Вы здесь

Как использовать белорусскую мифологию в туризме


Что ни говорите, но за последние годы Беларусь туристическая значительно приросла, появились новые услуги-приманки для гостей нашей страны: анимационные экскурсии, разнообразные фестивали, возрождение старых традиций и ремесел, агротуризм. Что дальше?


Почему бы не пополнить наш туристический арсенал новым "оружием" - мифологическим? Пока белорусские легенды и предания не достаточно используются в этой области. Можно вспомнить лишь маленький музей мифологии и леса в Заславле, мифологическую тропу в Березинском заповеднике, фестиваль Цмока на Лепельщине.

Целебные источники, заговоренные камни, поселения, в которых церковь якобы провалилась под землю, или целые деревни, которые ушли под воду, места, где можно искать призраков и различных чудовищ - вот тот "заколдованный" потенциал, который пока еще недостаточно используется в туристической отрасли. Надо только придумать, как это преподнести. Согласитесь, мало просто рассказать предания. Можно использовать анимационные экскурсии (сегодня при их помощи туристам "подают" историю Беларуси). А может, найдутся креативные люди, которые создадут квесты на основе сюжетов из белорусских сказок и преданий.

Да, народ поехал на Деда Мороза, но ведь подобные зимние волшебники есть и в других странах. Почему бы нам не поискать в своей мифологии и других персонажей? Причем использовать их не только для заманивания иностранных гостей, а в первую очередь для развития внутреннего туризма. Не каждый белорус может себе позволить поехать в Румынию до Дракулы, или в Великобританию, чтобы искать Лох-несское чудовище. Но свои вампиры и вурдалаки встречаются и в белорусских легендах. Правда, они не такие кровожадные, как у соседей, - в Беларуси нет преданий и сказок о деревнях, покусанных вампирами. Есть у нас и оборотни, и даже кентавры (наполовину люди, наполовину лошади - Возила и Кумяльган). Да и русалки и кикиморы у белорусов с особенностями. Да, наши русалки не обязательно с хвостом - они бегают по полям, качаются на качелях и катаются во ржи. А кикиморы - это не страшные тетки на болоте, а своевольные девочки (по представлениям ими становятся умершие некрещеные или загубленные дети), которые часто портят работу хозяек.

Надо подумать и куда поселить белорусского цмока. На самом деле в Беларуси есть места, где по представлениям жило это существо, например, в деревне Гоголевка в огромном камне. Но прежде чем раскручивать мифологическую тему, надо подумать, как увязать это с уже существующими туристическими маршрутами.

А почему не используется наш народный календарь? Признаки, поверья, праздники - хороший источник, из которого можно черпать "вкусную" информацию для любителей волшебного мира. Вспомним Воздвижение, Русальную неделю и, конечно, Купалье. Здесь и темы для интересных рассказов, и проведение самого праздника, а какую шикарную можно сделать "сувенирку". К сожалению, среди подобной продукции тема мифологии слабо проработана. Туристы везут от нас соломенных кукол и фигурки зубров, а попадался ли им когда-нибудь сувенир, посвященный одной из самых красивых и известных легенд Беларуси, - цветок папоротника?

Наверное, к раскрутке мифологического наследия нужно подключать не только представителей туристической отрасли. Если наша мифология будет чаще "эксплуатироваться" детскими писателями и малыши будут знать своих персонажей, может, родители повезут их знакомиться с белорусским волшебным миром, а не какими-то троллями или эльфами в зарубежных сказочных музеях.


Мнение на тему "Мы интересны миру"

Что и как можно использовать в туристической отрасли, я поинтересовалась у кандидата исторических наук, доцента, секретаря Совета Института современных знаний имени А.М. Широкова Игоря Углика.

- Рынок сегодня занят продуктами мировых брендов, и, что интересно, часто это адаптированные для массового производства аутентичные вещи - американская и английская популярная музыка, американский или индийский кинематограф, американские джинсы, итальянская пицца, японские суши, - заметил ученый. - Безусловно, сегодня зарубежного потребителя можно заинтересовать только чем-то своеобразным, непохожим, ведь римейк или копия известного бренда будут всегда хуже. И здесь наиболее перспективный путь - ориентироваться на свои особенности. А у нас даже внутри страны национальные продукты не стали массовым брендом. Вместо того чтобы буквально завалить потребителя своей пищевой продукцией (родными драниками, колдунами, бабками, мачанками, верещаками и другими традиционными блюдами), в Минске растут пиццерии, рестораны "МакДональдс", суши, восточной кухни. Более того, делаются курьезные вещи - наши предприятия пытаются производить продуктовые марки белорусских пельменей, пиццы, чебуреков.

Бесспорно, нам нужно ориентироваться на свою адаптированную к современным условиям аутентику, связанную с объектами этнографии, мифологии, фольклора, декоративно-прикладного искусства. У нас в образованных кругах принято критично отзывается, даже поносить массовую культуру. А между тем это то, что потребляют миллионы, и нам нужно начать создавать, как это давно делается в других странах, ее качественный, этнически окрашенный вариант. Конечно, все это можно использовать в области въездного туризма.

Я вижу, что сегодня существует интерес к оригинальным, относительно малоизвестным реалиям белорусского прошлого. Да, мне предложили сделать посвященную персонажам белорусской мифологии часть программы международного фестиваля каравайнеров, который проводился в прошлом году на Витебщине. Специально для этого были созданы костюмы мифических персонажей. Мы интересны для зарубежной научной общественности - материалы о белорусской культуре охотно берут научные журналы, оргкомитеты конференций разных стран. Сегодня удивить зарубежных ученых исследованиями культуры Европы сложно. Другое дело - артефакты, история белорусской культуры, которая для многих иностранцев - вещь малоизвестная. Нам нужно на разных уровнях пропагандировать качественные культурные достижения Беларуси - специфические белорусскую готическую архитектуру, белорусское (виленское) барокко, белорусский конструктивизм, богатую белорусский книжную культуру, художественную, религиозно-полемическую литературу XVI-XVII столетий, белорусскую иконописную школу.

Елена ДЕДЮЛЯ

dziadziula@zvіazda.by

Выбор редакции

Зоя Мельникова: Учитель — это человек, который всю жизнь учится

Зоя Мельникова: Учитель — это человек, который всю жизнь учится

«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Основную часть времени овнов поглотит работа.

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.