Вы здесь

Дзюдоистка Марина Слуцкая: После Олимпиады я потеряла себя


Самая успешная дзюдоистка страны рассказала, почему не попала на Игры в Бразилию, зачем так рано начала тренерскую карьеру и почему ее не пускали в ночные клубы столицы.


Марина Слуцкая в нынешнем сезоне побила все рекорды: впервые в истории среди белорусов выиграла соревнование Гран-при и чемпионат Европы, а после турнира Большого шлема, где стала третьей, возглавила мировой рейтинг дзюдо в категории свыше 78 кг.

- Очень довольна, как для меня складывается старт нынешнего сезона. Лучше, чем есть, уже не надо. Хорошо бы продержаться в такой форме к чемпионату мира, который будет в конце августа. Все же первенство Европы и мира - для нас главные старты сезона. Поэтому, когда стала первой на континенте, очень обрадовалась, эмоций было намного больше, чем от новости, что возглавила мировой рейтинг. Хотя он тоже важен, от рейтинга зависит жеребьевка на соревнованиях: чем выше спортсменка в итоговом списке, тем меньше шансов встретиться с лидерами дзюдо на первых этапах турнира.

«После Игр в Лондоне наше дзюдо попало в яму»

Несмотря на свой уровень, по странному стечению обстоятельств Слуцкая не попала на Олимпиаду в Рио. Чтобы отобраться туда, ей не хватило всего 40 рейтинговых очков.

- Теперь искать виновных нет смысла. 40 очков - это одна выигранная схватка на чемпионате мира, с которого меня сняли. Официальная причина - несоблюдение тренерских установок. Звучит странно... До этого меня не повезли еще на несколько турниров. А я человек, который не может работать в стрессе, в конфликте, эта работа не приносит ни удовольствия, ни результата.

Интересуюсь у Марины, с чем, на ее взгляд, связан очевидный спад уровня белорусского дзюдо после победы Игоря Макарова на Олимпийских играх 2004 года.

- Получилось так, что взрослые спортсмены тогда показывали хорошие результаты, но за ними не было молодежи. Потом она появилась, но не смогла на таком же высоком уровне перейти во взрослый спорт. После Игр в Лондоне наше дзюдо попало в яму. Опять же в команде постоянно возникали какие-то конфликты. Лично для меня эти четыре года перед Олимпиадой в Бразилии были очень сложные: менялись тренеры, несколько раз менялись правила.

Теперь уже произошла смена поколений, не только спортсменов, но и тренеров. Пришли молодые наставники с современными подходами, новыми веяниями, стали появляться клубы. Мой личный тренер - Леонид Федорович Свирид - прекрасный человек и большой профессионал. В настоящее время в национальной команде создалась очень комфортная обстановка, понимание между спортсменами и тренерами, хорошая атмосфера. Это было видно на чемпионате Европы, когда сборная на одном из моих поединков заскандировала «Беларусь, Беларусь», они перекричали зал на несколько тысяч человек. Я думаю, если такими ударными силами и коллективом мы подойдем к олимпийскому отбору, можем рассчитывать не на одну и не на две лицензии в Токио.

«Как только сказал себе «не могу», ты проиграл»

Марина отмечает, что сегодня самыми сильными в дзюдо являются родоначальники этого вида спорта - японцы, на хорошем счету россияне, да и европейские представители становятся все сильнее.

- Считаю, что залог успеха в нашем виде спорта - это порядок, потому что порядок, как правило, бьет класс. Порядок в голове, в своих действиях. Большое значение имеет психология: ты можешь быть супертехничным и сильным в физическом плане, но быть трусом - и тогда вряд ли достигнешь результата. У каждого спортсмена есть сильные стороны, я, например, не особенно бросковый борец, но способна терпеть и в физическом, и в психологическом плане.

В схватке, где физически сложно, на первый план выходит психология, как только ты сказал себе «не могу», ты проиграл.

Говоря о максимуме, которого хотелось бы достичь в карьере, Марина признается, что мечтает об олимпийской медали, и все равно, какого достоинства она будет.

- Я реально оцениваю свои возможности, олимпийская медаль - это далеко идущие планы, для начала на Игры нужно отобраться, потому что, как правило, олимпийский отбор в 10 раз сложнее самого турнира. У женщин на Олимпиаду попадает 14 человек из более чем 100 спортсменок.

«Если в команде нет врача, главный врач я»

Специалисты отмечают: дзюдо достаточно травмоопасный вид спорта, в основном страдают голеностопные суставы, колени, плечи, локти и пальцы.

- Если с нами в команде нет врача, главный врач я. За столько лет уже научилась тейпировать всех, перевязывать, заклеивать. Как-то даже сама откачивала себе жидкость из колена. Видела эту процедуру много раз, поэтому решила попробовать. Получилось. Правда, сейчас такой необходимости уже нет, у нас в сборной есть очень хороший врач.

Марина уверена, что ее видом борьбы может заниматься каждый, несмотря на вес, рост и комплекцию.

- Я считаю, что это большой плюс дзюдо. В моей категории свыше 78 кг может бороться спортсменка 80 кг, а может двухсот. Поэтому диеты мне не грозят, могу есть, что хочу, хотя, конечно, есть границы, которые я стараюсь не переступать по весу. Вообще, я - сладкоежка, торты, пирожные, конфеты - это мое. Например, один килограмм конфет могу съесть: не за раз, но за два точно. Однажды на сборах выменяла белорусскую колбасу на украинские конфеты (смеется).

«Я строгая, ругаюсь, дети меня боятся»

Высокие спортивные амбиции не мешают Марине работать тренером, с детьми она занимается уже около пяти лет.

- Сначала просто помогала своей подруге, она только начала работать тренером и не справлялась, а у меня характер боевой. Потом в одной из школ предложили попробовать тренировать самой, я была уже на 3-м курсе университета физкультуры. А через несколько лет со своими друзьями, тоже молодыми тренерами, решили организовать клуб дзюдо, который теперь называется «Тигр», он работает уже год, находится в Минске на неплохом счету.

Я строгая, ругаюсь, дети меня боятся (смеется). Сложно работать с современным поколением, в первую очередь, потому что их трудно заинтересовать.

Например, сейчас организуем набор в лагерь, родители дают деньги, а дети говорят: «Я не хочу, буду дома сидеть в компьютере». Мне сложно для себя это объяснить, потому что я плакала, если не ехала в лагерь. Дети, конечно, сейчас другие, из группы 15 человек в лучшем случае один умеет подтягиваться, что говорить, боятся залезть на шведскую стенку.

Сама Марина пришла в дзюдо только в 8 классе, до этого занималась настольным теннисом и вольной борьбой.

- Меня вообще не очень хотели куда-то брать, потому что я была такая булочка - маленького роста с большими щеками. Мама была категорически против дзюдо, не отпускала на тренировки. После того, как пришли результаты, я начала ездить на соревнования за границу, отношение, конечно, изменилось. Сейчас родители гордятся мной. Первое, что делает папа, когда приходят гости, - открывает дверь в мою комнату и говорит: «Посмотрите, у меня дочь дзюдоистка». А там все увешено фотографиями, медалями, кубки стоят.

Марина - человек, который болеет своим делом, ее волнует не только собственная карьера, но и популярность дзюдо в стране в целом.

- Я выиграла чемпионат Европы, и, думаете, это где-то прозвучало? Минимально! В аэропорту меня встретил один журналист из «ВоенТВ». Белорусскому дзюдо не хватает рекламы, это очень обидно.

«На дискотеке была четыре раза, два из них меня не пустили»

А вот то, что профессиональный спорт на неопределенное время требует отложить личную жизнь, Марину не пугает, она утверждает, что самое главное - правильно расставить приоритеты.

- Высококлассный спортсмен, талантливый человек должен находить время на все. Сейчас я расставила акценты в сторону спорта, в этом меня поддерживают близкие. Как будет через год-два - неизвестно. Прошлым летом вообще хотела заканчивать со спортивной карьерой. Неудачный чемпионат Европы, там судьи сделали все для моего проигрыша, был для меня огромным ударом. Я настраивалась на медаль. После неудачи не спала трое суток, первое время закрывала глаза, а у меня схватка, как слайд-шоу, проносится. Только отошла от него, как меня ждал следующий удар - не попала на Олимпийские игры. Ни из-за чего в жизни я так еще не переживала. После этого вообще потеряла себя и решила покинуть спорт. Попробовать еще раз меня уговорил тренер.

Что касается отдыха и шумных компаний, то Марина предпочитает спокойное времяпрепровождение.

- Не люблю клубы, вечеринки, какие-то светские выходы. Вообще, на дискотеке была четыре раза, два из них меня не пустили. Я была трезвая, аккуратно одетая, но... Один раз сказали, что учреждение переполнено, хотя перед нами в него пустили человек 10, а второй раз мы не попали в клуб, так как мои друзья якобы очень громко разговаривали.

Все-таки я больше люблю отдых на природе, шашлыки. Если сильно устаю, могу уехать на дачу, там баня, рыбалка.

В завершение нашего разговора Марина Слуцкая поделилась ожиданиями от предстоящих крупных турниров, которые будет принимать Беларусь.

- Хоккей не очень люблю и чемпионат мира в 2014 году прошел мимо меня. А вот на Европейских играх в Баку я была, видела, как здорово там все было организовано. Денег вложено много, особенно в церемонию открытия и закрытия. Возможно, нашей стране столько средств не потребуется. У нас же умеют строить пирамиды, вазы из гимнастов. Я живу в районе Тракторного завода, у них там какой-то креативный человек появился. Каждую неделю праздники, фейерверки, лазерное шоу, танцующие тракторы. Я думаю, если они вывезут эти машины на стадион «Динамо», никому больше ничего и не понадобится. А если серьезно, то такие турниры - это прежде всего возможность прорекламировать свою страну, укрепить ее авторитет и привлечь туристов в Беларусь.

Дарья Лобажевич

lobazhevich@zviazda.by

 

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.