Сколько сейчас в деревнях можно встретить пустующих зданий школ, клубов, производственных помещений! В последнее время в список активно добавляются бывшие бани. Без хозяина все это постепенно разрушается, зарастает бурьяном и становится головной болью для местной власти. Поэтому примеры, когда пустующие объекты обретают новую жизнь, вселяют определенный оптимизм – потому что дают надежду на дальнейшую перспективу деревни. Один из таких примеров удалось увидеть в глуби Полесья, в деревне Литовск Дрогичинского района.
До недавнего времени в Литовске располагалась ремонтно-механическая мастерская сельхозпредприятия «Закозельский». Но, как сейчас нередко бывает, в результате реорганизаций, укрупнений, оптимизаций объект попал под сокращение, а капитальная постройка осталась.
Наличие прочного здания и подтолкнуло Александра Голобурду предпринять здесь свой бизнес. Александр - не заезжий инвестор, даже не предприниматель со стажем. Он житель соседнего Закозеля, а родился и вырос в Литовске.
До недавнего времени работал в местном хозяйстве механизатором, водителем, на других участках. А когда помещение мастерской освободилась, просчитали все с женой-бухгалтером, составили свой бизнес-план и решили рискнуть.
Здание Александр Александрович купил в 2014 году за 120 миллионов рублей и открыл в нем пилораму. Есть уже необходимая техника, оборудование - дело ладится. Первые три года показали, что спрос на услуги по распиловке древесины есть. С регистрацией нового деревенского предприятия «Литовск-Пром» семь человек получили работу.
- Древесину берем в лесу, - рассказывает Александр Голобурда. - Мы оказываем услуги лесхозу по разработке лесных участков. Наша бригада заготавливает лес, а лесхоз рассчитывается частично деньгами, а частично древесиной. Для работы в лесу есть трактор, гидроманипулятор, все необходимые приспособления. Таким образом в порядке взаиморасчета мы получаем деловую древесину. Распиливаем ее на своей производственной базе, получаем строительный материал. 80 процентов наших потребителей - это физические лица, застройщики частного жилья.
Сейчас, как известно, темпы строительства несколько замедлились, кредиты получить стало сложнее, но несмотря на это жизнь продолжается, люди понемногу возводят жилье. И даже при наличии конкурента, еще одной пилорамы в деревне Завершье, заказов на пиломатериалы хватает.
Александр говорит, что они работают и с материалами заказчика, например, оказывают услуги по распиловке. Но это случается очень редко, так как людям невыгодно. Ехать в лес самостоятельно, заготавливать древесину, вывозить бревна обойдется слишком дорого. Лучше купить готовые материалы - доски или стропила - на пилораме. Застройщикам здесь предлагают также деревянные лестницы для коттеджа. А еще делают беседки, столы, стулья для дачного интерьера...
Интерес к древесине Александру передалась от отца. Тот был плотником на всю деревню. Вот и у сына постоянно жила любовь к работе с деревом, которую он смог воплотить в небольшом собственном предприятии. И людей для производства подобрал из единомышленников-умельцев. Коллективом своим Александр гордится, говорит, что ребята могут все: как в лесу с деревом разобраться, так и сделать из древесины качественный материал или вещь.
Ну вот, например, Александр Жарко специального образования не имеет, а руки золотые. Раньше успешно зарабатывал на жизнь в России. Такого столяра-плотника на любую стройку брали. А сейчас ситуация поменялась, житель Дрогичина задумался о том, что нужно было бы нарабатывать пенсионный стаж. Да и вообще работать дома, на месте, лучше, чем жить по общежитиям, перекусывать чем придется. А тут и работа подвернулась. Застать мастера пришлось за работой над крестом для церкви деревни Воловель. За эту работу, кстати, пилорама взялась на условиях благотворительности. И было очевидно, что дерево в руках Александра Жарко превращается в произведение искусства. А еще есть столы, стулья, полки в качестве образца или пробных экземпляров, которые выглядят чрезвычайно привлекательно.
- Вот и Михаил Марковский, Сергей Голобурда тоже наши универсальные работники, которые умеют все, - рассказывает хозяин пилорамы. - Зарплата у работника выходит от 400 до 500 рублей, больше пока платить не получается, предприятие еще на стадии становления. Недавно пришлось брать кредит на покупку оборудования.
Соглашаемся, что в сельской местности далеко не каждый имеет такую зарплату. Главное, что новый сельский предприниматель намерен развивать свое производство. Уже в этом году он купил здание бывшей бани за одну базовую величину - там постепенно будет оборудован цех для сушки древесины. Чтобы производить качественные элементы мебели, другие деревянные вещи, доски должны быть высушены до кондиции. Пока такой возможности не было. Материал складывается во дворе или в помещении самой мастерской.
Сейчас, с наступлением весны, поднялся спрос на садовые беседки. Готовая беседка со скамейками под металлической крышей обойдется потребителю в 500 рублей. Заказы есть, изготовление одной из них подходит к завершению. По словам хозяина, абсолютное большинство клиентов пилорамы - жители своего района, поэтому реклама в районной газете его пока устраивает.
А рекламой материала для ограждения является новый аккуратный забор по всему периметру двора бывшей мастерской. Председатель Закозельского сельского Совета Михаил Володкевич отметил, что деревенские жители покупают здесь штакетник.
Председатель Дрогичинского районного Совета Светлана БАРТОШ:
- Предприятие «Литовск-Пром» - не единственный пример частной инициативы в Закозельском сельсовете. В 2014 году предприниматель из Бреста купил комплекс школьных зданий в деревне Суличево. Частное предприятие «Иванель» организовало здесь ремонт колес крупногабаритной сельскохозяйственной техники. И аграрии очень довольны близостью сервиса. Раньше колеса от отдельных тракторов приходилось возить даже в Брест, а сейчас все можно сделать на месте.
Еще одну бывшую школу района предприниматель переоборудовал под предприятие по выпуску тротуарной плитки и бетонных изделий. Названное производство находится в деревне Лесники. И это только отдельные примеры. В период с конца прошлого и на начало этого года проданы три здания бань. Предполагается, что все они будут приспособлены под производство, там появятся новые рабочие места.
За предыдущую пятилетку в районе привлечены в хозяйственный оборот 42 объекта, которые не использовались, общей площадью 12,7 тысячи квадратных метров. На этих объектах начиная с 2012 года создано 28 рабочих мест. Основным способом привлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества определена продажа. Поэтому ежегодно организовывается около сотни аукционов.
Светлана ЯСКЕВИЧ
Хорошо там, где молодежь есть!
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.