Вы здесь

Как новые технологии изменяют сферу пассажирских перевозок в Беларуси


Сегодня без использования информационных технологий невозможно представить современное общество. Они проникли практически в каждую сферу жизнедеятельности человека и коренным образом трансформируют конкретные области. Серьезно изменилась и сфера транспорта и перевозок: беспилотные автомобили постепенно становятся реальностью, а купить билеты на самолет можно с помощью обыкновенного смартфона, хотя совсем недавно это казалось фантазиями.


Компания Uber стала мировым инноватором среди перевозчиков пассажиров: его создатели отказались от обычных звонков операторам такси и разработали приложение для смартфона, которое помогает пользователю за несколько минут заказать автомобиль. Корреспондент «СЕ» побеседовал с Алексеем СТАХОМ, генеральным менеджером Uber по странам СНГ, чтобы выяснить, как изменился транспортный бизнес в рамках ЕАЭС и какие инновационные решения могут быть внедрены в Республике Беларусь.

Новый взгляд на известную проблему

— Одной из центральных мировых тенденций являются инновации. Каким образом Uber в своей деятельности использует технологические новинки?

— Наверное, правильнее говорить не про использование инноваций, а скорее про их создание и разработку, так как Uber — это компания, которая появилась благодаря нестандартному взгляду на, казалось бы, традиционную проблему транспортной доступности. Мы разработали платформу, которая объединяет водителей-партнеров и пассажиров для решения задач каждого из них.

— Какие новшества привнес ваш продукт в транспортную сферу стран ЕАЭС? Как изменился рынок в целом?

— Если говорить о главных изменениях, то это, безусловно, доступность, качество и удобство сервиса. Теперь заказать автомобиль очень легко, нужно просто коснуться экрана смартфона — и через 5 минут автомобиль будет в нужном для вас месте. Мы не только обеспечили прозрачность и удобство оплаты — сегодня еще до начала поездки можно увидеть ее стоимость, деньги же списываются с карты автоматически, — но и гарантировали пассажирам безопасность: уже при заказе автомобиля они видят его номер, имя и контакты водителя, его фотографию.

И еще один немаловажный аспект: с нашим приходом на рынки Беларуси, России, Армении и Казахстана у тысяч людей появилась возможность дополнительного или основного заработка в качестве водителей-партнеров.

— С какими сложностями Вы столкнулись, когда запускали сервис в Республике Беларусь?

— Во многих странах, куда мы приходим, не всегда есть четкое понимание того, какие услуги мы предлагаем и как функционирует наш сервис. Причин, как правило, две: непонимание нашей бизнес-модели и архаичность законодательства. Что касается первой, то много времени уходит на объяснения, что такое Uber и почему он позволяет принести пользу всем участникам рынка. Не менее распространенной является проблема устаревшего законодательства, оно зачастую просто не учитывает возможности новых технологий. Шашечки и желтый цвет такси были введены для того, чтобы потенциальный пассажир мог сразу же идентифицировать автомобиль перевозчика. Но наше приложение дает возможность сделать это куда более точно! И мы уверены, что модернизация законодательства — это необходимый шаг с учетом новой реальности.

В планах — еда, грузы и беспилотники

— Какие продукты вашей компании в перспективе могут появиться в Беларуси, в России и Казахстане?

— Один из приоритетов нашей организации по всему миру — развитие и масштабирование UberPOOL. С его помощью несколько пользователей, если им по пути, могут одновременно использовать один автомобиль, тем самым сокращая свои расходы на поездку, а также негативное влияние на окружающую среду. Платформа автоматически подбирает и оптимизирует маршрут и подбирает попутчиков. Также активно развивается сервис по доставке еды.

Во всех странах мы стараемся получать обратную связь как от пассажиров, так и от водителей. Оказывается, что в Минске многие хотели бы перевозить детей в автокреслах, поэтому, возможно, в белорусской столице появится такой продукт.

— В ближайшем будущем на дорогах могут появиться автомобили без водителей. Ваша организация известна тем, что активно тестирует автономные машины. Когда беспилотные автомобили станут полноправными участниками дорожного движения?

— Уже сегодня в нескольких городах США есть возможность вызвать «беспилотник». Но на самом деле процесс перехода на беспилотные автомобили не очень быстрый. Ведь речь идет о безопасности людей. Поэтому мы должны быть на 100% уверены в конечном продукте. Речь идет не только о самих автомобилях, но и о навигационных картах, по которым будут ориентироваться автопилоты. Также неизбежно встает вопрос с законодательной базой.

Скорее всего, проект будет развиваться и появляться в разных странах постепенно. Ведь повсеместное появление беспилотных авто будет самым глобальным изменением на дорогах после изобретения автомобиля. Сейчас в авариях гибнет до миллиона человек в год, и большинство ДТП обусловлено человеческим фактором. «Беспилотники», по прогнозам экспертов, позволят избежать этого. Другой важный момент — это то, что все больше людей будет отказываться от личных автомобилей, а это значит, что парковки будут занимать меньше места в наших городах, сократится число автомобилей на дорогах, меньше ущерба будет наноситься экологии.

— Вы рассматриваете возможность работы с грузоперевозками?

— Сервис для грузоперевозок UberFREІGHT официально заработал на территории США в мае нынешнего года. Он помогает решить сразу две проблемы: избавиться от многочисленных посредников и ускорить расчеты. Но этот сервис пока доступен лишь в США. Возможно, в перспективе он придет и в Беларусь, но говорить об этом пока очень рано.

Комментирует парламентарий

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей РЫБАК:

— Сложно сказать, что Uber каким-то образом изменил транспортную сферу Беларуси, скорее дал еще один толчок для развития цифровых технологий. Нужно отметить, что наши перевозчики и до этого использовали подобные технологии, особенность же Uber в том, что они используют и безналичный расчет. Работа над законопроектом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» показала, что у нас есть пробелы в части валютного законодательства, в части законодательства об информации. И сегодня Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Министерство связи и информатизации знают эти слабые места, и после ликвидации этих проблем развитие информационных систем в автоперевозках будет происходить не только с приходом к нам иностранных перевозчиков, но и у нас внутри. Приход Uber показал наше будущее, но это не говорит о том, что мы не готовы, что это какие-то заоблачные высоты.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zviazda.by 

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Название в газете: Шашечки больше не нужны

Выбор редакции

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на среду (обновляется)

Кризис на границе. Вся оперативная информация на среду (обновляется)

Оперативная информация с белорусско-польской границы.

Культура

Почему на западе Беларуси «проклятые солдаты» и сегодня вспоминаются с ужасом?

Почему на западе Беларуси «проклятые солдаты» и сегодня вспоминаются с ужасом?

Тема антисоветского подполья во время ВОВ — сложная тема в истории.

Общество

Новый коронавирус. Что известно о штамме «Омикрон»

Новый коронавирус. Что известно о штамме «Омикрон»

Его нашли в странах Южной Африки, в частности, в ЮАР и Ботсване.