Что ни говорите, но за последние годы Беларусь туристическая значительно приросла, появились новые услуги-приманки для гостей нашей страны: анимационные экскурсии, разнообразные фестивали, возрождение старых традиций и ремесел, агротуризм. Что дальше?
Почему бы не пополнить наш туристический арсенал новым "оружием" - мифологическим? Пока белорусские легенды и предания не достаточно используются в этой области. Можно вспомнить лишь маленький музей мифологии и леса в Заславле, мифологическую тропу в Березинском заповеднике, фестиваль Цмока на Лепельщине.
Целебные источники, заговоренные камни, поселения, в которых церковь якобы провалилась под землю, или целые деревни, которые ушли под воду, места, где можно искать призраков и различных чудовищ - вот тот "заколдованный" потенциал, который пока еще недостаточно используется в туристической отрасли. Надо только придумать, как это преподнести. Согласитесь, мало просто рассказать предания. Можно использовать анимационные экскурсии (сегодня при их помощи туристам "подают" историю Беларуси). А может, найдутся креативные люди, которые создадут квесты на основе сюжетов из белорусских сказок и преданий.
Да, народ поехал на Деда Мороза, но ведь подобные зимние волшебники есть и в других странах. Почему бы нам не поискать в своей мифологии и других персонажей? Причем использовать их не только для заманивания иностранных гостей, а в первую очередь для развития внутреннего туризма. Не каждый белорус может себе позволить поехать в Румынию до Дракулы, или в Великобританию, чтобы искать Лох-несское чудовище. Но свои вампиры и вурдалаки встречаются и в белорусских легендах. Правда, они не такие кровожадные, как у соседей, - в Беларуси нет преданий и сказок о деревнях, покусанных вампирами. Есть у нас и оборотни, и даже кентавры (наполовину люди, наполовину лошади - Возила и Кумяльган). Да и русалки и кикиморы у белорусов с особенностями. Да, наши русалки не обязательно с хвостом - они бегают по полям, качаются на качелях и катаются во ржи. А кикиморы - это не страшные тетки на болоте, а своевольные девочки (по представлениям ими становятся умершие некрещеные или загубленные дети), которые часто портят работу хозяек.
Надо подумать и куда поселить белорусского цмока. На самом деле в Беларуси есть места, где по представлениям жило это существо, например, в деревне Гоголевка в огромном камне. Но прежде чем раскручивать мифологическую тему, надо подумать, как увязать это с уже существующими туристическими маршрутами.
А почему не используется наш народный календарь? Признаки, поверья, праздники - хороший источник, из которого можно черпать "вкусную" информацию для любителей волшебного мира. Вспомним Воздвижение, Русальную неделю и, конечно, Купалье. Здесь и темы для интересных рассказов, и проведение самого праздника, а какую шикарную можно сделать "сувенирку". К сожалению, среди подобной продукции тема мифологии слабо проработана. Туристы везут от нас соломенных кукол и фигурки зубров, а попадался ли им когда-нибудь сувенир, посвященный одной из самых красивых и известных легенд Беларуси, - цветок папоротника?
Наверное, к раскрутке мифологического наследия нужно подключать не только представителей туристической отрасли. Если наша мифология будет чаще "эксплуатироваться" детскими писателями и малыши будут знать своих персонажей, может, родители повезут их знакомиться с белорусским волшебным миром, а не какими-то троллями или эльфами в зарубежных сказочных музеях.
Что и как можно использовать в туристической отрасли, я поинтересовалась у кандидата исторических наук, доцента, секретаря Совета Института современных знаний имени А.М. Широкова Игоря Углика.
- Рынок сегодня занят продуктами мировых брендов, и, что интересно, часто это адаптированные для массового производства аутентичные вещи - американская и английская популярная музыка, американский или индийский кинематограф, американские джинсы, итальянская пицца, японские суши, - заметил ученый. - Безусловно, сегодня зарубежного потребителя можно заинтересовать только чем-то своеобразным, непохожим, ведь римейк или копия известного бренда будут всегда хуже. И здесь наиболее перспективный путь - ориентироваться на свои особенности. А у нас даже внутри страны национальные продукты не стали массовым брендом. Вместо того чтобы буквально завалить потребителя своей пищевой продукцией (родными драниками, колдунами, бабками, мачанками, верещаками и другими традиционными блюдами), в Минске растут пиццерии, рестораны "МакДональдс", суши, восточной кухни. Более того, делаются курьезные вещи - наши предприятия пытаются производить продуктовые марки белорусских пельменей, пиццы, чебуреков.
Бесспорно, нам нужно ориентироваться на свою адаптированную к современным условиям аутентику, связанную с объектами этнографии, мифологии, фольклора, декоративно-прикладного искусства. У нас в образованных кругах принято критично отзывается, даже поносить массовую культуру. А между тем это то, что потребляют миллионы, и нам нужно начать создавать, как это давно делается в других странах, ее качественный, этнически окрашенный вариант. Конечно, все это можно использовать в области въездного туризма.
Я вижу, что сегодня существует интерес к оригинальным, относительно малоизвестным реалиям белорусского прошлого. Да, мне предложили сделать посвященную персонажам белорусской мифологии часть программы международного фестиваля каравайнеров, который проводился в прошлом году на Витебщине. Специально для этого были созданы костюмы мифических персонажей. Мы интересны для зарубежной научной общественности - материалы о белорусской культуре охотно берут научные журналы, оргкомитеты конференций разных стран. Сегодня удивить зарубежных ученых исследованиями культуры Европы сложно. Другое дело - артефакты, история белорусской культуры, которая для многих иностранцев - вещь малоизвестная. Нам нужно на разных уровнях пропагандировать качественные культурные достижения Беларуси - специфические белорусскую готическую архитектуру, белорусское (виленское) барокко, белорусский конструктивизм, богатую белорусский книжную культуру, художественную, религиозно-полемическую литературу XVI-XVII столетий, белорусскую иконописную школу.
Елена ДЕДЮЛЯ
«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».
«Наш слоган — „в ногу со временем“».
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.