Вы здесь

Как понять Эдуарда Ханка?


Неожиданный скандал встряхнул тихую поверхность чистого озера белорусского эстрады. Волны - потрясения или негодования (за одну или за другую сторону) - пошли далеко, получили резонанс: Ханок против использования его песен самыми титулованными сегодня отечественными артистами... Действительно странно: все же наши, и такие близкие, хорошие люди. И Ядвига Поплавская в сложной, очень эмоциональной ситуации, в которой невозможно ей не сочувствовать и невозможно не понять: тот вечер, когда звучали песни в память о Александре Тихоновиче, для нее был больше, чем выступление на сцене (возможно, поэтому она опустила формальности, обычные для концерта?). Это был вечер-ужин, на сороковой день, куда пригласили друзей. И все это поняли...


Принципиально не согласился понять Эдуард Семенович: он-то присутствовал на концерте. С формальной стороны это так. И с формальной стороны священное авторское право - превыше всего. Людей, которые живы, и им больно; тех, которых уже нет и которым, вспомнив нашего самого морального писателя Василя Быкова, уже не больно. Когда мы читали эту повесть, то понимали, что по-человечески, а что - нет. И как же понимать, чего действительно хочет Эдуард Семенович, потому что сам он то напоминает о финансовых обязанности певцов, то его якобы «деньги не интересуют», он только за справедливость, независимо от цены вопроса. Потому что в концерте действительно герои - не только артисты, но и авторы песен. Но и Ядвигу Поплавскую понять можно: если бы звучало много имен, то за ними угасло бы то имя, ради которого она все это организовала.

И Эдуарда Ханка понять можно не только с точки зрения Конституции и авторского права. Ведь Эдуард Семенович - больше, чем композитор. Дело не столько в его высоком, очень высоком музыкальном образовании, которое он получил в Московской консерватории: такое образование давало основания создавать масштабные музыкальные произведения, но он предпочел создавать песни. Хиты. Их пели топ-артисты СССР, одна Пугачева чего стоит. Они очень быстро (на удивление, гораздо быстрее, чем масштабные академические произведения) приносили славу автору.

Согласно тому, как жили, как долго держались его хиты на пике популярности, композитор пришел к пониманию законов, которым подчиняется шоу-бизнес - советский или мировой. Эдуард Ханок предложил собственную «теорию волн», которую обосновал на примере советских артистов, с которыми был знаком и за творчеством которых наблюдал.

Чуть более 20 лет назад на страницах «Звязды» мы впервые обратились к «теории волн» Эдуарда Ханка. Сам автор объяснял законы популярности, с конкретными примерами. Самым ярким примером для него стала как раз Алла Борисовна, чья популярность, по мнению теоретика, стала снижаться. По мнению автора теории, пять-шесть лет можно продержаться на пике волны - и начинается спад, интерес снижается и человека вообще могут забыть. И тогда нужны другие поводы, чтобы поднять очередную волну: пластические операции, о которых говорит вся страна, новые мужья, которых обсуждают... Да что там говорить, любой скандал, согласно с теорией Ханка, способен поднять новую волну интереса к артисту, после чего у него снова концерты, гастроли, зарплаты...

Теория Ханка имела резонанс. Он ее популярно изложил в конце 90-х годов в книге и после появления «Пу-га-чев-щи-ны!» сумел привлечь интерес уже к себе, стал востребованным, даже в Москве. Было много интервью, встреч, где Эдуард Ханок объяснял суть своего изобретения, получив... свою волну популярности на бывшем большом постсоветском пространстве.

Она пошла на спад, по-видимому, тогда, когда обиженная Пугачева потребовала публичного извинения от Ханка, который для нее был прежде всего композитором, автором нескольких песен, которые стали популярными в ее исполнении. И тут интерес был взаимный: это честь, если первая певица страны берет для исполнения твои песни.

Эдуард Семенович на самом деле и это прекрасно понимает: многое в успехе песни зависит от артиста - его вокальных качеств, таланта, харизмы. Но тот момент, когда исполнитель обеспечивает популярность и известность композитору, авторское право не отражает. А здесь не все так просто. Ведь даже у некоторых песен Ханка было по несколько исполнителей, но лишь один из них смог превратить произведение в шлягер. Например, «Зима» стала популярной благодаря Эдуарду Хилю (хотя пели ее и другие), а песня "Здравствуй, чужая милая" как будто ждала Александра Солодуху. Да в одном интервью сам Эдуард Ханок признавался, что «Журавлика» и «Песню первоклассника» сама Пугачева «на его глазах сделала» - в том виде, в котором эта песня пришла к слушателям. Да и то же в отношении знаменитой «Малиновки», или вот еще цитата Ханка из интервью по поводу песни «Вы шумите, шумите, надо мною березы», какая у нее была бы судьба: «Если бы она не понравилась солисту «Сяброў» Анатолию Ярмоленко, который довел ее до ума...» Но это Эдуард Ханок говорил, когда уже посчитал, что перерос профессию композитора и стал теоретиком (и жил этим).

Но отработанная теория уже отработалась. Прошло время... Жизнь такова: иногда приходится возвращаться в прошлое и вновь считать себя прежде всего композитором. Активно напоминать об этом, утверждая права композитора (которые не очень волновали теоретика).

Новая волна?

Лариса ТИМОШИК

tsimoshyk@zviazda.by

Комментарии

Песню делают 3 человека, но многое в песне зависит от исполнителя. Да ту же всеми любимую "Зиму" продвигал не Ханок, а Хиль. Эдуард Семёнович, когда песню не пустили, ибо "что это за деревенская частушка", махнул на неё рукой. А Эдуард Хиль 2 года таскался с этой песней в редакцию, сделал собственную аранжировку. И только в 1970 году песня зазвучала.
В том то и дело, что если бы не исполнители песен Ханка, то про него бы не знал никто. То что из себя представляют песни Эдуарда Семёновича в оригинале можно послушать в его сольном номере "Самурай", а хитами их делали именно аранжировщики, в том числе тот же покойный Тихонович.
Ханок воспользовался созданием "волны" своей популярности, используя грубый, жестокий скандал в отношении добрейшей, талантливейшей, любимицей народов, истинной и реальной Народной артистки Ядвиги Поплавской. По законам этики, воспитания, христианства, морали, мужских качеств - это недостойно человека, мужчины, коллеги-музыканта. Поступок Ханка позорный для его имени, хоть и по его теории "волна" популярности, плохой популярности. Это сделано им из-за ощущения невостребованности по причине отсутствия авторитета. Но у него есть возможность все исправить. Ядвига Поплавская не злопамятная, простит и простят ее фанаты, поклонники ее творчества, миллионы слушателей.

Выбор редакции

Общество

Новый коронавирус. Что известно о штамме «Омикрон»

Новый коронавирус. Что известно о штамме «Омикрон»

Его нашли в странах Южной Африки, в частности, в ЮАР и Ботсване.

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на вторник

Кризис на границе. Вся оперативная информация на вторник

Оперативная информация с белорусско-польской границы.