Вы здесь

Появится ли в столице площадь имени Эдварда Войниловича?


Щедрый меценат, яркий общественный деятель своего времени, Эдвард Войнилович оставил по себе исключительно положительные воспоминания. Его фигура ассоциируется только с созидательной деятельностью, а личность считается примером высокой нравственности, духовности, христианского мировоззрения. Он достойно прожил жизнь, выдержал все удары судьбы, в том числе страшную трагедию - смерть детей и жены. Более года назад был начат процесс беатификации (признания святым) Эдварда Войниловича, и уже сегодня пройден первый этап - католической церковью он считается благословенным.

Два года назад "Звязда" уже поднимала тему значимости широкой популяризации наследия мецената, основательного исследования его жизни и деятельности. В этом году, когда мы будем отмечать 170-летие Эдварда Войниловича, эта тема снова приобретает важность. Тем более существенна инициатива придания его имени одной из площадей столицы. Поэтому, чтобы обсудить за круглым столом сделанное за два года и поговорить о перспективах дальнейших исследований, мы снова пригласили в редакцию экспертов. К нам пожаловали: директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент Вячеслав Данилович, профессор, доктор филологических наук Адам Мальдис и заведующий отделом истории Беларуси Нового времени Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук Андрей Внучек.


Он белорус, с наших земель

- Несколько месяцев назад начала громко произноситься идея о придании площади в Минске, неподалеку от костела Святых Симеона и Елены, имени основателя этого храма Эдварда Войниловича. Шаг вполне логичный, так как Войнилович много сделал для развития духовности не только столицы, но и других городов Беларуси. Как научно-историческое сообщество восприняло эту инициативу и что в целом следует сделать для еще более широкой популяризации наследия нашего выдающегося земляка?

Вячеслав Данилович:

- 2017 год объявлен в Беларуси Годом науки, и очень символично, что как раз на этот год приходится ряд знаковых для нашей истории юбилеев. Это 500-летие белорусского книгопечатания, 950-летие Минска, 100-летие Февральской и Октябрьской революций, в этом году мы отметим и 170-летие со дня рождения Эдварда Войниловича. Поэтому в Институте истории НАН Беларуси мы особенно много внимания уделяем распространению сведений и популяризации отечественной истории. Делаем это, чтобы воспитывать подрастающее поколение, доносить до широкой общественности сведения о знаковых фигурах истории, которые связаны с созидательной деятельностью, являются прекрасным примером служения родине, тому месту, где родились. Эдвард Войнилович, безусловно, одна из таких личностей.

Поэтому, естественно, на наш взгляд, следует назвать одну из столичных улиц или площадей или сквер (это уже будет решением Минского городского исполнительного комитета) в честь Эдварда Войниловича. Это будет знаковым решением. Я хотел бы подчеркнуть, что этот человек был прежде всего создателем. Он один из немногих представителей нашей шляхты, который открыто говорил, что он белорус и происходит из нашей местности. Для него белорусская земля родная. В своих воспоминаниях Войнилович писал: «Род наш ни перед кем не снимал шапки, Войниловичи не пришли ни с запада, ни с востока, они коренные, местные, кровь от крови и кость от кости этого народа, который когда-то хоронил своих представителей в этих курганах, а сейчас на деревенском кладбище, и родную свою землю белорусскую пашет сохой". Мы видим, что Войнилович отлично понимал: здесь его корни, он происходил из этой земли и по возможности делал все, чтобы укрепить ее, всю страну, содействовать благополучию людей, которые здесь живут, и дать им возможность плодотворно развиваться и впредь.

Адам Мальдис:

- Действительно, Эдвард Войнилович в свое время был одним из немногих, кто понимал, что на этих землях живет белорусский народ. Он одинаково хорошо говорил по-польски, по-русски и по-белорусски, также владел немецким и французским языками. А мы знаем, чем большим количеством языков владеет человек, тем он богаче духовно. Войнилович считал, что земля - ​​центр для народа, который здесь живет. Он иногда не называл народ белорусами, а потом смело говорил и о себе, и о своих земляках как о белорусах. В то время как многие магнаты, например Радзивиллы, Чарторыйские, никогда себя белорусами не называли. Они были аристократами пришлыми, а Войнилович - здешний, происходил из местного древнего рода Войнил. Не так давно ко мне приезжал из Парижа потомок Войнил и рассказал, что их род здесь жил издревле. Но сам Войнилович был человеком скромным. Он не раз писал, что хотел бы быть похороненным на Копыльщине, где рядом с Савичами находится древний курган. Там похоронены его предки.

Вячеслав Данилович:

- Когда к нам в институт обратились с предложением провести мероприятия по чествованию памяти и дел этого человека, мы с удовольствием откликнулись. Уже несколько лет проводится цикл региональных мероприятий, посвященных личности Войниловича. Начали в 2015 году в Копыле, где прошла первая из конференций. Продолжили дело в 2016-м в Несвиже, также региональной конференцией, а в этом году осенью проведем международную конференцию совместно со Слуцким районным исполнительным комитетом, которая будет посвящена 170-летию мецената. Слуцкая земля тесно связана с судьбой Войниловича. Это научное мероприятие станет важным событием для Слуцка. Мы стараемся устраивать конференции не только для академических ученых, но приглашаем на мероприятия учеников, учителей, они получают возможность послушать ученых, задать вопрос, узнать что-то новое по истории родной земли и самим высказаться.

Но знаковость нынешней конференции в том, что накануне мы совместно со Слуцким райисполкомом проведем конкурс научно-краеведческих работ учащихся Слуцка, посвященных истории мест, личности Эдварда Войниловича. На конференции будут представлены лучшие работы. Ведем также переговоры о возможности отметить победителей не только дипломами, но и подарками. Думается, этой конференцией мы засвидетельствуем значение Слуцка в истории Беларуси и почтим память Эдварда Войниловича.

От материалов - к монографии

- Насколько исследовано наследие Эдварда Войниловича? Мы знаем, что в переводе на белорусский язык вышла часть его воспоминаний. Есть ли в планах написать обстоятельную монографию, возможно, создать персональную энциклопедию, посвященную его личности?

Андрей Внучек:

- Много еще ученым предстоит сделать в области изучения биографии Эдварда Войниловича. Есть воспоминания, изданные по-белорусски, которые вы упомянули, два сборника материалов, вышедших за последние годы, ранее публиковались материалы, статьи, посвященные его творчеству и фигуре. Но сегодня, если говорить о биографистике в белорусской историографии, то таких работ, посвященных отдельным фигурам, не так и много. И Войнилович, безусловно, обстоятельного исследования заслуживает. Мы можем говорить, что для нас, ученых, это в некотором смысле вызов. Ведь на сотрудников Института истории в этом случае обращают внимание в первую очередь. Поэтому именно мы уже три года подряд проводим конференции, посвященные Эдварду Войниловичу. Это показывает заинтересованность ученых темой, ее востребованность обществом, а также то, что материалы для исследований есть. Мы имеем пространство для деятельности, но есть уже и наработки, на основе которых можно создавать монографию, писать биографию, даже энциклопедию Войниловича.

- Возможно, стоило бы написать биографический роман?

Вячеслав Данилович.

Вячеслав Данилович:

- С таким предложением нужно обращаться к писателям. Но идея правильная. В любом случае нам прежде всего следует накопить материал. Я уверен, что с течением времени эти точечные исследования объединятся в монографию, посвященную личности Эдварда Войниловича. Возможно, дойдет дело и до энциклопедии.

Адам Мальдис:

- Ко мне постоянно обращаются с просьбами написать книгу о Эдварде Войниловиче. Когда я был еще учеником средней школы, часто ездил с родителями в Вильнюс и ходил по букинистическим магазинам. Приобретал то, что мне казалось связанным с нашим краем. В свое время приобрел и книгу воспоминаний Войниловича, только потому, что фамилия мне показалось белорусской. Уже через много лет написал о нем несколько статей для различных изданий. И мне предложили написать книгу, где стоит соединить научный анализ, эссеистику, при этом написать текст живо, доступно для обычного читателя. Короткевич в свое время меня сагитировал написать повесть "Восень пасярод вясны", связанную с восстанием под руководством Кастуся Калиновского. Поэтому я действительно начал думать, что можно составить уже книгу о Войниловиче, обратил внимание прежде всего на исключительность его личности. Я уже даже начал составлять план. Как член совета по канонизации Войниловича не имею права писать и говорить что-то плохое о Войниловиче. Но здесь действительно можно быть спокойным: никаких слабых человеческих черт я в его личности не вижу.

Пример исключительно положительный

- У широкого общественного сознания личность Вайниловича ассоциируется прежде всего со строительством Красного костела. Но за свою жизнь он сделал много полезных для родного края дел, которые следует помнить и говорить о них.

Вячеслав Данилович:

- Действительно. Но еще я хотел бы подчеркнуть важность принципиального отношения Вайниловича к процессам, происходившим на белорусской земле. Например, он поддерживал наше национальное движение, белорусскую литературу. Не пошел на сотрудничество с германскими оккупационными властями во время Первой мировой войны, когда была оккупирована Минщина. Когда по Рижскому мирному договору произошел раздел Беларуси на Западную и Восточную, Войнилович публично высказался против такого шага. Говорил о том, что единый народ не должен быть разделен на части между различными странами. Войнилович много сделал для развития сельскохозяйственного дела. Он долго возглавлял Минское сельскохозяйственное общество, тогда оно было самым крупным, известным и активным в западных губерниях. В первую очередь этому способствовал Эдвард Войнилович и его активная работа. В Клецке основал расчетно-сберегательный банк, в Слуцке - торговую школу, общество благотворительности. Он заботился об экономическом, культурном развитии края, имел и основательную, принципиальную созидательную позицию, не шел на компромиссы со своей совестью.

Это ключевая личность для своего времени, и признание католической церковью Войниловича благословенным свидетельствует о его высокой духовности. Он сумел выдержать удары судьбы, они не сломили его. А в память о детях, которые умерли, он не просто поставил памятник, но построил настоящий храм, куда могут прийти все, чтобы помолиться, храм, который является символом нашей столицы. Это тоже важный момент.

Адам Мальдис.

Адам Мальдис:

- Действительно, Рижский мирный договор, в результате которого его родную Минщину разделили пополам, Войнилович воспринял с возмущением. Он также принадлежал к тем людям, которые своего имени не потеряли, даже когда было запрещено считать себя белорусом. Здесь он стоит в одном ряду с Франциском Богушевичем, Магдаленой Радзивилл. Войнилович достоин канонизации еще и потому, что, являясь представителем знати средней зажиточности, он никогда не выделял себя как высшую, избранную особу. Стремился быть как все. Войнилович не был революционером, он считал, что нужно развивать край эволюционно. Конечно, он был хорошим хозяином. Через 25 лет существования сельскохозяйственного общества это доказала выставка результатов его труда, которая прошла в Минске. Все чувствовали себя равноправными, он сплачивал представителей всех наций. Поэтому Войниловича смело можно назвать народным хозяином. На должности экономами в своих имениях он назначал простых крестьян, которые были очень сообразительными. Одновременно он был и мучеником. Потерял детей, жену и не захотел жениться снова.

- Также важный момент в том, что его личность объединяла и сегодня объединяет различные конфессии: он спонсировал не только костелы, но и церкви.

Вячеслав Данилович:

- Действительно, Войнилович был человеком с чрезвычайно развитым чувством справедливости, принципиальности, он имел широкие взгляды, заботился о развитии общества и своей страны, учитывая все ее особенности.

Андрей Внучек.

Андрей Внучек:

- Да, Эдвард Войнилович был очень толерантным человеком. Уважал историю, очень хорошо знал семейную родословную вплоть до начала XVI в. и гордился своим родом. Также интересны его воспоминания о восстании 1863-1864 гг. На тот момент ему было 16 лет. Войнилович считал, что восстание не достигнет тех целей, которые ставили повстанцы, а край будет разрушен. Поэтому он стоял на идее ежедневно вести созидательную работу, которая поднимет образование, экономику в крае, сделает из бывших земель ВКЛ процветающую среду. Вместе с тем не осуждал повстанцев, не говорил о них плохо, однако считал, что тех моментов, которые являлись идеалами эпохи, можно было достичь через развитие образования и тяжелый труд.

Кстати, в Слуцком районе Войнилович стал основателем системы страхования. На то время обычный пожар мог уничтожить целую деревню. Люди оставались без ничего, годами могли жить в землянках. Но система страхования, предложенная Войниловичем, настолько минимизировала ущерб от пожаров, что этот подход был взят за основу во всей Российской империи.

Адам Мальдис:

- Сегодня некоторые журналисты называют Вайниловича "белорусским Столыпиным", а я скорее назвал бы Столыпина "российским Войниловичем". Столыпин хотел, чтобы Войнилович после революции 1905 года стал заместителем министра сельского хозяйства, а он был верен Минщине и не согласился стать чиновником. Хотел быть со своим народом. Во время Первой мировой войны он был растерян: поместье, где находилась богатая библиотека, разграбили, ему приходилось ночевать в лесу зимой. С большим трудом выехал в Польшу. Но старался спасти людей, перспективных для Беларуси, взял их с собой.

Вячеслав Данилович:

- Эдвард Войнилович - прекрасный пример человека, который создает что-то положительное, способствует развитию страны эволюционным путем. И нам очень важно в сегодняшних условиях вспоминать именно таких людей. В наши дни часто видим попытки радикализовать, расколоть общество. А Войнилович, как человек опытный, понимал, что это до добра не доводит.

Адам Мальдис:

- Эдвард Войнилович - личность исключительная. Я не знаю другого человека из светских лиц, которого в Беларуси предложили бы канонизировать. Все белорусские святые - лица духовные, которые посвятили свою жизнь служению Богу. Более того, он жил в самое сложное для Беларуси время, когда наша страна находилась между Востоком и Западом. Он поддерживал традиции сближения и взаимопонимания, толерантности в отношении других вероисповеданий. Он даже костел Красный построил в романском стиле, потому что хотел, чтобы он не соревновался по архитектуре с другими храмами Минска, был отдельным по своему стилю. Помогал белорусским мусульманам, евреям, православным. Он один из немногих следовал традициям ВКЛ в трудное для страны время, когда мы потеряли имя своей страны.

Ученые рядом со священниками

- Эдвард Войнилович, его личность, жизненный пример сегодня объединяют не только конфессии, но и светскую науку с религией. Мы видим, что ученые отлично работают рядом со священниками ради достижения общей цели.

Вячеслав Данилович:

- Да, когда мы только начинали разговор, к нам обратились ксендз-магистр Владислав Завальнюк, настоятель прихода Красного костела, вместе с исследователем, кандидатом исторических наук Владимиром Путиком. И мы, зная личность Вайниловича, посчитали такую ​​работу положительным примером. Это способствует консолидации общества. Мы открыты для сотрудничества, у нас много совместных мероприятий и с Белорусской православной церковью.

Андрей Внучек:

- Я не стал бы противопоставлять работу ученых и священников. Еще из XIX века приведу много примеров ученых-священников, которые писали основательные научные исследования. Это было абсолютно обычным делом. В вопросе изучения судеб таких высокодуховных личностей, как Эдвард Войнилович, сотрудничество ученых и священников может дать еще больший результат, мы дополняем друг друга. Не перетягиваем канат, а помогаем себе, а потом и читателю глубже понять человека, его мотивы и поступки.

Вячеслав Данилович:

- Мне видится, что любой ученый должен быть духовным человеком. Ведь если этой духовной составляющей, моральных качеств нет, то научные открытия могут привести к ужасным убийственным результатам. И история показывает, что часто радикальные события в обществе связаны с потерей духовного стержня. Это в результате приводило к отрицательным явлениям, после которых наше общество восстанавливалось десятилетиями.

Для развития туризма

- После введения разрешения на 5-дневное посещение нашей страны без визы очень актуальным становится вопрос туристического потенциала разных мест. Знаю, что уже создан маршрут "Следами Войниловича", который проходит через Слуцк, Копыль, Клецк и те места, которые связаны с жизнью и деятельностью мецената. Насколько он может быть востребован сегодня и важно ли его активнее пропагандировать?

Вячеслав Данилович:

- На наш взгляд, этот маршрут востребован. И со своей стороны мы способствуем его большей популярности - проводим региональные конференции с участием широкой общественности. Фигура Войниловича связана не только с Беларусью, но и с Россией, Польшей, Литвой, Украиной. И сегодня в Слуцке сохранилось здание торговой школы, которую Войнилович некогда основал. Нам есть что показать, рассказать об этом человеке. Особенно тем, кто интересуется историческим прошлым и знаковыми личностями нашей страны. Более того, конференции, которые мы проводим, будут полезны для экскурсоводов, работающих на маршруте. Нам очень важно, чтобы те сведения, что рассказывают туристам во время экскурсий, не противоречили историческим фактам и отражали подлинные события. К сожалению, такие случаи искажений иногда случаются. Поэтому с удовольствием приглашаем на конференцию в Слуцке и экскурсоводов. Считаю также важным восстановление имения Войниловича в Савичах. Естественно, нужно финансирование. Возможно, кто-то из спонсоров выразит желание поддержать этот проект, мы только с радостью согласимся. Считаем, что нужно воссоздавать наследие, которое у нас было, тем более, если есть точные описания имения, согласно которым будет восстановлен его исторический вид, а не построено что-то новое.

Ждем чуда

- Чтобы процесс беатификации Войниловича был завершен и его официально признали святым, должен случиться чудо. Что может быть таким чудом?

Вячеслав Данилович:

- Не чудо ли то, что память о человеке сохраняется через десятилетия? Выходят книги, проводятся конференции, да и результаты его работы становятся символами столицы и страны. Таких людей не так много. Когда Войнилович делал это, то, я уверен, без мысли о прославления своего имени. Просто делал - для своей страны и народа. Теперь память сохраняется и движется вперед, развивается. Это все дает возможность нашим соотечественникам, современникам брать пример с выдающихся предшественников, дальше идти путем, который показал Войнилович, делать хорошие вещи и для нашей нации, и для страны. Далеко не каждая исторические фигура может похвастаться таким безусловно положительным отношением. Память о его добрых делах живет.

Адам Мальдис:

- Не могу сегодня объяснить, почему тогда в Вильнюсе я приобрел именно книгу воспоминаний Войниловича. Денег у ученика же было мало. Возможно, это и было чудо.

Марина ВЕСЕЛУХА

vesіaluha@zvіazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции