Вы здесь

Почему "бетонки" следует строить и в регионах?


Не последнюю роль в наведении порядка с местными дорогами - чего в начале апреля потребовал Президент - должны сыграть отечественные ученые. Глава государства подчеркнул, что технологий для создания качественных и современных дорог в стране достаточно, но, как известно, нет предела совершенству. Разработки, результаты которых могут помочь дорожникам, ведутся в целом ряде учреждений, одно из них - факультет транспортных коммуникаций Белорусского государственного технического университета. О том, что уже сделано и что планируется сделать, чтобы местные пути стали лучше, "Местному самоуправлению" рассказал декан факультета, доктор технических наук, профессор Алексей БУСЕЛ.


- Главное направление, развивающееся как раз с подачи Президента, - строительство местных бетонных дорог, - отмечает эксперт. - На самом деле мы имеем опыт возведения таких транспортных артерий еще с 1980-х годов. Как раз по этой технологии создавалась олимпийская трасса Брест - Москва. Благодаря тому, что на проект работали крупные цементные заводы СССР, мы начали строить и местные дороги из бетона. В результате их общая длина составила более 800 километров. Почти за 40 лет службы они показали себя очень хорошо и до сих пор являются "костяком" транспортной сети в регионах.

Действительно ли асфальтовым местным дорогам нужна "перезагрузка"? Алексей Бусел уверен, что такая потребность назрела. В первую очередь для Беларуси как страны с развитым сельским хозяйством важен фактор изменения стандартов современной сельхозтехники. Она стала более энергонасыщенной и мощной, что соответственно повлияло на размеры и массу. Дороги, созданные по старым проектам, нередко не выдерживают такие нагрузки. Также нужно отметить, что при строительстве новых трасс подвоз стройматериалов на мощных самосвалах осуществляется по местной транспортной сети. Получается, что при строительстве нового дорожники нередко разрушают старое. Нельзя не сказать и о современных автопоездах - нагрузка на ось у них огромная. Поэтому развитие бетонного дорожного строительства - лучший путь для нашей страны.

- Каково основное преимущество автомобильного транспорта? - задается вопросом профессор. - Он доставляет товар от производителя к потребителю, поэтому поддерживать местные дороги в хорошем состоянии чрезвычайно важно для экономики. А еще это трудоустройство, развитие инфраструктуры... У нас есть крупные цементные заводы - поэтому с сырьем проблем быть не должно. Битум, который используется в производстве асфальтобетона, можно направить на другие цели. Словом, выгоды бетонных дорог очевидны. А опыт второй Минской кольцевой показал, что мы можем создавать такие пути сообщения на очень высоком уровне. Стоимость строительства не намного превышает асфальтобетон, но по срокам эксплуатации они значительно лучше.

Основная масса научных исследований касается разработки материалов как раз для бетонного покрытия.

- Главный вопрос сейчас в структуре бетона, который будет использоваться, - объясняет Алексей Бусел. - Например, нужно ли ему армирование, какие добавки нужно давать в раствор для того, чтобы он быстро твердел. Цемент застывает 28 суток - мы не можем позволить себе перекрывать дорожное движение на такое время. Кроме того, зимой используем много соли, а это приводит к коррозии покрытия - бетон, в отличие от асфальта, к этому очень чувствителен. Именно по этой причине мы сейчас ожидаем и не употребляем противогололедные материалы на второй Минской кольцевой. Но это вынуждает ограничивать скорость движения автомобилей по ней.

Отечественные ученые уже изобрели материалы, которые защитят дорогу от разрушения, особенно в первые годы, пока она набирает прочность. Еще в начале 2000-х таким способом был обработан кусок трассы М-3 (Минск - Витебск), технология доказала свою пригодность. Состав стоит небольших денег, его производят на Гомельском химическом заводе, но внедрить разработку пока не получается. Почему - вопрос остается открытым. Тем временем водители выражают недовольство скоростным режимом...

- Очень перспективные проекты в этой сфере есть у Национальной академии наук, - отмечает Алексей Бусел. - В Институте общей и неорганической химии, например, разрабатывается целый ряд материалов для строительства дорог, в том числе и местных. В частности, отметил бы работы по составам на основе эмульсионных технологий. Суть разработки заключается в том, что в качестве строительного ресурса используется холодная дисперсия битума в воде. Для ее осуществления не нужно строить асфальтовые заводы, кроме этого, она практически не влияет на экологию. Есть и проекты по гравийно-эмульсионных смесях. НАН очень тесно работает с "Гомельоблдорстроем", который внедряет их разработки как раз на местных дорогах.

Белорусский дорожный научно-исследовательский институт пытается найти решения по восстановлению асфальто-бетонных дорог, которые находятся в плохом состоянии. Они отрабатывают технологию, которая называется вайттопинг, когда бетон укладывается сверху старого асфальтового покрытия. Несущая способность дороги в таком случае поднимается до уровня, когда по ней можно пропускать практически любую технику. На кафедре строительных дорожных машин все того же БНТУ готовят кадры и технику для дорожного строительства, этот аспект тоже важен.

Ярослав Лысковец

lуskаvеts@zvіаzdа.bу

Фото Надежды Бужан

Название в газете: Нужна дорога, но не дорого

Выбор редакции

Общество

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Что делать, если неожиданно мать или отец стали очень настойчиво заявлять о себе?

Общество

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

«Желающих настолько много, что закончились бланки».