Вы здесь

Какие сериалы предлагает телевидение?


Летом на телевидении - своеобразные каникулы. Пока каналы-конкуренты готовят к новому сезону информационные и развлекательные "бомбы", зрителей ожидают повторения популярных передач, а также - мелодраматичные, комедийные, детективные, фантастические и обязательно многосерийные фильмы или непосредственно сериалы.

Ради интереса загляните в программу: практически все телеканалы, кроме узкоспецифических (спортивные, научные, мультипликационные и т. д.) ежедневно предлагают аудитории как минимум один сериал - от скромно-коротких фильмов из 4-8 серий до, кажется, бесконечных жизненных коллизий, которые демонстрируются годами.


«Сан­та-Бар­ба­ра».

При чем тут мыло?

Многие считают, что сериалы пришли на телевидение из кино. На самом деле первый в мире сериал, снятый на видеопленку, «Одинокий рейнджер» (The Lone Ranger), родился из американских радиошоу в 30-е годы прошлого века. По задумке создателей, фильм о человеке в маске - борце со злом и несправедливостью, и его верном друге индейце Тонто был рассчитан на школьников, но привлек к экранам и миллионы взрослых. Он демонстрировался в США всего раз в неделю, зато с 1949 до 1957 года (вышло более 300 серий), а позже получил продолжение в мультипликационном виде.

Американские историки телевидения, правда, упоминают еще «Фэйрвэй Хилл» - многосерийный фильм, что снимался в прямом эфире на коммерческой телесети в 1946 году. Он рассказывал о судьбе вдовы из Нью-Йорка, которая переехала к родственникам в придуманный провинциальный городок и встретила мужчину своей мечты, впрочем несвободного. Однако ни одного кадра и подробностей об этой «мыльной опере» не сохранилось, так как запись на ленту появилась только в 1947 году.

Кстати, интересно само происхождение термина «мыльная опера», которым и сегодня характеризуются многие драматические сериалы с последовательным развитием сюжета. Это определение появилось еще в 1938 году, когда сериалы шли в формате радиоспектаклей для домохозяек и занимали до 90% дневного эфира. Спонсорами их были крупные компании по производству мыла - в частности, хорошо знакомый многим Procter & Gamble. Один из американских журналистов-критиков язвительно заметил: «Эти истории я называю «мыльной оперой», так как без помощи мыла я не смог бы пролить ни одной слезы над страданиями их героев». С легкой руки газетчиков название приклеилось и к более поздним многосерийным телефильмам.

Первой полноценной «мыльной оперой», которую посмотрели на своих голубых экранах жители СССР, стала бразильская теленовелла «Рабыня Изаура» (1976 год выпуска), адаптированные серии которой были показаны в октябре 1988 года. Следом по протоптанной тропе триумфально прошли мексиканские сериалы «Богатые тоже плачут» и «Дикая Роза», главная героиня которых Вероника Кастро молниеносно стала любимицей советских зрителей, «Просто Мария», под впечатлением от которого белорусские селекционеры вывели одноименный сорт груш, и, наконец, классическая «мыльная опера», американская «Санта-Барбара», концовки которой, кстати, зрители на постсоветском пространстве так и не дождались.

* Сегодня, по подсчетам медиаэкспертов, за последние 10 лет каждый год производство сериалов в мире увеличивается в несколько раз. Затяжные комедийные мелодрамы и ситкомы уступили место детективам, фэнтези, эпосу и драмам. Вообще, в сериальную индустрию пришли лучшие силы Голливуда: режиссеры Дэвид Линч, Стивен Содерберг, братья Коэны и Дэвид Финчер, актер и продюсер Морган Фримен, актеры Джон Траволта, Энтони Хопкинс, Роберт Де Ниро, Джулианна Мур и многие другие.

«Игра престолов».

От Штирлица до «Кухни»

А что насчет сериалов собственно советского производства - как вы считаете, какой фильм открывает их отсчет?.. Кто-то вспомнит про «Семнадцать мгновений весны». И ошибется. На самом деле первым многосерийным телевизионным художественным фильмом (по современным меркам - мини-сериалом всего из 4 серий) в СССР стала черно-белая картина 1965 года «Вызываем огонь на себя», которая рассказывала о подвиге подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. На волне огромного успеха картины было основано специальное объединение «Телефильм», которое в дальнейшем выпускало большинство художественных фильмов для телевидения.

А уже чуть позже был снят целый комплект детективно-шпионских сериалов по Юлиану Семенову - «Майор Вихрь» (1967), собственно «Семнадцать мгновений весны» (1973), «ТАСС уполномочен заявить...» (1984) и «Противостояние» (1985). Ну, и, конечно, легендарный 22-серийный детективный цикл «Следствие ведут ЗнаТоКи», который с 1971 по 1989 год собирал у экранов целые семьи.

Также в 1971-1972 годах демонстрировалась и первая советская теленовелла, снятая по всем законам классического сериального жанра, - называлась она «День за днем», состояла из двух сезонов и рассказывала о жителях коммунальной квартиры - настолько дружных, что даже после расселения по отдельным квартирам они продолжают помогать друг другу.

Наконец, на белорусское телевидение первый сериал собственного производства пришел только в 1998 году. 33-серийную мелодраму «Проклятый уютный дом» режиссер Владимир Орлов снял на национальной киностудии по роману - «семейному преданию» Стефана Жеромского «Верная река». Во время трагических событий восстания 1863 года в старую усадьбу, что стоит на перекрестке дорог где-то на Гродненщине, бесцеремонно вторгаются то царские жандармы, то мародеры, то окровавленные повстанцы. Одного из них шляхтянка панна Саломея пытается спасти, рискуя собственной жизнью... Концовка, в лучших сериальных традициях, заставляла зрителей додумать свой вариант либо ждать продолжения - которого, впрочем, так и не получилось.

После распада СССР, пережив «бум» низкокачественной продукции на телевидении, страны-соседки выбрали каждая свой путь развития отрасли. Россия и Украина сначала адаптировали зарубежные форматы, а потом начали штамповать собственные многосерийные мелодрамы, детективы и ситуационные комедии. А вот Беларусь не настолько активно снимает сериалы сама, чаще предоставляет свои площадки (полностью в наших пенатах снимались сериалы «Каменская», «Курсанты», «Вольф Мессинг», «Апостол», «Зал ожидания», «Снайпер», «Восьмидесятые» и ряд других) и творческие силы (так, бывшие КВНщики из Белгосуниверситета стали сценаристами и продюсерами юмористических сериалов «Солдаты», «Ускоренная помощь», «6 кадров», «Папины дочки», «Галыгин.Ру», «Кухня», «Отель «Элеон» и т. д.).

По неофициальным данным, в среднем российские сериалы стоят дороже, чем иностранные (естественно, если не брать в расчет мировые хиты вроде «Игры престолов», производство каждой серии которого в прошлом году обходилось в 10 миллионов долларов, да и прокат стоит бешеных денег).

Не рейтингом единым

- Сериалы для показа мы приобретаем планово на международном медиарынке. Причем часто закупка происходит задолго до выхода в прокат, еще на стадии разработки сценария, - делится секретами телевизионной кухни генеральный продюсер Белтелерадиокомпании Глеб Шульман. - С учетом жанровой политики, целевой аудитории каждого из телеканалов холдинга, а также потенциальной аудитории, на которую рассчитан конкретный сериал, мы и распределяем контент. Например, «Беларусь 2» позиционируется сегодня как канал для молодой семьи - подбираем соответствующий продукт; «Беларусь 3» мы предоставляем как канал истинных ценностей, культурологический - значит, в программе должны быть классика мирового кино, экранизации классической литературы, национальный кинематограф и лучшие образцы национального кино разных стран (таким образом, кстати, белорусы посмотрели японский сериал «Гвоздика», переведенный на белорусский язык, а японский телеканал получил фильмы о Беларуси. - Авт.).

- Получается, в выборе вы ориентируетесь не на рейтинг сериала, а на его содержание?

- Во-первых, значительная часть сериалов проходит у нас премьерный показ, и заранее определить их рейтинг невозможно, а во-вторых, ориентироваться на рейтинги других телеканалов достаточно сложно, так как и они, и оценки критиков из других стран далеко не всегда совпадают со зрительскими предпочтениями белорусов.

- Кстати, о преимуществах белорусов: помню, что белорусские зрители предпочли сериал «Не родись красивой», поэтому его показывали несколько раз. Какие еще многосерийники вызывают у нашей публики подобный интерес?

- С большим отрывом лидирует комедийный сериал «Сваты». Этот сериал, который показывают каналы не только нашего холдинга, но также российские и украинские, повсеместно имеет наибольший успех. Сколько бы раз его ни ставили в программную сетку (мы показываем его по выходным, может, в четвертый раз), утром или вечером, в повторах - всегда его смотрят с восхищением, всегда стабильно высокий рейтинг. Однако в целом ажиотажа, который был вокруг сериалов в 90-е, когда вся страна садилась смотреть «Санта-Барбару» или «Просто Марию», - сейчас нет.

- Я здесь проштудировала телепрограмму: из 11 сериалов, которые показывают по будням телеканалы «Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3» и «Беларусь 24», целых 8 - российского и украинского производства. Это потому, что они ближе к нам по менталитету, или просто более доступны?

- И то, и другое. Не всегда иностранные фильмы у нас хорошо смотрят, случалось даже, что в день проведения церемонии «Оскар» мы показывали «оскароносный» фильм - а он проваливался с треском! И еще третий фактор: российские и украинские сериалы сделаны на русском языке, поэтому не требуют отдельного перевода. Мы работаем над вопросом перевода иностранных фильмов на белорусский и русский языки, но это достаточно серьезные финансовые затраты. Хотя на сегодня ведутся активные поиски в разных направлениях - и возможно, если удастся решить вопрос с адаптацией, на каналах холдинга появится сербское, словацкое, чешское, даже корейское кино.

- Глеб Михайлович, насколько я знаю, свободное время вы с большей охотой проводите на рыбалке, а не перед телевизором. Тем не менее, какие сериалы смотрите собственно вы - не для работы, а для души?

- На рыбалке я не был уже четыре года, - вздыхает генеральный продюсер, - зато за это время посмотрел «Сватов» раз двадцать. Мне на самом деле нравится этот сериал, так же как «Интерны», некоторые военные сериалы. С удовольствием посмотрел «Обратная сторона Луны - 2» - этот российский сериал снимался в Минске, и некоторые натурные площадки были видны из окна моего дома. Также люблю биографические истории, но мои собственные вкусы здесь не совпадают с предпочтениями аудитории: сериал «Фурцева», скажем, у нас показал весьма средний результат. А больше всего мне нравится кино советского периода - то, что выпускали «Мосфильм» и «Ленфильм», могу пересматривать по полсотни раз.

Виктория ТЕЛЕШУК

tselyashuk@zviazda.by

Книга рекордов

Лидерами по производству сериалов в мире считаются США и Великобритания.

На сегодня самый дорогой по производству сериал - снята британцами «Корона», посвященная королеве Елизавете II. Бюджет 1-го сезона (10 серий) превысил 150 миллионов долларов.

Самый продолжительный сериал в мире, занесенный даже в Книгу рекордов Гиннесса, - «Путеводный свет», начался на радио в январе 1937 года, пришел на телевидение в 1952 году и закончился в сентябре 2009-го в связи с сокращением финансирования. За это время было снято более 15 700 серий - чтобы посмотреть их все, понадобится 164 дня 4 часа и 30 минут.

Название в газете: Многосерийная история

Выбор редакции

Экономика

На каких банковских вкладах заработаешь больше

На каких банковских вкладах заработаешь больше

Самые большие проценты — по рублевым депозитам.