Наша газета уже писала о том, что в Орше снесли Мемориальный музей Героя Советского Союза Константина Заслонова. Об этом «позаботился» прошлогодний июльский ураган, который не оставил шансов на реставрацию. Но фактически музей продолжает существовать - временно экспозиция находится на выставочной площадке Оршанского музея истории и культуры города.
Сегодня ставится вопрос о том, где на постоянной основе разместить музейные предметы, связанные с жизнью и деятельностью легендарного железнодорожника. Оршанский райисполком, который является основателем учреждения культуры, предлагает приспособить под музей историческое здание в центре города. Не отметается и такой вариант, что музей будет построен заново возле железнодорожного вокзала - на том самом месте, где он находился более чем 60 лет. Но пока идут разговоры, потенциальные посетители приходят на пустырь. В лучшем случае идут «к Заслонову» - туда, где он временно «прописался».
О будущем одного из старейших музеев страны пообщались во время круглого стола, который прошел в Издательском доме «Звязда». В обсуждении приняли участие заместитель председателя Оршанского райисполкома Олег Смирновский, дочь Героя Советского Союза Ирина Заслонова, главный специалист управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры Анжелика ЯНКОВСКАЯ, начальник сектора идеологии и социально-культурной работы Минского отделения Белорусского железной дороги Оксана СМОРГОВА.
Главное - сохранить
- Где быть музею: возле железнодорожного вокзала, где он находился более 60 лет, или в другом месте?
Олег Смирновский: - Ситуация, которая сложилась вокруг Мемориального музея Героя Советского Союза Константина Заслонова, волнует не только власть, но и общественность Орши, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны. Здание, где с 1952-го помещалась экспозиция, имело более чем столетнюю историю. Когда-то оно находилось на балансе Белорусского железной дороги, но, и передав здание в собственность города, железнодорожники регулярно поддерживали его через выделение средств на косметический ремонт.
Для меня лично музей Константина Заслонова - то место, где меня принимали в комсомол. К сожалению, природа вмешалась, и сегодня у нас нет здания. После того как произошло несчастье, принимать решение нужно было оперативно. Спасать макеты оружия, личные вещи Константина Заслонова - те экспонаты, которым нельзя найти замену, поэтому решили музей срочно эвакуировать. Работа не прекращалась до тех пор, пока оттуда не был вывезен последний экспонат.
Анжелика Янковская: - Тем не менее сегодня музей существует. Уничтожено только здание. Осуществляет свою деятельность коллектив музейных работников, сохранен фонд, создана экспозиция, хотя она и размещена сейчас на меньшей площади.
Олег Смирновский: - Чтобы принять решение для дальнейшего определения - ремонтировать или сносить здание, мы пригласили предприятие «Салюс» из Новополоцка провести специальное исследование. Согласно заключению, из-за больших разрушений здание ремонту не подлежало, а пребывание в помещениях людей категорически запрещалось. Музей был снесен. Но для того чтобы сохранить память о Герое Советского Союза (а Орша у многих ассоциируется не только с «Катюшами», а и с Заслоновым), экспозицию временно перенесли в один из залов Музея истории и культуры города Орши.
В настоящее время рассматриваются различные варианты ее размещения на постоянной основе. Если будет принято решение о строительстве отдельного музейного здания, наверное, не очень правильно возводить музей далеко от железнодорожного вокзала: жизнь и деятельность Константина Заслонова напрямую связана с железной дорогой. Не будем забывать, что Орша - один из крупнейших железнодорожных узлов Беларуси, и если он ассоциируется с именем Заслонова, то лишаться памяти об этом человеке неправильно. Тем более что останки Героя Советского Союза перезахоронены именно на станции Орша-Центральная.
Оксана Сморгова: - Белорусская железная дорога на самом высоком уровне чтит память о Константине Заслонове. Это героический, большой человек. Именем Константина Заслонова названо локомотивное депо Орша, железнодорожная станция, детская железная дорога. Люди, которые приходят к нам на работу, знают историю Белорусской железной дороги, ее героев. Минское отделение, руководство Белорусской железной дороги поддержат все начинания, связанные с восстановлением музея. Мы за то, чтобы музей был, чтобы память о Константине Заслонове сохранялась и в дальнейшем. Однозначно, он должен находиться в шаговой доступности от мест массового посещения людей. А все потому, чтобы как можно больше людей знало свою историю. И это касается не только жителей Орши, но и тех, кто бывает там проездом.
Олег Смирновский: - Есть и такая идея, которая, возможно, не совсем соответствует всем нормам музеефикации. Взять настоящий паровоз (думаю, в собственности Белорусской железной дороги они еще есть), пассажирский вагон, теплушку и, соответствующе приспособив, разместить в них экспозицию. Подобного музея на территории Беларуси нет, и я не знаю, есть ли такой вообще в мире. Если «Аврора» может быть музеем, подводная лодка в Москве также выполняет функцию музея, то почему бы и нет? Я думаю, Белорусская железная дорога оказала бы содействие и предоставила вагоны, которые не соответствуют сегодня ходовым качествам.
Анжелика Янковская: - Музей в первую очередь должен обеспечить сохранность культурных ценностей, музейных предметов, которые включены в основной фонд. Поэтому вызывает сомнение возможность разместить экспозицию в вагонах. Учитывая, что в фондах музея находятся и мемориальные вещи, предметы быта, а не только документы и материалы, связанные с партизанской деятельностью, мне кажется, что более правильно, чтобы музейные предметы находились в здании или в отдельном помещении. Музеефикация вагонов тоже имеет право на существование, но не для создания мемориального музея Константина Сергеевича Заслонова. Как один из объектов музея - возможно, но не в качестве помещения для размещения постоянной экспозиции.
Олег Смирновский: - Безусловно, в таком случае экспозиция должна быть размещена по всем правилам, как того требуют законы музейного дела.
Анжелика Янковская: - Практика создания экспозиций в вагонах, полуприцепах существует. Подобный проект прорабатывается в Вилейском районе: проектируется эшелон, посвященный событиям Первой мировой войны на Вилейщине. Но, насколько мне известно, там не планируется размещение музейных предметов основного фонда, а будут представлены только копийные материалы, муляжи, макеты, которые не требуют соблюдения температурно-влажностного режима, потеря которых возобновляема. В прошлом году Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны был создан мобильный музей, но хранение музейных предметов на постоянной основе там не предусмотрено.
Ирина Заслонова: - Этот человек сделал настолько много для Беларуси, что достоин того, чтобы его жизнь и деятельность были представлены именно в отдельном здании. Жители Орши, туристы хорошо знают, что такой музей существовал изначально. В перерывах между пересадками или в ожидании своего поезда они с удовольствием проводили время за просмотром экспозиции. И вдруг все исчезло, куда-то надо идти и где-то что-то искать. Да и знают ли они, где сейчас находится экспозиция?
Олег Смирновский: - Узнать, что музей не разрушили, а экспозиция перенесена в другое место, можно в Доме культуры железнодорожников, который находится в 25 метрах от здания бывшего музея. Информация о новом местонахождении экспозиции есть и на сайте Оршанского райисполкома, Музейного комплекса истории и культуры Оршанщины.
Широкая сфера деятельности музея увеличить количество посетителей
- Предусмотрена ли смена концепции Мемориального музея Заслонова?
Олег Смирновский: - Если, согласно принятому решению, музей расположится в центре города - по улице Мира, 6, - скорее всего, это будет Военно-исторический музей или музей защитников Отечества имени Константина Заслонова. Войн, прошедших через Оршанщину, было немало, поэтому рассказать нам есть о чем. Но, даже если изменится концепция музея, в любом случае он будет носить имя Героя Советского Союза.
Ирина Заслонова: - Возможно, музей уже не вернется на прежнее место, но, на мой взгляд, он должен быть около железнодорожного вокзала. Пусть это будет даже самое маленькое здание, но важно, чтобы он был самостоятельным.
Анжелика Янковская: - Конечно же, существует практика размещения мемориальных экспозиций в музеях более широкого профиля. Яркий пример - Могилевский областной художественный музей имени Павла Масленникова. В одном здании располагается экспозиция, посвященная непосредственно жизни и творчеству народного художника, достаточно здесь площади и для представления других коллекций и экспозиций музея. В выставочных помещениях проводятся сменные выставки. Чем большая площадь выделена для работы музея, тем большая возможность проведения многочисленных культурных мероприятий, а значит, привлечения более широких слоев населения. Поэтому нужно хорошо взвесить: небольшое, но отдельное здание или большое помещение, где будут сосуществовать рядом и другие экспозиции, конференц-залы, выставочные площадки. Это всегда идет на пользу музею: чем шире его сфера деятельности, тем выше интерес к музею у населения. Поэтому настаивать, чтобы музей появился именно на том месте, где он был, наверное, не совсем правильно. Другое дело, если на балансе района есть соответствующее здание, которое находится неподалеку от вокзала.
Олег Смирновский: - Раньше то, что находилось в районе вокзала, относилось к Белорусской железной дороге: начиная от коммунальной собственности, заканчивая жилым фондом. Постепенно что-то передается городу, но в основном это касается жилого фонда. Приспособить музей в жилом доме - не самый лучший вариант: у кого-то залило, у другого неполадки с электричеством. И это все не на пользу экспонатам!
Разместить экспозицию в том же Доме культуры железнодорожников, где, кстати, она изначально находилась (с 1948 по 1952 год. - Авт.), тоже неправильно. Открыть музей в школе? Во-первых, в одной из школ есть музей военной истории, где отдельный блок посвящен Константину Заслонову. Во-вторых, школьный музей не может быть мемориальным. Есть проект музея Заслонова оршанского архитектора Н. А. Сморчека, но по сегодняшним меркам это третья часть Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, поэтому возводить трехэтажное здание не совсем правильно. Мы понимаем, где бы мы ни делали музей, в любом случае на это необходимы немалые средства, но все-таки музей должен быть в районе железнодорожного вокзала.
Оксана Сморгова: - Надо еще учитывать и такой факт, что железная дорога - это зона повышенной опасности. Мы не можем допустить, чтобы пассажиры ходили по железнодорожным путям. Поэтому если музей будет расположен на территории депо, доступ к нему будет ограничен.
Ирина Заслонова: - Все сводится к тому, чтобы на том же месте или рядом музей был возведен заново. Теперь надо думать о том, как построить здание, а потом уже говорить о концепции экспозиции. Основной вопрос - быть или нет быть музею самостоятельным. На мой взгляд, если уж и вкладывать средства, то на постройку нового здания, а не на модернизацию старого.
Олег Смирновский: - Однозначно, если делать, то делать хорошо и качественно. Если и создавать музей в уже существующем здании, то это в любом случае будет не приспособление, а реконструкция. И такие примеры в районе есть. Оршанский музей Владимира Короткевича сегодня расположен в том здании, где раньше был роддом, в котором известный писатель появился на свет. Сегодня это современный музей, который пользуется популярностью как у жителей, так и у гостей Оршанщины.
Живем, пока помним
- Сохранение исторической памяти о героях Великой Отечественной: новые подходы или приверженность традициям?
Оксана Сморгова: - На базе локомотивного депо Орша есть музей революционной, боевой и трудовой славы - одним словом, народный музей. В трех залах содержатся экспозиции, посвященные Константину Заслонову: схема маршрута по местам боев заслоновцев, фотографии, витражи развития строительства депо с отображением памятника Заслонову, рассказ о профтехшколе в Великих Луках, где учился будущий герой... Музей посещают школьники города, особые торжества происходят у памятника-могилы партизанского командира на железнодорожном вокзале во время 9 мая и 3 июля. Это те места, которые наиболее ценят железнодорожники.
Олег Смирновский: - Для того чтобы музей Заслонова, как и любой другой музей, посещало молодое поколение, сегодня уже недостаточно рассказывать историю через определенные экспонаты, как это было раньше. Главное - через экспозицию добиться того, чтобы молодого человека, который зашел в музей, охватывала бы гордость за поколение людей, отстоявших для нас Победу, мирное небо над нашими головами. Значимость Победы сегодня нельзя переоценить, и, придя в музей Константина Заслонова, человек должен это понимать.
Когда в Оршу приезжают делегации из разных стран мира, мы обязательно стараемся включить в их командировку посещение мест или учреждений, связанных с мемориализацией памяти о Великой Отечественной войне. И люди, увидев это, понимают, почему для белорусов важна память о тех трагических и вместе с тем героических событиях. Они поражены тем, как мы ценим людей, которые добывали Победу: будь то фронтовики, партизаны или те, кто много работал в тылу. Поэтому не надо придумывать новых подходов, у нас все это есть.
Ирина Заслонова: - Сотрудники музея Заслонова в свое время настолько хорошо поработали, собрав огромный материал о всех отрядах и бригадах, которые в годы Великой Отечественной войны действовали в Оршанском районе. Благодаря им, не упущена ни одна фамилия, ни одна деталь. К сожалению, с каждым годом отца вспоминают все меньше. О нем написано пять книг. И каждый писал то, на что способен. Я объездила многие архивы бывшего Советского Союза и издала книгу, основанную на документальном материале. Можно было бы ее переиздать и все полученные за нее средства направить на строительство нового музея.
Оксана Сморгова: - Сегодня мало показать экспозицию, надо еще и заинтересовать посетителя, чтобы он опять вернулся. Современный музей должен сочетать в себе историческую память с новейшими тенденциями в деле музеефикации. Прежде всего мы создаем это для детей, для будущих поколений: мы живы, пока жива память о подвигах наших великих предков. Сегодняшним музеям не хватает интерактивности. Хорошим примером современного оснащения экспозиции может стать новый музей истории Великой Отечественной войны.
Анжелика Янковская: - Современные технологии, подходы в построении экспозиций дают очень хорошую возможность обеспечения доступа посетителей к информации, документам, которые не представлены широко. При создании новых экспозиций используются инфокиоски, многочисленные плазменные и интерактивные панели. Благодаря современным технологиям, посетители могут самостоятельно познакомиться с историей музейного предмета. Это только на пользу как фондовой, так и культурно-образовательной работе. Поэтому чем большая площадь будет выделена для музея Константина Заслонова, его экспозиции и фондохранилища, тем более все это пойдет на пользу развитию учреждения.
Олег Смирновский: - Строим ли мы новое здание или возрождаем старое - в любом случае это должна быть республиканская программа. Мы понимаем, что районный бюджет и даже областной не потянет необходимые затраты. Надеемся, что Министерство культуры Беларуси включить этот объект в определенную программу, чтобы на будущий Мемориальный музей Героя Советского Союза Константина Заслонова шло целевое финансирование. Всегда в сложных ситуациях подставляет нам плечо и Белорусская железная дорога. Сегодня надо засучить рукава и всем миром возрождать музей!
Вероника КАНЮТА
Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО
Два дня были насыщены уникальными выставками, полезными проектами и интерактивными площадками.
Один из лучших участковых Могилева-о пути к мечте и профессиональных буднях.
Тельцы будут в центре событий с самого начала недели.