Вы здесь

Как школьнику сохранить здоровье?


От чего зависит здоровье современного школьника? Может, от рационального распорядка дня? От двигательного режима ребенка и сбалансированного питания? В конце концов, от эффективности школьных уроков физической культуры? Специалисты утверждают, что от всех этих факторов вместе взятых плюс от психологической атмосферы в школе и в семье. На днях на базе 32-й столичной школы прошла коллегия трех министерств - образования, здравоохранения, спорта и туризма. В центре внимания участников оказались вопросы создания здоровьесберегающей среды в учреждениях образования и развития физической культуры.


Тяжесть ранца

- Образ жизни детей в последнее время претерпел значительные изменения. Интенсификация процесса обучения, дефицит времени для усвоения информации в сочетании с уменьшением продолжительности сна, снижением двигательной активности оказывают неблагоприятное воздействие на организм, который развивается, - подчеркнула в своем выступлении главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, заместитель министра здравоохранения Наталья Жукова. - По результатам социологических исследований, проведенных учеными-гигиенистами из медуниверситета, самая значительная проблема для школьников - несоответствие режима дня гигиеническим рекомендациям. Так, у половины детей сон составляет менее восьми часов в сутки. Около 40 процентов детей в свободное от учебы время предпочитают компьютер или просмотр телевизора, при этом каждый десятый проводит за экраном более четырех часов в день. Почти половина не бывает на открытом воздухе ежедневно, и только каждый четвертый занимается физическими упражнениями регулярно.

Статистические данные свидетельствуют, что за годы обучения в школе снижается количество школьников первой группы здоровья и увеличивается количество представителей третьей группы. Влияние внутришкольной среды на здоровье довольно существенно - до 20 процентов. К «школьным патологиям» относятся, например, нарушения остроты зрения, осанки... Неблагоприятная «внутришкольная среда» влияет и на адаптационный потенциал детского организма, снижение его функциональных резервов... Количество учащихся с напряженным адаптационным потенциалом в последние годы существенно увеличилось...

Медики обращают внимание, что есть отдельные вопросы в организации учебного процесса, которые не требуют материальных затрат, но вместе с тем оказывают негативное влияние на состояние здоровья детей. Это несоблюдение требований к расписанию учебных занятий, графикам проведения контрольных работ, продолжительности перерывов, проведение факультативных занятий без учета основной учебной нагрузки, неправильное рассаживание за ученической мебелью, отсутствие в помещениях начальных классов условий для хранения принадлежностей для уроков труда, книг и пособий, спортивной формы, а также недостаточный контроль за содержимым школьных ранцев. Несмотря на то, что учебники существенно потеряли в весе, 50 процентов школьных сумок все равно превышают установленные нормативы - за счет предметов, которые там находятся, но не имеют отношения к образовательному процессу. А это влечет нарушения осанки. Поэтому за тем, что находится в портфеле школьника, должны более пристально следить и родители, и педагоги.

Администрации школ следует уделять особое внимание оптимизации расписания учебных занятий, режима обучения, прежде всего самой неблагоприятной для детей второй смены.

 «Лапта» - одна из девяти народных игр, включенных в программу спортивно-образовательного проекта БГПУ «Беларусиада».

Приятного аппетита!

- Питание - главный фактор сохранения здоровья детей, - подчеркнула Наталья Жукова. - И я говорю спасибо педагогическим коллективам каждой школы, которые на протяжении долгих лет приучали родителей к тому, что горячее питание - очень важная составляющая в формировании организма и работоспособности школьников. Сегодня горячим питанием охвачено от 95 до 100 процентов учащихся. Но проблемным пока остается ассортимент буфетной продукции. Руководителям школ необходимо взять его под свой личный контроль, встать на позиции здорового питания, уменьшить там присутствие кондитерских изделий, сладостей и другой неполезной пищи, - подчеркивает Наталья Жукова. - Надо иметь в виду, что около 14% подростков страдают от ожирения и до 30% имеют избыточный вес. С другой стороны, если количество мальчиков с избыточным весом в старших классах увеличивается, то среди девушек в этом возрасте до 10 процентов имеют, наоборот, недостаточный вес, а это будет иметь последствия для их репродуктивного здоровья.

Полагаться только на школьные занятия физической культурой бессмысленно: два урока физкультуры и час здоровья и спорта обеспечивают только 20% потребности ребенка в двигательной активности в течение недели, а ежедневная потребность составляет 60 минут двигательной активности.

На помощь могли бы прийти общешкольные динамичные перерывы с участием учащихся средних и старших классов в виде танцев и других форм (вроде флешмобов) с использованием скакалок, «классиков», «дорожек здоровья», ковров в рекреации, проведение физкульт-минуток, использование офтальмологических тренажеров не только для начальных классов, но и для старших учащихся, применение в учебном процессе педагогических здоровьесберегающих технологий (одновременное использование нескольких классных досок и прочее). Такие меры уже реализуются в школах Островца, Молодечно, Светлогорска, Минска и других. Но этот опыт нужно распространить на все школы.

Главный государственный санитарный врач страны подчеркивает: важно изменить мотивацию к формированию у детей и подростков сознательного и ответственного отношения к своему здоровью не только в "стенах школы", но и дома. Неблагоприятный для здоровья ребенка режим дня обусловлен как значительным объемом домашних заданий, так и все более широким и бесконтрольным использованием компьютеров в домашних условиях...

В мае столичные школьники поучаствовали в спортивно-образовательном проекте «Беларусиада»: на стадионе БГПУ определяли самого быстрого, самого сильного, самого ловкого и самого сообразительного в... народных играх.

Внимание – расписанию

- Поскольку равноправными участниками образовательного процесса являются педагоги, учащиеся и их родители, то и субъектами создания здоровьесберегающей среды должны быть все вышеперечисленные категории. Только работа в трех направлениях может принести положительные результаты, - поделилась своими мыслями начальник управления общего среднего образования Министерства образования Светлана Уклейко. - Как театр начинается с вешалки, так организация образовательного процесса в школе начинается с расписания учебных занятий. Озвучу некоторые результаты мониторинга, в ходе которого изучался уровень усталости и умственной работоспособности учащихся VIII классов, а также факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья учащихся.

В ходе исследования усталость разной степени была выявлена ​​у 77% восьмиклассников. 17% учащихся отметили, что сложные предметы (математика, физика, химия и другие) всегда проводятся на первом и (или) последнем уроке, еще 70% отметили, что такое происходит время от времени. В 10% случаев контрольные работы проводятся на первом уроке и почти в 7% - на последнем уроке. Более 45% восьмиклассников констатировали, что время от времени в один день у них проводятся контрольные работы сразу по нескольким учебным предметам.

- Если учесть, что на первом и последнем уроках у учащихся снижена интеллектуальная продуктивность, замедлены мыслительные процессы, то возникает вопрос: какой результат обучения хочет увидеть на последнем уроке, например, по математике заместитель директора, который ставит этот урок последним в течение нескольких дней, и учитель, который планирует контрольную работу именно в тот день, когда его урок последний или первый в расписании? - задает отнюдь не риторический вопрос Светлана Уклейко. - Увы, но создание здоровьесберегающей среды в учреждениях образования не стало пока заботой всех без исключения педагогических работников - от директора до учителя.

При этом и родители вполне адекватно оценивают причины усталости своих детей, упоминая среди них несоблюдение режима дня, недостаточное время для сна, длительное пребывание за компьютером, а также дополнительную нагрузку - посещение различных занятий, кружков, секций и др.

Ошибка как приговор!

Второй важный компонент здоровьесберегающей среды с позиции ученика - это благоприятный психологический климат, или создание ситуации успеха. Известно, что эмоции влияют на процессы восприятия, памяти, мышления, могут либо активизировать, либо тормозить их. Негативные эмоции, страхи блокируют не только мышление, но и провоцируют неуверенность, низкую самооценку, сильное нервное напряжение, которое в итоге приводит к усталости. Страх допустить ошибку тормозит умение рассуждать и искать различные варианты решения проблемы. Как правило, страх допустить ошибку является следствием жестких, авторитарных отношений между учителем и учениками.

В ходе мониторинга около 40% учащихся с признаками усталости отметили, что они чувствуют страх ошибиться и выглядеть смешными в глазах одноклассников и (или) учителей. Около трети учеников чувствуют себя некомфортно на учебных занятиях из-за страха перед учителем.

Третий компонент, важный для учащегося, - это использование учителем здоровьесберегающих технологий. Примерно 40% восьмиклассников уверены, что причиной их быстрой усталости является записывание большого объема учебной информации на уроке. Каждый четвертый учащийся отметил, что быстро устает от того, что учитель требует от учеников точно передать текст параграфа, каждый десятый - от однообразной и монотонной деятельности на уроке. Более 20% учащихся причиной усталости считают громкую речь учителя...

Воспитание... учителя

Отдельно участники коллегии остановились на эффективности уроков физической культуры в школах. Как сделать их более привлекательными для детворы?

- Очень многое зависит от личности учителя, - уверен министр образования Игорь КАРПЕНКО. - Мне в школьные годы повезло с неравнодушным педагогом, который повел нас за собой, увлек игровыми видами спорта. Мы играли в «Орленок» и «Зарницу», сдавали спортивные нормативы, все свободное время проводили не дома, а в спортивном зале. Поэтому просто возмутительно наблюдать, как у некоторых учителей ученики на уроке физкультуры бесцельно слоняются по стадиону. А часть учеников, имеющих медицинские ограничения к занятиям физкультурой, вообще просто сидят на скамейке. Неужели их нечем занять?

Ректор Белорусского государственного университета физической культуры Сергей Репкин рассказал, что учебный процесс в их вузе организован так, что практическое обучение преобладает. Студенты уже с первых курсов направляются в школы, где ведут волонтерскую работу, организуют спортивные мероприятия, налаживают тесные связи с педагогами школ и учащимися, что позволяет им успешно адаптироваться в педагогической среде.

Сергей Репкин предложил перевести час здоровья и спорта в ранг обычного урока, сославшись на мировую практику. По его словам, в большинстве зарубежных стран уроки физической культуры проводятся не реже трех раз в неделю, причем наибольшее количество часов приходится на младший школьный возраст - наиболее благоприятный для формирования навыков и развития физических способностей. Он сообщил, что в школьных программах разных стран постоянно увеличивается объем преподавания спортивных дисциплин и видов спорта. Наблюдается тенденция создания достаточно гибких школьных программ физического воспитания, позволяющих учителю самостоятельно изменять содержание обучения в зависимости от возраста и пола воспитанников, климатических условий и материального положения, национальных ценностей и традиций.

Хотелось бы, подчеркнул ректор, чтобы в профессиональные компетенции учителя физкультуры были включены умения и навыки, связанные с диагностикой спортивных склонностей учащихся для их отбора в специализированные классы.

Согласно результатам исследований БГМУ

97,7% школьников имеют персональный компьютер;

56,6% учащихся просиживают за компьютером от 1 до 3 часов, 23,8% - от 3 до 5 часов.

При этом на занятия учебой за компьютером тратится минимальное время. 60% времени пользования компьютером у мальчиков занимают игры, а девочки 50% времени проводят в социальных сетях.

Надежда НИКОЛАЕВА, фото автора

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Название в газете: Здорово, когда ученик здоров

Выбор редакции

Экономика

Разбираем инвестпрограмму Минска на текущий год

Разбираем инвестпрограмму Минска на текущий год

Она в этом году на 20 % «дешевле», чем в предыдущем.

Общество

Как действовали партизаны в Усакинском лесу на Кличевщине

Как действовали партизаны в Усакинском лесу на Кличевщине

Пишет сын одного из партизан Геннадий Сахрай.

Общество

«Беларусь в моих глазах». Блогер Полина Амельянчик выбирает малоизвестные маршруты для путешествий

«Беларусь в моих глазах». Блогер Полина Амельянчик выбирает малоизвестные маршруты для путешествий

Кроме фотоснимков храмов и руин бывших усадеб, практически каждый пост Полины сопровождается яркими биографиями земляков.

Общество

Почему в старости портится характер, появляются бессонница и тревожность

Почему в старости портится характер, появляются бессонница и тревожность

О проблемах старения и том, как заметить и, возможно, предотвратить различные психологические заболевания у пожилых, мы поговорили с врачом-психотерапевтом Городского клинического психиатрического диспансера Мариной Счастленок.