Вы здесь

Партнерство государства и частника открывает путь товарам в ЕАЭС


Одним из первых в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) в Беларуси станет проект реконструкции участка автомобильной дороги М10 (граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин). Его презентовали на 6-м заседании экспертной группы по развитию механизмов ГЧП в рамках ЕАЭС при Консультативном комитете по вопросам предпринимательства Коллегии Евразийской экономической комиссии.


Реконструировать планируют 109,9 км – 195,15 км автомобильной дороги  М10. Участок проходит по Калинковичскому и Речицкому районам

Предпосылки успеха

На заседании представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Евразийского банка развития, а также Беларуси, Казахстана и России обменялись опытом реализации проектов в сфере ГЧП, обсудили механизмы их реализации и риски, с которыми сталкиваются партнеры. Заместитель директора Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Гнел МАИЛЯН отметил, что активность белорусской, казахстанской и российской сторон связана прежде всего с тем, что в этих трех странах есть законодательная база для развития такого сотрудничества. Но она появилась только в 2015—2016 годах. В Кыргызстане и Армении есть желание реализовывать проекты в сфере ГЧП, но пока нет для этого нормативной основы.

Выгода для обеих сторон государственно-частного партнерства заключается в том, что у государства есть проект, который оно хотело бы реализовать. Благодаря привлечению инвестора власти смогут воплотить его быстрее и не ждать, пока на проект будут выделены деньги из бюджета. Частный партнер выбирает для себя проект, в котором он видит перспективу получения долгосрочной прибыли.

Первые проекты

В этот раз заседание экспертной группы было посвящено использованию механизмов государственно-частного партнерства в области транспортной инфраструктуры.

— Механизм ГЧП является достаточно эффективным способом привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, и здесь большие перспективы у Республики Беларусь, — подчеркнул заместитель министра экономики Беларуси Павел УТЮПИН. —Вместе с тем применимость на практике конкретных проектов достаточно сложная. Отобран ряд пилотных проектов, которые сегодня готовятся у нас в стране. Один из них — реконструкция автодороги М10, поэтому для нас это возможность использовать тот опыт, который имеется у стран-соседей. В Российской Федерации более 1600 проектов ГЧП было реализовано по итогам прошлого года, в Казахстане — более 100 проектов. В том числе и в транспортной сфере.

В Беларуси есть проекты, готовящиеся к реализации с использованием механизмов ГЧП и в социальной сфере. Они связаны с детскими дошкольными учреждениями в Минской области, реконструкцией больницы в Гродно и созданием скорой медицинской помощи в Барановичах.

Важный путь

О белорусском пилотном проекте в сфере ГЧП подробнее рассказал заместитель начальника главного управления автомобильных дорог — начальник отдела развития автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Николай МАХАНЬКОВ. Дорога М10 является частью стратегической сети Восточного партнерства. С западной стороны она соединяется с европейским транспортным коридором, а в будущем планируется, что М10 будет интегрирована в проект «Меридиан», который соединит Китай, Казахстан, Россию до границы Республики Беларусь, а дальше дорога выйдет в Западную Европу.

Ожидается, что реализация проекта «Меридиан» приведет к росту объема транзитных перевозок на белорусском участке. Автомобильная дорога М10 проходит по территории Гомельской и Брестской областей. Сейчас участок 109,9—195,15 км имеет две полосы движения и вторую техническую категорию. Интенсивность движения составляет 3800—5100 автомобилей в сутки.

Он был построен 40 лет назад, поэтому уже назрел вопрос о его обновлении. Поблизости расположено большое количество населенных пунктов, параллельно проходит железная дорога, соединяющая многочисленные локальные территориальные центры. На магистральную дорогу выезжает сельскохозяйственная техника и медленно движущиеся автомобили.

На заседании белорусская сторона пояснила, что, согласно расчетам, проводить ремонт или строить новую дорогу невыгодно. Оптимальный вариант — реконструкция участка с улучшением параметров до первой категории с четырьмя полосами движения и прогнозной интенсивностью 6900—9200 автомобилей в сутки. Скоростной режим движения после реконструкции для легковых автомобилей будет ограничен 120 км/ч, для грузовых — 100 км/ч.

Для реализации проекта требуется около $200 млн. Начать реконструкцию планируют в следующем году и завершить до 2020-го. Предполагаемый срок реализации соглашения о ГЧП — 22 года: 2 года на строительство и 20 лет на содержание дороги. В итоге улучшение транспортной инфраструктуры позволит увеличить инвестиционную привлекательность в регионе, привлечь новые транспортные потоки, снизить количество дорожно-транспортных происшествий и повысить комфортность движения.

Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей АВРАМЕНКО комментирует, что «развитие международных транспортных коридоров дает дополнительный импульс промышленности и деловой активности, повышает мобильность рабочей силы и грузов, приносит ряд дополнительных экономических выгод в рамках взаимодействия наших стран. Нами уже сегодня сделаны первые шаги на пути реализации данного проекта». Он напомнил, что год назад на заседании Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития было подписано соглашение между правительством Беларуси и ЕБРР по подготовке инфраструктурного проекта М10 к реализации на принципах ГЧП. Сейчас на завершающей стадии находится подготовка документов, включающих технико-экономическое обоснование, паспорт проекта, проект соглашения о ГЧП и проект подтверждающего нормативного правового акта. Благодаря активной работе ЕБРР в подготовке проекта задействован квалифицированный консорциум консультантов. Выборы частного партнера начнутся уже в этом году.

Опыт партнеров

— Те вопросы, которые поднимались на заседании, обсуждаются и у нас в стране, — отметил руководитель проектной дирекции Kаzаkhstаn Рrоjесt Рrераrаtіоn Fund Аслан БУЛАТОВ. — По крайней мере, с Россией мы движемся в одном направлении. У нас подходы одинаковые, законодательные нормы и методика оценки эффективности проектов схожи. Россия дальше ушла в методологическом плане. В Казахстане меньше уделяется внимания некоторым тонким моментам, вопросам распределения рисков. Но возникающие проблемы надо решать, иначе это для проекта может обернуться плачевно.

У России накоплено больше опыта в этой сфере. Сейчас там реализуется 72 проекта в сфере транспорта, из них около 40 — в придорожной инфраструктуре, привлечено частных инвестиций на сумму более 400 млрд российских рублей. Об этом рассказал начальник отдела департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации Михаил БРУСИЛОВСКИЙ. Кроме экономических преимуществ, у каждого такого проекта есть и социальный эффект. Новые дороги позволяют увеличивать транспортную доступность и развивать промышленность, тем самым обеспечивать потребности населения и рост городов. Мировой опыт показывает, что это перспективное направление.

Надежда АНИСОВИЧ

аnіsоvісh@zvіаzdа.bу

Название в газете: Дороги ведут...

Выбор редакции