Вы здесь

Как новые технологии изменяют сферу пассажирских перевозок в Беларуси


Сегодня без использования информационных технологий невозможно представить современное общество. Они проникли практически в каждую сферу жизнедеятельности человека и коренным образом трансформируют конкретные области. Серьезно изменилась и сфера транспорта и перевозок: беспилотные автомобили постепенно становятся реальностью, а купить билеты на самолет можно с помощью обыкновенного смартфона, хотя совсем недавно это казалось фантазиями.


Компания Uber стала мировым инноватором среди перевозчиков пассажиров: его создатели отказались от обычных звонков операторам такси и разработали приложение для смартфона, которое помогает пользователю за несколько минут заказать автомобиль. Корреспондент «СЕ» побеседовал с Алексеем СТАХОМ, генеральным менеджером Uber по странам СНГ, чтобы выяснить, как изменился транспортный бизнес в рамках ЕАЭС и какие инновационные решения могут быть внедрены в Республике Беларусь.

Новый взгляд на известную проблему

— Одной из центральных мировых тенденций являются инновации. Каким образом Uber в своей деятельности использует технологические новинки?

— Наверное, правильнее говорить не про использование инноваций, а скорее про их создание и разработку, так как Uber — это компания, которая появилась благодаря нестандартному взгляду на, казалось бы, традиционную проблему транспортной доступности. Мы разработали платформу, которая объединяет водителей-партнеров и пассажиров для решения задач каждого из них.

— Какие новшества привнес ваш продукт в транспортную сферу стран ЕАЭС? Как изменился рынок в целом?

— Если говорить о главных изменениях, то это, безусловно, доступность, качество и удобство сервиса. Теперь заказать автомобиль очень легко, нужно просто коснуться экрана смартфона — и через 5 минут автомобиль будет в нужном для вас месте. Мы не только обеспечили прозрачность и удобство оплаты — сегодня еще до начала поездки можно увидеть ее стоимость, деньги же списываются с карты автоматически, — но и гарантировали пассажирам безопасность: уже при заказе автомобиля они видят его номер, имя и контакты водителя, его фотографию.

И еще один немаловажный аспект: с нашим приходом на рынки Беларуси, России, Армении и Казахстана у тысяч людей появилась возможность дополнительного или основного заработка в качестве водителей-партнеров.

— С какими сложностями Вы столкнулись, когда запускали сервис в Республике Беларусь?

— Во многих странах, куда мы приходим, не всегда есть четкое понимание того, какие услуги мы предлагаем и как функционирует наш сервис. Причин, как правило, две: непонимание нашей бизнес-модели и архаичность законодательства. Что касается первой, то много времени уходит на объяснения, что такое Uber и почему он позволяет принести пользу всем участникам рынка. Не менее распространенной является проблема устаревшего законодательства, оно зачастую просто не учитывает возможности новых технологий. Шашечки и желтый цвет такси были введены для того, чтобы потенциальный пассажир мог сразу же идентифицировать автомобиль перевозчика. Но наше приложение дает возможность сделать это куда более точно! И мы уверены, что модернизация законодательства — это необходимый шаг с учетом новой реальности.

В планах — еда, грузы и беспилотники

— Какие продукты вашей компании в перспективе могут появиться в Беларуси, в России и Казахстане?

— Один из приоритетов нашей организации по всему миру — развитие и масштабирование UberPOOL. С его помощью несколько пользователей, если им по пути, могут одновременно использовать один автомобиль, тем самым сокращая свои расходы на поездку, а также негативное влияние на окружающую среду. Платформа автоматически подбирает и оптимизирует маршрут и подбирает попутчиков. Также активно развивается сервис по доставке еды.

Во всех странах мы стараемся получать обратную связь как от пассажиров, так и от водителей. Оказывается, что в Минске многие хотели бы перевозить детей в автокреслах, поэтому, возможно, в белорусской столице появится такой продукт.

— В ближайшем будущем на дорогах могут появиться автомобили без водителей. Ваша организация известна тем, что активно тестирует автономные машины. Когда беспилотные автомобили станут полноправными участниками дорожного движения?

— Уже сегодня в нескольких городах США есть возможность вызвать «беспилотник». Но на самом деле процесс перехода на беспилотные автомобили не очень быстрый. Ведь речь идет о безопасности людей. Поэтому мы должны быть на 100% уверены в конечном продукте. Речь идет не только о самих автомобилях, но и о навигационных картах, по которым будут ориентироваться автопилоты. Также неизбежно встает вопрос с законодательной базой.

Скорее всего, проект будет развиваться и появляться в разных странах постепенно. Ведь повсеместное появление беспилотных авто будет самым глобальным изменением на дорогах после изобретения автомобиля. Сейчас в авариях гибнет до миллиона человек в год, и большинство ДТП обусловлено человеческим фактором. «Беспилотники», по прогнозам экспертов, позволят избежать этого. Другой важный момент — это то, что все больше людей будет отказываться от личных автомобилей, а это значит, что парковки будут занимать меньше места в наших городах, сократится число автомобилей на дорогах, меньше ущерба будет наноситься экологии.

— Вы рассматриваете возможность работы с грузоперевозками?

— Сервис для грузоперевозок UberFREІGHT официально заработал на территории США в мае нынешнего года. Он помогает решить сразу две проблемы: избавиться от многочисленных посредников и ускорить расчеты. Но этот сервис пока доступен лишь в США. Возможно, в перспективе он придет и в Беларусь, но говорить об этом пока очень рано.

Комментирует парламентарий

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей РЫБАК:

— Сложно сказать, что Uber каким-то образом изменил транспортную сферу Беларуси, скорее дал еще один толчок для развития цифровых технологий. Нужно отметить, что наши перевозчики и до этого использовали подобные технологии, особенность же Uber в том, что они используют и безналичный расчет. Работа над законопроектом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» показала, что у нас есть пробелы в части валютного законодательства, в части законодательства об информации. И сегодня Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство связи и информатизации знают эти слабые места, и после ликвидации этих проблем развитие информационных систем в автоперевозках будет происходить не только с приходом к нам иностранных перевозчиков, но и у нас внутри. Приход Uber показал наше будущее, но это не говорит о том, что мы не готовы, что это какие-то заоблачные высоты.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zviazda.by 

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Название в газете: Шашечки больше не нужны

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?