К 100-летию Вооруженных Сил Беларуси, которое будет отмечаться в феврале следующего года, газета «Звязда» презентует новую рубрику. Наши читатели познакомятся с современными героями белорусского армии, с теми, кто своим ежедневным трудом надежно обеспечивает мир и спокойствие в нашей стране, для кого защита Родины — больше чем профессия. Занимая различные воинские должности, люди в погонах продолжают боевые традиции своих героических предков, отстоявших нашу независимость в годы Великой Отечественной войны, с честью выполнили интернациональный долг в Афганистане, беззаветно служили Отечеству в мирное время ...
Профессия водолаза всегда была чрезвычайно сложной и опасной. Сапер, как известно, в общем ошибается только раз. А что чувствуют водолазы-cаперы, когда спускаются под воду, чтобы поднять опасные боеприпасы, корреспонденты «Звязды» узнали из первых уст.
В белорусском армии этих специалистов называют искусственными кадрами. Чтобы познакомиться с одним из них, пришлось ехать в Могилев — на базе 188-й инженерной бригады как раз проходили учения водолазов.
На пирсе многолюдно. Одни только погружаются в озеро Среднее, которое является руслом реки Дубровенки, другие уже выходят из воды. Евгений Воронов заметно выделяется среди коллег—водолазов. Контролируя спуски своих младших товарищей, со знанием дела он поправляет водолазное снаряжение, дает установку на выполнение задачи: распилить сначала дерево, а потом металл. И все это — под водой. Вскоре водолаз опустится в озеро и сам: где-то же надо совершенствовать профессиональное мастерство!
Евгений Воронов служит старшим инструктором-водолазом в 103-й воздушно-десантной бригаде в Витебске. Он — начальник разведводолазнога отделения инженерно-саперной роты. А это значит, что не просто может осуществлять поисковые работы под водой, а и доставать оттуда боеприпасы, проводить как сухопутное, так и подводное разминирование. Но в основном «подарки» Великой Отечественной войны (а обычно находят именно их) уничтожают на суше, на специально предназначенных для этого полигонах.
— Под водой все труднее: и найти, и поднять, и обезвредить, даже передвигаться, так как часть сил уходит на согревание, — рассказывает водолаз-сапер. — Намного сложнее определить и степень опасности: под водой боеприпасы ржавеют, находятся в условиях практически нулевой видимости. Найти взрывчатое вещество помогают подводные миноискатели, но часто приходится работать просто на ощупь. Пока поднимаешь боеприпасы на землю, конечно же, рискуешь. Обезвредить же их под водой — значит нанести ущерб окружающей среде.
Евгений Воронов — водолаз с 11-летним стажем. Когда шел в армию, даже подумать не мог, что здесь останется, а тем более получит профессию, которую полюбит навсегда. Теперь он, водолаз первого класса, обучает водолазным и саперным делам бойцов, которые приходят в бригаду после «учебки».
Но никто не отменял и выполнение задач. Евгений — всегда в эпицентре чрезвычайных ситуаций. Вместе с коллегами вытаскивал из реки Сож авиационную бомбу времен Великой Отечественной (необычную находку сделали в центральном парке Гомеля), обезвреживал фугасных бомбу в Александрии, предупредил трагедию в Орше, когда под мостом в Днепре откуда-то взялись шесть мин ...
За годы службы Евгений Воронов обезвредил около 10 тысяч боеприпасов. Провел под водой почти тысячу часов. Спускается туда в любую погоду. Не помеха для водолазов и лед. Но при минус двадцати, как говорят специалисты, под воду уже не пойдешь — замерзнет снаряжение.
Кстати, работу водолазов недавно облегчило новый снаряжение. Весит оно сейчас всего 47 килограммов. Прежнее — почти вдвое тяжелее, но, как говорят водолазы, под водой этот вес не ощущается. Новое снаряжение более мобильное, а современные технологии облегчили ведение беседы с водолазом под водой. Кроме того, можно контролировать, на какой глубине он находится, какие действия осуществляет.
Водолаз не работает один. Всегда есть специалисты, которые его обеспечивают: помогают одеться, раздеться. Пока водолаз находится под водой, кто-то должен держать с ним связь и в любую минуту в случае возникновения внештатной ситуации броситься на помощь. Это физически подготовленные люди, так как под водой может случиться все, что угодно.
— Небольшой страх есть всегда, — признается Евгений Воронов. — Как поведут себя те или иные боеприпасы в конкретной ситуации, особенно с учетом времени, которое они пролежали в воде, никто не знает. Но кто-то же должен выполнять эту работу. Да и какая жизнь без адреналина?!
Руководитель школы водолазов, командир разведводолазного взвода, водолаз-инструктор 188-й инженерной бригады гвардии старший прапорщик Александр АНЧУК:
— Наша школа — единственное учебное заведение в стране по подготовке водолазов в интересах Вооруженных Сил. Здесь учатся солдаты срочной службы, повышают свою квалификацию офицеры, прапорщики, нештатные водолазы, которые в будущем смогут управлять водолазными работами. Кроме обучения, за водолазами 188-й инженерной бригады закреплены две области по подводному разминированию: Могилевская и Гомельская. В основном достаем из-под воды боеприпасы времен Великой Отечественной войны, после уничтожаем.
Старший офицер штаба управления инженерных войск Генерального штаба Вооруженных Сил подполковник Сергей ДЕМЧИШИН:
— Чтобы стать водолазом, нужно пройти очень жесткий отбор. Требования к здоровью еще более строгие, чем у летчиков. У людей, работающих под водой, много специфических заболеваний. Перед тем как проходить медкомиссию, человек отправляется в барокамеру. Там создается соответствующее давление, и мы смотрим, может ли этот человек без ущерба для жизни находится под водой или нет. Кроме того, водолаз должен быть физически подготовленным. Выносливость — одно из основных качеств людей этой профессии. Человек должен быть и психологически устойчивым: если он начинает паниковать еще на берегу, в воду мы его уже никогда не пустим — вода ошибок не прощает.
Вероника КАНЮТА
Фото Сергея НИКОНОВИЧА
Понедельник для Львов — благоприятный день для творчества и новых идей.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.