведение совместного хозяйства. Но в ряде случаев брак может быть расторгнут, и при этом люди продолжают проживать вместе, хотя и не ведут совместное хозяйство. Не распространяется закон и на случаи, когда взрослые дети проживают отдельно, но наведываются к пожилым родителям, чтобы отбирать деньги. С точки зрения Стамбульской конвенции, законодательство должно распространяться и на бывших членов семьи.

Известно, что на семейном бюджете отражаются не только штрафы (их размер начинается от 0,1 базовой величины), но и административный арест, который влечет за собой оплату за одни сутки задержания (возврат суммы за питание в размере половины базовой величины, или 11,5 рубля). В противовес этому нам требуется введение и такого механизма, как коррекционная программа, которая работает во многих странах и сегодня отрабатывается у нас».

- Законы сами по себе не решают проблему, - отмечает страновой директор ЮНФПА для Беларуси Каспар ПИК. - Если жертва не будет знать, куда обратиться и где найти поддержку, мы ей не поможем, а если не будем работать с агрессорами и не научим их поступать иначе, значит, они будут повторять насилие. Говоря о жертвах, мы говорим о наших матерях, сестрах, родственницах, которые могут стать пострадавшими. Если бы это касалось болезни, мы уже кричали бы: «эпидемия». Насилие - это еще и экономические потери. Государство теряет миллиарды долларов, если пострадавшая женщина не может нормально работать и сосредотачиваться на своем деле, а ее дети не способны успешно учиться.

Женщины, которые оказываются в приютах, часто не обладают никакими навыками, не могут начать искать работу. В итоге они возвращаются к агрессорам, так как зависят от них финансово, значит, программы по оказанию помощи пострадавшим должны предусматривать профессиональную подготовку/переподготовку женщин.

Фиона Гибб, Чрезвычайный и Полномочный Посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси, приводит пример воздействия на сознание людей и их восприятие насилия через драму, которая звучит на радио ВВС. Это вымышленная история о несуществующей деревне, жители которой подвергают физическому и психологическому насилию друг друга... Роб издевается над женой Элен. Ему не нравится, как она готовит и одевается, она хорошая, только если слушается его. Женщина попадает в автомобильную аварию, и как будто бы заботливый Роб запрещает жене водить. Элен попадает в полную изоляцию, а мужчина рассказывает, что жена страдает от лунатизма, угрожает их сыну, которого в итоге направляют в интернат. Драма вызывает очень сильные эмоции у слушателей. В тот момент, когда женщины слышат, что Элен ударила мужа ножом, многие начинают понимать, что тоже страдают от домашнего насилия, и количество звонков на линии для его жертв возрастает.

Шведское законодательство обязывает школы и больницы заявлять в муниципальные службы даже о подозрениях о насилии в семье. Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеция в Беларуси Мартин Оберг замечает, как важно избавляться неандертальских стереотипов поведения, учиться открыто говорить о проблеме - именно это обеспечило успех в сложном деле самой Швеции.

К 28 апреля в стране проводится республиканская профилактическая акция «Дом без насилия», в рамках которой представители министерств внутренних дел, труда и социальной защиты впервые примут участие в работе общенациональной горячей линии для пострадавших от домашнего насилия 8 801 100 8 801 (20 апреля с 9.00 до 13.00).

Светлана БОРИСЕНКО, Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Грамадства

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Собственники корректируют свои предложения.

Музыка

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.