Закрытие в деревнях малокомплектных школ всегда проходит очень болезненно, причем как для самих детей и их родителей, так и для школьных педагогов. Все-таки школа остается образовательным и культурным центром жизни сельчан. И сам факт ее закрытия ставит под вопрос перспективы дальнейшего существования населенного пункта...
Мифы об индивидуальном подходе
Десять учеников в классе - это много или мало? А если в классе обучаются всего два-три или пять детей? И сколько вообще учеников должно быть в 10-х и 11-х классах, чтобы старшую ступень школы можно было сохранить? Однозначного ответа на эти вопросы не может быть, ведь у каждой заинтересованной стороны - своя правда. По мнению родителей школьников, малая наполняемость класса - это, скорее, большой плюс, так как, когда все дети у педагога на виду, можно надеяться на индивидуальный подход. К тому же в малокомплектной школе обычно царит почти «семейная атмосфера». И за подвоз детей в соседнюю деревню не надо волноваться...
- Мнение, что оптимизация сети учреждений общего среднего образования проводится исключительно в целях экономии средств, к сожалению, самое распространенное, - констатирует начальник управления общего среднего образования Министерства образования Светлана Уклейко. - Безусловно, никто не станет оспаривать тот факт, что содержание учащегося в малокомплектной школе обходится бюджету в несколько раз дороже, чем обучающегося в полнокомплектной школе. Но я предлагаю посмотреть на оптимизацию и проблему существования так называемых малокомплектных школ с немного иных позиций, прежде всего с позиций качества образования. При этом мы должны понимать, что качество образования - это не только результат обучения, но и среда, которая гарантирует, что учащийся получит комплексное личностное и социальное развитие, которое позволит ему быть в жизни успешным и конкурентоспособным.
Если в классе всего один или несколько учеников - это вовсе не гарантирует, что дети достигнут в учебе особых успехов. Потому что, во-первых, результативность обучения зависит от профессионального уровня как каждого конкретного педагога, так и вообще педагогического коллектива и, как бы это прозаично не звучало, от материально-технической базы школы: наличия соответствующего учебного оборудования, возможности использовать информационно-коммуникационные ресурсы и так далее.
Во-вторых, не меньшее значение имеет создание в классе конкурентной среды, мотивированность на учебу и успех самих детей. А если в классе всего пять учеников, то, как правило, один из них будет успешным, два - середнячки и еще два как минимум будут всем мешать... Наличие детского коллектива, общественной организации, участие в общественной жизни школы - все это обязательные составляющие успешной социализации учащихся. Поэтому, когда мы закрываем малокомплектные школы, делается это с учетом интересов детей. Все школьники имеют право учиться в хорошо оснащенных кабинетах, приобретать навыки работы в команде - в парах или группе, заниматься в спортивном зале, а не в приспособленном под уроки физической культуры помещении и так далее.
Что не видно сверху?
Сегодня в сельской местности уже почти не осталось школ с печным отоплением, расположенных в нескольких приспособленных помещениях, без собственных пищеблоков. Такие учреждения образования закрывались в первую очередь.
В 2016 году, по информации Министерства образования, в результате оптимизации сети учреждений общего среднего образования были закрыты 79 школ и 75 - реорганизованы. Как правило, общие средние школы реорганизуются в базовые, базовые - в начальные, а дошкольные учреждения включаются в педагогический комплекс детский сад - школа (начальная или базовая).
Но в этом учебном году еще функционировало 91 учреждение общего среднего образования с количеством учащихся до 25 человек и 333 учреждения с количеством учащихся от 26 до 50 человек.
- Решение о закрытии обязательно принимается с учетом анализа демографической ситуации в регионе. И если очевидно, что у него есть перспектива и в ближайшие годы дети будут пополнять учебное заведение, вопрос о ее закрытии не должен стоять, - уверяет заместитель начальника управления общего среднего образования министерства Ирина Каржова. - Процесс реструктуризации всегда требует продуманных и взвешенных решений. И здесь нужно думать как об интересах детей, так и о том, как и где будут трудоустроены педагоги. Экономия бюджета - задача любого руководителя. Но «сверху» не все видно. Только на местах можно реально оценить необходимость сохранения или закрытия того или иного учреждения. Причем самый яркий внешний показатель - число учащихся - далеко не всегда должен быть решающим. Закрыть все маленькие школы, исходя только из небольшого количества учащихся, будет, наверное, неправильным. Может, где-то есть смысл сохранить школу и с контингентом в 25 человек, если есть проблемы с подвозом. Везти маленьких детей на большое расстояние - тоже не выход. А для дошкольников вообще лучше всего находиться в учреждении образования по месту проживания.
Буквально на днях Министерство здравоохранения скорректировало санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования». Там, в частности, появился пункт, по которому в случае подвоза учащихся в городах и сельских населенных пунктах радиус транспортной доступности учреждений образования не должен по времени превышать 30 минут. При ликвидации школ с этим требованием придется считаться, поскольку расстояния, на которые возят школьников, увеличиваются. Когда-то действовало ограничение в 30 километров. Но и дороги могут быть разные, детей возят не только по шоссе. К тому же для подвоза используются и маршрутные автобусы, пригородные и местные поезда, транспорт сельскохозяйственных и других организаций.
Услышать всех!
В скольких еще школах 1 сентября не прозвенит первый звонок, сказать пока проблематично. Согласно скорректированному плану по оптимизации, до начала 2017/2018 учебного года местными исполнительными и распорядительными органами планируется закрыть 64 и реорганизовать 87 учреждений образования. Но реальное положение дел по стране станет известно только в сентябре-октябре.
- Мы направили письмо председателю Поставского райисполкома с рекомендацией сохранить в 2017/2018 учебном году прием учащихся в десятый класс средней школы №4 в городе, но окончательное решение будут принимать местные власти, - подчеркивает Ирина Каржова. - Посчитали нецелесообразным закрытие Минского районного лицея. В этом нас поддержало и областное управление образования. Если лицей планировали ликвидировать, то зачем в таком случае осуществили в прошлом году набор в 10-й класс? Надо сначала выпустить этих детей, а уже потом ликвидироваться. В ситуации, возникшей вокруг 206-й столичной школы, наша позиция следующая - закрывать учреждение образования в многонаселенном микрорайоне с хорошими демографическими перспективами нецелесообразно. Там рядом оказались две школы с неполной загрузкой. Но решение закрыть одну школу, чтобы перевести ее учеников в другую, тоже не самое удачное, так как в этом случае учебный процесс придется организовывать в две смены.
Когда в министерство поступает обращение с большим количеством подписей, его сотрудники обязательно выезжают на место, встречаются с педагогическим коллективом, посещают школу, которая закрывается, и то учреждение, куда планируют перевести детей. И если видят, что из двух школ, расположенных на небольшом расстоянии в соседних населенных пунктах, закрывают школу с лучшими условиями для обучения или что это учреждение через несколько лет также может быть ликвидировано, обязательно высказывают свое мнение. Ведь очередной раз менять школу и коллектив - огромный стресс для ребенка. Главное, чтобы условия для обучения и развития детей были значительно лучше, чем в закрытой школе.
- Надо обсуждать с родителями и педагогами каждый вопрос. Людям необходимо дать разъяснения, выслушать их просьбы, понять переживания, развеять опасения, - замечает Светлана Уклейко. - К родителям нужно прислушиваться, потому что их мнение - индикатор качества образования. С другой стороны, если родители видят, что учреждение не может дать необходимый уровень знаний, они сами придут к пониманию необходимости его реорганизации. Любое решение должно базироваться на очень существенных, неопровержимых основаниях, свидетельствующих о нецелесообразности дальнейшего существования школы. Еще раз подчеркну: школы закрываются не только с целью экономии средств, поскольку в этом случае приходится решать одновременно и ряд других проблем - с подвозом детей, с трудоустройством учителей, решать жилищные проблемы педагогов, связанные с переездом в другой населенный пункт, закупать школьные автобусы. В первую очередь мы стремимся к достижению того качества образования, которое можно получить в хорошо оборудованной, современной и мобильной школе, и действуем в интересах учеников.
В тему
Председатель Минской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Николай Башко:
- Процесс оптимизации сети учреждений образования идет в столичном регионе уже 12 лет: за это время было закрыто 200 и реорганизовано 150 учреждений образования.
Пик оптимизации в области уже прошел: по предварительной информации, к новому учебному году планируется закрыть еще 13 учреждений образования (преимущественно речь идет о малокомплектных детских садах).
Вопрос трудоустройства работников из закрытых и реорганизованных школ всегда находится для нас на первом месте. С управлением образования Миноблисполкома у профсоюза сложилось конструктивное взаимодействие в этом направлении. Достигнута договоренность, что решение о ликвидации или реорганизации учреждения образования должно приниматься до 1 апреля, чтобы дать людям возможность определиться с местом своей будущей работы. И чтобы то учреждение, куда их устраивают, при предварительном распределении педагогической нагрузки на следующий учебный год (а это обычно делается в конце мая - в июне) могло учесть также интересы новых работников. При ликвидации учреждения образования в обязательном порядке должен соблюдаться пункт, в котором прописывается обязанность отдела образования решить вопрос с трудоустройством кадров.
Кроме того, мы также мониторим ситуацию. И те работники, которые на 1 сентября оказываются нетрудоустроенными, получают от профсоюза единовременную выплату в связи с потерей рабочего места - от 10 до 15 базовых величин в зависимости от состава семьи (если есть школьники, значит, 15 «базовых»). Денежные средства в размере 1100 базовых величин мы выплатили за это время 96 членам нашего профсоюза - не только педагогам, но и техническому персоналу.
Проблемным пока остается вопрос с оплатой работы педагогов, отвечающих за подвоз детей в школы. Только в Минской области ежедневно детей сопровождают по дороге в школу около тысячи педагогов. У учителей городских школ голова не болит, как их ученики доберутся до школы. А сельскому учителю приходится вставать в пять утра, ехать, собирать детей по окрестным деревням и нести за них ответственность... К тому же 87 процентов работников школ составляют женщины. Причем многие из них воспитывают своих детей в одиночку.
Оплата сопровождения детей действующим законодательством не предусмотрена. Найти резерв, чтобы оплатить эту работу, - добрая воля руководителя, а не его обязанность.
Надежда Николаева
nikalaeva@zviazda.by
Фото Анатолия Клещука
Его путь — свидетельство того, что подвиг, пожертвование, отечество — не пустые слова.
Эксперты — об итогах официального визита Президента Беларуси в Россию.
Корреспонденты «Звязды» отправились на это уникальное предприятие, чтобы собственными глазами узнать о белорусском Лене и не только.