Вы здесь

История «Жития Евфросинии Полоцкой»


Через века древние листы, иногда пожелтевшие, иногда блеклые, иногда закапанные свечой, несут к нам слова неизвестного автора: «Каким же языком, братья, надлежит нам прославить лучезарную память счастливейшей невесты Христовой Евфросинии? Была она помощницею обиженным, скорбящим - утешением, раздетым - одеждой, больным - посещением, говоря просто - для всех всем была Евфросиния. Ведь сердце свое поила она Премудростью Божиею. Евфросиния - неувядающий цветок райского сада! Евфросиния - орел, что поднялся в небо и воспарил от Запада к Востоку, как луч солнечный, прояснил всю землю Полоцкую. И вот, братья, хвалится Солунь Димитрием, а Вышгород - мучениками. А мы же восхваляем: блажен ты, город Полоцкий, что возрастил такой росток, преподобную Евфросинию!»


Издание «Жития Евфросинии Полоцкой», сделанное в 2012 году.

Имя преподобной Евфросинии Полоцкой - духовной наставницы, просветительницы, небесной покровительницы земли Белорусской - занимает особое место в сердцах и душах человеческих.

Одним из основных источников информации о жизни и духовном подвиге княжны-игуменьи стало ее житие, которое по праву называют бесценной жемчужиной древней восточнославянской письменности. Житие, написанное в соответствии с каноном, рассказывает нам о важнейших моментах жизни преподобной. Оно повествует о рождении и воспитании княжны Предславы: «Был в городе Полоцке князь по имени Всеслав. И имел он много сыновей. И был у него сын по имени Георгий, от которого родилась эта блаженная девушка... Растила ее кормилица, и день за днем ​​росла девочка: тело молоком насыщалось и росло, а душа Святым Духом наполнялась». В нем читаем о ее красоте и образованности: «По всем городам разошлась весть о мудрости ее, и о хорошем обучении ее, и об облике ее, так как была она очень красива лицом». Неизвестный агиограф сообщает о сознательном отказе девушки от брака с сыном влиятельного князя и о ее выборе для себя другого пути: «Не лучше ли за всю жизнь эту постричься мне в монахини и быть в послушании у игуменьи, подчиняться сестрам и обучаться, как страх Божий утвердить в сердце своем и как течение жизни завершить?"

Житие свидетельствует, что в двенадцатилетнем возрасте пришла она к своей тете, вдове князя Романа Всеславича, игуменьи монастыря, «втайне от отца и матери и всех домашних", и просила разрешения принять монашеский постриг.

Игуменья, увидев юность и красоту девушки, отговаривала ее от этого шага. «И растерялась она, и начала телом страдать и сердцем ужасаться. И лицо к земле опустив, на долгое время поникла она», - пишет древний автор. Но юная княжна сумела убедить тетю, приняла постриг под именем Евфросинии. И, читаем дальше, «как хороший воитель, вооружившись на врага своего дьявола, жила она в монастыре, повинуясь игуменьи и сестрам всем. И всех превосходила она в посте, молитвах и бодрствовании ночном. И с того времени более усердной стала она в подвижничестве, собирая добрые мысли в сердце своем, как пчела соты». Позже Евфросиния по благословению епископа Ильи поселяется в келье Полоцкого Софийского собора: «Вошла она туда и начала еще преданней в посту вести жизнь подвижническую. И начала она книги писать своими руками. И плату, которую получала, отдавала она бедным».

Через некоторое время Евфросиния получила от епископа Ильи в дар Сельцо для возведения там монастыря: «Если поможет Бог, молитвами их и твоим трудом возведется место большое!" Тут приняли монашество две сестры преподобной: родная Городислава (в монашестве Евдокия) и двоюродная Звинислава (в монашестве Епраксия). Здесь по ее благословению зодчим Иоанном была возведена Спасо-Преображенская церковь: «И была построена церковь от начала за тридцать недель». Затем усилиями Евфросинии была возведена вторая каменная церковь Пресвятой Богородицы: «И возвела ее, и образами убрала. Осветила ее и отдала монахам». Для этой церкви преподобная просила в Царьграде (Константинополе) у императора Мануила Комнина и патриарха Луки Хрисоверга икону Пресвятой Богородицы Эфесской: «И видел царь любовь ее, послал к Ефесянам сто воинов своих... И принес образ Пресвятой Богородицы в Царьград. Патриарх Лука собрал епископов и соборы все в Святой Софии и, благословив, передал его слуге преподобной Евфросинии. Тот же принял его с радостью и принес госпоже своей Евфросинии...»

В сопровождении сестры Епраксии и брата Давида отправилась Евфросиния в паломничество в Святую Землю. Там, в Иерусалиме, преподобная заболела и почила. Похоронили ее в монастыре Святого Феодосия.

В 1187 году, когда Иерусалим осадили войска египетского султана Салладина, нетленные мощи преподобной Евфросинии были перевезены в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, в 1910 году - перенесены в Полоцк, в родной Спасо-Евфросиньевский женский монастырь.

«Житие Евфросинии Полоцкой» - один из ранних памятников восточнославянской агиографии. До наших дней «Житие Евфросинии Полоцкой» дошло только в поздних списках (XV—XVIII вв.). Все они делятся исследователями на несколько редакций.

Рукопись «Жития Евфросинии Полоцкой». XVI век. Хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Известные сегодня списки «Жития Евфросинии Полоцкой» (свыше 180) находятся за пределами Беларуси, в книгохранилищах России, Украины, Литвы, что значительно затрудняет возможность доступа к ним заинтересованных лиц. Работа с оригиналами важна в первую очередь для языковедов, но также имеет значение и для других специалистов, поскольку при изучении конкретного текста необходимо учитывать не только его содержание, но и иметь представление об истории его создания, переписывания, о дальнейшей судьбе рукописи, в которой он помещен. В определенной степени способствует этому издание древних текстов. Первые публикации «Жития Евфросинии Полоцкой» были осуществлены еще во второй половине XIX в. (издания Г. Кушелева-Безбородко, М. Дубровского, А. Сапунова). Научные издания произведения начали появляться со второй половины ХХ в. (например, в «Хрэстаматыі па старажытнай беларускай літаратуры» А. Коршунова (1959), «Хрэстаматыі па гісторыі беларускай мовы» (Ч. I, 1961). В 1994 году А. Мельниковым опубликован адаптированный церковнославянский текст «Жития Евфросинии Полоцкой» по списку XVI в. и его перевод на белорусский язык ( «Кніга жыцій і хаджэнняў»). В 2005 году изданы подготовленные этим исследователям тексты основных списков шести редакций текста с указаниями разночтений по другим спискам редакций в ссылках ( «З неапублікаванай спадчыны»). Перевод жития на белорусский язык «Аповесць жыцця і смерці Еўфрасінні Полацкай» осуществлен также И. Саверченко («Старажытная беларуская літаратура (ХІІ—XVІІ стст.)», 2007). Ряд изданий «Жития Евфросинии Полоцкой» подготовлен сестрами Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке. В 2012 г. в издательстве Белорусской православной церкви увидела свет книга «Житие блаженной Евфросинии, игумении Вседержителя Святого Спаса во граде Полоцке», включающая факсимиле «Жития Евфросинии Полоцкой» (по списку, содержащемуся в сборнике XVI в., который хранится в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург, Погодинский сбор), воссозданный текст, белорусский, русский и английский переводы текста. Книга была подготовлена ​​издательством совместно с Институтом языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы НАН Беларуси (воспроизведение рукописного текста, переводы на белорусский и русский языки осуществлены ведущим научным сотрудником института Эльвирой Ермоленко; цитаты в статье приводятся по этому изданию).

Несмотря на большое количество основательных научных исследований «Жития Евфросинии Полоцкой», по-прежнему не выясненными остаются вопросы времени и места создания жития, авторства и соотношения между редакциями произведения.

По мнению исследователей, житие было создано в конце XII в., вскоре после кончины преподобной Евфросинии, во время формирования церковного чествования ее. Первоначальный текст жития неизвестен. Предполагают, что сначала было составлено проложное (короткое) житие, переработанное и расширенное позже, очевидно, где-то в конце XV - начале XVI в.

Автор древнейшего жития остался неизвестным. Исследователи склоняются к тому, что им был не просто современник Евфросинии Полоцкой, а человек, близкий к ее кругу. Среди возможных авторов жития называют Михаила, слугу Евфросинии («И послала она слугу своего Михаила в Царьград к царю Мануилу и Патриарху Луке с дарами ценнейшими»), который, возможно, был монахом мужского монастыря, основанного преподобной; монаха Давида («И так пошла она в Иерусалим, взяв с собой брата своего Давида и сестру свою Епраксию»); монахиню Епраксию - сестру и сподвижницу Евфросинии, которая была рядом с преподобной долгие годы («И так начали они жить в монастыре в единомыслии и молитвах к Богу. И видели, что были они словно душа единая в двух телах»).

«Житие Евфросинии Полоцкой» написано на церковнославянском языке. Эльвира Ярмоленко, исследовательница языковых особенностей рукописи, отметила, что наличие в текстах форм двойственного числа, сложной системы прошедших времен, специфических синтаксических средств свидетельствует о реализации в житии строгой («высокой») церковнославянской нормы, т.е. и автор, и затем переписчики старались придерживаться выработанного эталона. Поэтому языковые особенности, позволяющие определить место написания того или иного текста или территориальную принадлежность переписчика, в списках нечастотные. Так, в списках Сборников смешанного состава спорадически встречаются единичные случаи аканья (добрата вместо доброта), перехода [в] в [ў] (пребывати у церкви вместо пребывати в церкви), затвердевания шипящих (жытиа вместо житиа), затвердевания р мягкого (декобъра вместо декобъря) и др.

«Житие Евфросинии Полоцкой» отражает разнообразные языковые процессы, которые имели место в церковнославянской письменности в XVI—XVIII вв. Презентуя один из важнейших ее жанров - агиографию, оно, несомненно, способствовало закреплению норм церковнославянского языка не только на территории Полоччины, но и в целом на территории Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского.

Наталья Полещук

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на эту неделю

Восточный гороскоп на эту неделю

ВЕСЫ. Вам необходимо вооружиться фантазией и творчески реализовать свои замыслы по поводу летнего отдыха.