Вы здесь

Мифы и правда о «Евровидении» глазами тех, кто знает конкурс изнутри


62-й международный конкурс песни "Евровидение-2017", к сожалению, не станет рекордным по количеству участников - Украина приняла окончательное решение о запрете въезда российской участнице, а Европейский вещательный союз не нашел выхода, который устроил бы все стороны. В телевизионных и музыкальных кулуарах сразу пошли разговоры: мол, все, шоу закончилось, теперь бал правит политика, и нужно ли в сегодняшних условиях тратить столько денег, сил и времени на тот проект? О том, что нам дает членство в ЕВС, зачем белорусам "Евровидение" и как на самом деле относятся к этому шоу в мире, "Звязда" расспросила представителей Белтелерадиокомпании - заместителя генерального продюсера медиахолдинга Ольгу Шлягер, которая с 2013 года курирует национальный отборочный тур "Евровидения" в Беларуси, и заместителя главы главной дирекции "Беларусь 1", координатора проектов Белтелерадиокомпании и ЕВС Ольгу Саламаху.


Ольга Саламаха с белорусским конкурсантам Сашей Миненком на детском «Евровидении» 2016 года.

- "Евровидение-2017" еще не состоялось, но уже вошло в историю с прецедентом: впервые страна-хозяйка конкурса не пустила на него одного из участников. На ваш взгляд, как это отразится на репутации и рейтингах шоу?

- Никто не спрогнозирует, как поведут себя другие участники и что будет с конкурсом на другой год - спад интереса или, наоборот, всплеск, - замечает Ольга Шлягер. - Мы можем только сожалеть, что не будет одного из участников.

С - значит слаженность

Белорусы, со своей стороны, к конкурсу практически готовы - 1 мая наши участники вылетают в Киев, а 3 и 6 мая уже проведут первые репетиции на сцене и дадут пресс-конференции для европейских СМИ. Торжественное открытие "Евровидения" состоится 7 мая, а 9, 11 и 13 пройдут полуфиналы и финал шоу. Подробное же расписание необходимых дел и мероприятий составляется уже непосредственно во время конкурса, корректируется и согласовывается с делегациями ежедневно и, как уверяют в один голос Ольга Шлягер и Ольга Саламаха, обычно получается таким насыщенным, что едва хватает времени на перекусы и тем более экскурсии по городу.

- За последние годы какая из стран-хозяек конкурса наиболее порадовала организацией и комфортом для участников?

- Очень хорошо было в Мальмё, куда мы ездили с Алёной Ланской (в 2013 году. - Авт.). Все было настолько слаженно, четко и понятно, что работалось в удовольствие. В принципе, то же самое могу сказать и о Копенгагене, и о Вене - организация шоу, которым занимается международная команда специалистов, всегда на уровне, разве только по климату одни города более приятные, другие менее комфортные. Но для меня главное, что есть чему поучиться - как телевизионщики умеют работать, какие творческие и технические ходы используют, как распределяют время, секунда к секунде; если кто не очень организованный человек, "Евровидение" научить дисциплине.

- Очень хорошо было все организовано в прошлом году в Стокгольме, так как сама арена находилась в минуте ходьбы от гостиницы - стена отеля, можно сказать, плавно переходила в арену, - вспоминает Ольга Саламаха. - Такая логистика позволяла сэкономить много времени. Кроме того, впервые был сделана так называемая просмотровая комната, где мы видели, как выглядит выступление на телеэкране, и даже после генеральной репетиции можно было внести нужные поправки.

- Беларусь участвует в "Евровидении" уже 14-й год, но споры вокруг статуса конкурса так и не утихают. Одни призывают перестать собираться на евросцену, как на войну, другие напоминают об аудитории в несколько сотен миллионов человек, третьи снисходительно замечают, мол, никто, кроме домохозяек и гей-сообщества, давно это шоу не смотрит... Из вашего опыта, как на самом деле европейцы относятся к "Евровидению"?

- Лично я тоже считаю, что "Евровидение" - это не музыкальная Олимпиада, а просто творческое соревнование, безусловно, очень популярное в Европе, но не единственное, а одно из ряда, - подчеркивает Ольга Шлягер. - Пройти подготовку с высококлассными специалистами, увидеть, как работают международные пиар-механизмы, работать на сцене такого уровня, оснащенной современнейшим музыкальным и телевизионным оборудованием, - от всего этого, на мой взгляд, нужно получать удовольствие. И еще впитывать, как губка, новые знания, так как по насыщенности эти несколько месяцев - как учеба в нескольких институтах. Что касается отношения самих европейцев, которое я видела, - оно всегда очень теплое и дружелюбное. Под прицелами сотен телекамер и фотоаппаратов все друг другу улыбаются, фанаты вместе с делегациями смотрят выступления своих артистов и поддерживают их... С нашими участниками, например, много лет за собственный счет ездят участники клуба ОГАЕ-Беларусь, которые всегда готовы прийти на помощь по всем вопросам.

- "Евровидение" - очень серьезный телевизионный проект. Можно говорить все, что угодно, но его аудитория - 204 миллиона зрителей, - уточняет Ольга Саламаха, - а само шоу транслируют такие медиагиганты, как ВВС, французские компании TF1, TF2, его смотрят не только в Европе, но и в Австралии, и в США. Рейтинги конкурса, особенно в маленьких странах, высочайшие - например, на Мальте его смотрят 95% населения! И в плане организации к этому музыкальному проекту относятся чрезвычайно ответственно, фактически как к Олимпиаде - ряд международных специалистов, работающий в оргкомитете, как раз и занимается Олимпийскими играми и Нобелевскими премиями. На "Евровидении" всегда представлены самые крутые технические новинки в смысле звука, света, оформления и т. д. Так что это мероприятие очень высокого уровня.

Ольга Шлягер руководит проектом «Евровидение» в Беларуси» уже 5 лет и знает все нюансы.

Сослагательное наклонение

- Что бы мы ни говорили, но победить на "Евровидении" хочется. Но пока что наивысшим достижением Беларуси остается выступление Дмитрия Колдуна в 2007-м. Почему так - мы не попадаем в формат (если вообще можно говорить о формате этого конкурса) или просто не везет?

- Не все же страны, которые едут на конкурс, выигрывают его, - философски пожимает плечами руководитель национального отбора. - Многие просто выходят, поют на своем языке и получают удовольствие, а результат их, извините, "не парит". Победить, безусловно, хочется, но мы маленькая страна и "Евровидение" для нас - прежде всего хорошая школа. Почему не побеждаем? Наверное, потому что многие не понимают, сколько на самом деле придется учиться и работать. Ту же Алёну Ланскую, к которой многие критики высказывали претензии, я запомнила как трудоспособного и дисциплинированного артиста - до такой степени пахаря, что многим и не снилось. Юра Ващук, Тео, в котором соединились высокий профессионализм и лучшие человеческие качества, - та же история, он умеет работать в команде. Как результат - помним, оба эти участника прошли в финал конкурса. Если же контакта нет, есть только конфликт, то на что можно рассчитывать? Впрочем, в этом году совместный выбор жюри и зрителей, на мой взгляд, удачный: молодые, энергичные исполнители, песня на белорусском языке - это очень удачно совпало с девизом конкурса "Празднуем разнообразие" и с общей тенденцией - многие страны везут песни на национальных языках.

- Не пора ли что-то изменить в консерватории - имею в виду национальный отбор? Может, стоит как-то подтолкнуть наших артистов - допустить к отбору иностранных легионеров, как было когда-то, или учитывать оценки международного жюри, или вообще назначить участника закрытым образом?

- В течение нескольких лет Белтелерадиокомпания в режиме онлайн транслирует прослушивание претендентов, которое, наверное, вы тоже смотрели и видели участников, многие из которых приходят на отбор только ради пиара, путая шоу, на которое они претендуют, с "Минутой славы" или какими-то другими проектами. Вообще, мы упираемся в то, что все чего-то ждут: что кто-то придет и сделает другой отбор, с другими правилами и критериями - подстроится под нас, под то, что мы можем. Нет, господа, не конкурс надо подтягивать до себя, а самим тянутся к его уровню. Тогда в этом будет смысл. Займитесь, в конце концов, делом, напишите классную песню, а не обвиняйте жюри, что все заранее подсчитано и распределено. Но, к сожалению, многим легче досаждать мне бесконечными звонками, комментариями, словом, какими-то глупостями, а не показать себя на деле. И хотя жалко тратить время на прослушивание некоторых "шедевров", но очень хочется не упустить кого-то нового и перспективного, как голосистая, совсем юная девушка Саша Ткач или интересный парень Никита Ходос, которые были в этом году в финале.

Не бизнесом единым

- Раньше Беларусь очень любила делать шикарные промо-пакеты и приглашать международную команду для подготовки своих артистов. Что сейчас?

- Белтелерадиокомпания в этом году является единственным продюсером "Nаvibаnd", поэтому мы оплачиваем все. Есть титульный партнер, предложивший промо-продукцию - чехлы для телефонов, сумки, майки с белорусской символикой. Кстати, в едином национальном стиле будет одета вся делегация, чтобы нас было хорошо видно на телекамеру. Также с нами связалась мастер, кажется, из Полоцка, которая очень красиво вышивает на оршанском льне, отдельно заказали у ремесленников значки с вышивкой - символы с орнамента и логотип "Nаvibаnd". Словом, везем все то, что среди поклонников "Евровидения" пользуется спросом и точно попадет в другие страны как хорошее напоминание о Беларуси. Что касается команды, то она снова интернациональная, но на этот раз скорее славянская. Правда, нас снова консультировал педагог по вокалу из Кипра Алекс Панаи: некоторые белорусские слова в песне перекликаются с ненормативными словечками из английского, и он подсказал, что делать, чтобы ликвидировать это сходство.

- Один из болезненных вопросов, который касается "Евровидения", - финансовый. Много раз звучали призывы, мол, ничего не достигаем, значит, нужно экономить бюджетные средства и не участвовать вообще. На самом ли деле взнос в ЕВС оплачивается из бюджета и каков, хотя бы приблизительно, его размер?

- В ЕВС действует правило: чем больше страна, тем больше ее взнос. И, кстати, даже если мы не будем участвовать в "Евровидении", то должны платить за трансляцию конкурса, - замечает Ольга Шлягер. - А как иначе - если мы не будем этого видеть, участвовать, присоединяться к общеевропейскому движению, то где мы будем учиться?

- Большую часть расходов на "Евровидение" выплачивает Белтелерадиокомпания из своих доходов от предпринимательской деятельности, - подчеркивает Ольга Саламаха. - Взносы зависят от размера телекомпании, ее стабильности на рынке, еще от ряда факторов, но они на самом деле большие - для нас это сумма в евро с пятью нулями. Стоит ли Беларуси в этом участвовать? Судите сами: мы, как компания-вещатель, член ЕВС, получаем 6 часов прямого эфира. Шоу имеет высокие рейтинги, его активно смотрят по телевидению и в интернете, и для Беларуси это одно из самых серьезных и важных культурных событий. Кроме того, партнерство с ЕВС - это далеко не только конкурсы, но и международный обмен новостями, и профессиональные тренинги для юристов и сотрудников телевидения, и ряд других проектов, по которым мы сотрудничаем.

Знали ли вы, что...

  • В 2015 году "Евровидение" попало в Книгу рекордов Гиннеса как долгожитель среди ежегодных телевизионных конкурсов.
  • "Евровидение" - это не только взрослое и детское песенное соревнования, но еще и конкурсы молодых танцоров, музыкантов и международное хоровое шоу (в первых двух Беларусь участвовала, но они вызвали малый интерес у зрителей и самих артистов).
  • После конкурса 2017 года фонотека "Евровидения" составит 1 479 песен общей продолжительностью почти в 72 часа.
  • Лидеры конкурса по количеству побед - Ирландия (7), Швеция (6), Люксембург, Франция и Великобритания (по 5).
  • "Наркоманом Евровидения" организаторы шоу шутливо признали немецкого композитора-песенника Ральфа Зигеля, чьи песни звучали на конкурсе 21 раз - а в этом году будет 22-й.

Виктория ТЕЛЕШУК

tselyashuk@zviazda.by

Выбор редакции

Калейдоскоп

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Начнем, разумеется, с девочек, ведь именно их мамы уже сейчас ломают голову над выпускным нарядом дочерей.

Общество

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

В  Беларуси отработало 65 % аттракционов (160 штук), а многие работают и свыше 30 лет.

Экономика

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

За последние несколько месяцев рынок вторичного жилья заметно оживился.

Общество

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

В стране на 11 % снизилось общее количество обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей.