Во время командировок, проезжая через деревню, наслаждаешься изменяющимися пейзажами... И тут взгляд невольно падает на дома и земельные участки: пустые, забытые, неухоженные. Нет, я не говорю, что в деревне хозяин перевелся. Дело тут совсем в другом - владельцы недвижимости в сельской местности уезжают в другие регионы по разным причинам, и земля остается уже никому ненужной. Все логично, но местная власть может использовать эту территорию, скажем, под посевные площади или перепродать ее со всей недвижимостью новому хозяину. Для этого есть Указ Президента №100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности». Документ четко определяет, что делать с такими домами. Но изучая жалобы читателей, поступающие в редакцию из разных уголков нашей страны, можно прийти к выводу, что Указ №100 не работает в полной мере. Того же мнения придерживаются и в Комитете государственного контроля, где в прошлом году провели проверку его эффективности.
«Ошиблись» в расчетах... в 8 раз
Не вдаваясь в подробности мониторинга, можно сказать, что в КГК пришли к выводу: закон надо дорабатывать. Как отметил начальник управления контроля государственной собственности Комитета Николай Зенчик, часто местные исполкомы не организовывали должным образом работу с пустующими и ветхими домами в сельской местности и не выполняли в полной мере требования Указа. По данным местных исполкомов, за последние три года количество пустующих домов в целом по стране увеличилось на 2 123 единицы и составило 13608 объектов. Однако по результатам мониторинга КГК эта цифра не отражает реального положения дел. «Количество пустующих домов, включенных в соответствующий регистр, в целом по стране практически в восемь раз ниже их реального количества по данным статистики», - пояснил Николай Зенчик.
Кроме того, в ходе мониторинга выявились случаи необоснованных исключений пустующих жилых домов из регистров по заявлениям граждан, которые не являлись собственниками жилья. Также в регистр включались дома даже при наличии уведомлений собственников о намерении использовать их. Такая ситуация во многом обусловлена ненадлежащей работой комиссий по обследованию недвижимости, расположенной в сельской местности. Как результат, сотрудники КГК направили информацию по мониторингу и рекомендации по устранению нарушений местным исполнительным органам власти. Также проинформировали правительство о соответствующих предложениях по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство. Лед тронулся. Что дальше?
Заработает на все сто?
Редакция поинтересовалась, как на эти рекомендации отреагировали в Государственном комитете по имуществу - структуре, которая отвечала за разработку Указа №100. Сейчас там ведутся горячие дискуссии по внесению дополнений. Итоговый вариант, конечно же, еще далек от полноценного, и уж тем более рано говорить о новом, завершенном прогрессивном документе.
Но завесу тайны все же приподнял начальник юридического управления Госкомимущества Максим Каршакевич.
- Будет ли Указ по-прежнему касаться недвижимости только в сельской местности?
- Мы знаем, что Указом №100 сегодня определен пошаговый механизм действий по сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности и малых городах. Однако такие объекты имеются и в крупных городах. При этом четкие правила работы с ними отсутствуют. Поскольку, по сути, установленный Указом №100 механизм может применяться независимо от территории, проектом Указа предлагается распространить его действие не только на сельские населенные пункты и города районного подчинения, но и на территории городов областного подчинения, в том числе областных центров и Минска.
- Возможна ли прямая безаукционная продажа старых и пустующих домов потенциальным покупателям, - это в большинстве случаев сэкономило бы время всех заинтересованных сторон?
- Действительно, при пользовании Указом №100 возникают вопросы о возможности прямой продажи без проведения аукционов. Проектом Указа предлагается четко определить права местных исполкомов продавать такие дома как на аукционах, так и путем прямой продажи, и поручить Совету Министров установить механизм их отчуждения. Но при этом прямая продажа не будет распространяться на объекты, расположенные в Минске и областных центрах, а также в населенных пунктах, которые определяются областными исполнительными комитетами с учетом интересов государства и местных условий - в этих населенных пунктах такие дома будут продаваться только на аукционах. В случае принятия решения о продаже пустующего дома без проведения аукциона соответствующая информация будет публиковаться в периодических печатных изданиях или других средствах массовой информации, а также на официальном сайте исполнительного комитета в интернете.
- Как будет определяться цена в случае продажи такой недвижимости?
- Начальную цену продажи дома на аукционе и его стоимость при прямой продаже предлагается определять исходя из рыночной стоимости дома. В отношении домов, расположенных вне пределов Минска, областных центров и населенных пунктов, определенных областными исполнительными комитетами, устанавливаются упрощенные требования к проведению оценки. Она будет проводиться на основании имеющихся у исполнительного комитета документов. Это позволит снизить расходы местных бюджетов на подготовку домов к продаже и, соответственно, повысить их привлекательность для потенциальных покупателей. Кроме того, согласно проекту Указа может применяться механизм понижения начальной цены продажи пустующего или старого дома на аукционе. Она понизится на 20% после первого безрезультатного аукциона или если он не состоялся. Далее уменьшится до 50% после неудачного второго аукциона и до 80% - после третьего.
- Известно, что сегодня с законодательной точки зрения вовлечь заброшенный после смерти владельца дом в собственность местных исполнительных комитетов достаточно сложно. Упростится ли эта процедура в новой редакции Указа?
- Если жилые дома оказываются заброшенными после смерти их владельцев в связи с отсутствием наследников или их отказом принимать наследство, то они признаются судами выморочными и переходят в коммунальную собственность. Другой вопрос, что порядок принятия исполнительными комитетами решений о дальнейшем использовании таких домов, а также порядок их продажи заинтересованным лицам законодательно не урегулирован. В то же время принципиальная разница между домами, заброшенными собственниками, и домами, которые поступили в коммунальную собственность по решениям судов в качестве выморочного наследства, отсутствует. Поэтому в целях упрощения порядка включения в хозяйственный оборот жилых домов, которые признали выморочным наследством, а также для экономии бюджетных средств проектом Указа предусматривается распространить на такие дома соответствующие нормы Указа №100 о пустующих домах. А именно осуществлять согласно настоящему Указу отчуждение, снос, закрепление за коммунальным юридическим лицом.
- Законодательно процесс сноса пустующих или ветхих домов может измениться?
- Теперь местный исполнительный комитет при принятии решения о сносе таких сооружений должен обеспечить снос за свой счет. Для уменьшения расходов местных бюджетов предлагается разрешить исполнительным комитетам предоставлять заинтересованным лицам земельные участки вместе с пустующим и старыми домами - с условием их износа новыми землепользователями.
- Во время ведения мониторинга в КГК отметили, что регистры пустующего имущества велись неэффективно. Создаст ли новый документ условия, чтобы изменить эту ситуацию?
- Проектом Указа предлагается перейти от бумажной формы ведения регистра учета пустующих домов к электронной, что позволит упростить и ускорить обмен информацией между исполнительными комитетами разных уровней. Бумажная форма регистра может быть сохранена по желанию исполнительных комитетов как дополнение к электронной. Также предлагается предусмотреть ведение исполнительными комитетами регистров учета ветхих домов, которые ранее не велись. Согласно проекту Указа такие регистры будут формироваться в электронном виде и размещаться на официальных сайтах исполкомов в интернете. Кроме того, меры по информированию собственников пустующих домов, поиску этих лиц с помощью органов внутренних дел не всегда дают необходимые результаты. Поэтому переход к ведению регистра в электронной форме даст дополнительную возможность доведения до правообладателей такой информации через сайты местных исполнительных комитетов и администраций.
***
Как видно, прогрессивные направления при подготовке новой редакции Указа выбраны. Они должны обеспечить его эффективное исполнение. Но сейчас, конечно, никто не знает, что из этого на деле будет реально работать. Все увидим со временем... Или по результатам новой проверки.
справка
Пустующие дома - расположенные в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, находящихся в государственной собственности) с хозяйственными и иными постройками или без них, в отношении которых на 1 января каждого календарного года имеются достоверные сведения о том, что в течение последних трех лет подряд лица, имеющие право пользования ими, проживают в них в совокупности менее одного месяца в календарном году и в отношении которых не представлены письменные уведомления о намерении использовать их для проживания.
Ветхие дома - расположенные в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, находящихся в государственной собственности) с хозяйственными и иными постройками или без них, признанные в установленном законодательством порядке не соответствующими санитарным и техническим требованиям или непригодными для проживания, в отношении которых на 1 января каждого календарного года имеются достоверные сведения о том, что данные дома содержатся бесхозяйственно, лица, имеющие право пользования ими, в течение последнего года не проживают в них и не принимают мер к восстановлению этих домов для использования по назначению.
Уведомление о намерении использовать дом для проживания должен подавать его собственник или другое лицо, имеющее право проживать в нем, в случае, если в этом доме никто постоянно не проживает. Его необходимо подавать в местный исполнительный орган каждые три года. Согласно Указу №100 неподача сообщения и использование жилого дома менее 1 месяца в календарном году в течение 3 последних лет подряд признается отказом от права собственности на него.
Пустующие дома учитываются в специальном регистре, который ведется местным исполнительным органом. Собственнику жилого дома (если он известен) заранее сообщается заказным письмом о включении в будущем его дома в регистр. После получения уведомления он может направить уведомление о своем намерении использовать дом. В этом случае его имущество в регистр не включается.
Илья Крыжевич
Фото Анатолия Клещука
О чем нужно подумать и как реально оценить свои силы перед усыновлением?
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.
Партия товаров, предназначенная для белорусских субъектов хозяйствования, была отгружена в порту Шанхая в августе 2024 года.