К хорошему быстро привыкаешь. А потом хочется все больше и больше... Мы часто говорим о барьерах и препятствиях между странами Евразийского экономического союза. Но ведь и сделано уже немало, в том числе в сельском хозяйстве. О достижениях, недостатках и перспективах рассказал Станислав БУБЕН, директор департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии.
— По данным на начало 2017 года, какова тенденция во взаимодействии членов ЕАЭС в сфере агропромышленного комплекса? В принципе стали ли активнее страны использовать агропромышленный ресурс партнеров по союзу за последние годы?
— Несомненно, открытый рынок в 182,7 миллиона человек дал толчок к росту производственных показателей агропромышленного комплекса. С момента создания союза отмечается положительная динамика в агропромышленном комплексе. За 2016 год рост производства продукции сельского хозяйства составил 4,5%. Объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности государств — членов ЕАЭС за 2016 год вырос на 2,5%. Уровень самообеспеченности практически по всем основным сельскохозяйственным товарам составляет более 90%, за исключением яблок — 67,7%.
Вместе с тем доля взаимной торговли невысокая — составляет всего 16,1%, тогда как в Европейском союзе — 66,6%. Взаимная торговля за 2016 год в стоимостном выражении снизилась на 2,9% (207,6 млн долларов США) и составила 6,8 млрд долларов США.
В то же время по 15 товарным позициям из 24 физические объемы поставок на общий рынок увеличились. Наибольший рост отмечался по масличным семенам и отходам пищевой промышленности — в 1,6 раза, продукции мукомольно-крупяной промышленности — на 37,1%, продукции животного происхождения — на 20,7%, жирам и маслам животного и растительного происхождения, а также готовым продуктам из мяса и рыбы — на 13,8%, мясу и субпродуктам — на 6,1%, готовым продуктам из зерна злаков — на 5,2%, продуктам переработки овощей и фруктов — на 4% и др.
Справочно
Например, Республика Армения нарастила поставки на общий рынок в 2016 году по сравнению с 2015 годом живой рыбы на 23, %, в 30 раз томатов, в 7,5 раза прочих овощей, практически в 6 раз винограда и консервированных продуктов из мяса.
Республика Беларусь за рассматриваемый период увеличила ввоз мяса крупного рогатого скота и свинины в 1,5 и 6 раз соответственно, в 3,3 раза рыбы живой и замороженной, яйцепродуктов более чем в 10 раз, в 18 раз меда, пшеницы и ячменя в 2,6 и 3,7 раза соответственно, в среднем на — 30% колбас и мясных консервов.
Республика Казахстан увеличила поставки мяса мелкого рогатого скота (МРС) в 70 раз, замороженной рыбы — на 40%, яйцепродуктов в 2,2 раза, меда в 3,6 раза, огурцов в 2,4 раза, винограда в 5 раз, дынь и папай в 1,5 раза, ячменя практически в 6 раз, муки в 7 раз.
Кыргызская Республика увеличила поставки на общий рынок масла сливочного в 3,2 раза, сыров и творога в 1,6 раза, томатов на 31%, огурцов в 3 раза, овощей: замороженных в 19 раз, консервированных в 2,8 раза, сушенных в 12 раз.
Российская Федерация нарастила ввоз всех видов мяса: КРС в 2,6 раза, свинины в 6 раз, МРС в 4,8 раза. Увеличились поставки томатов в 6,8 раза, огурцов 9,6 раза, консервированных овощей в 4,8 раза, семян рапса и подсолнечника в 2 раза, свекловичного сахара в 14 раз и мелассы в 1,8 раза.
Рост производственных показателей и взаимной торговли в натуральном выражении позволил снизить импорт сельскохозяйственной продукции на 9% (или на 2,5 млрд долларов США) и увеличить экспорт в третьи страны на 4% (0,6 млрд долларов США). В результате внешнеторговое сальдо улучшилось на 24% в сравнении с 2015 годом.
Значительный рост экспорта произошел по мясной товарной группе в 2 раза, по рыбе живой и замороженной на 7,9%, молоку и молокопродуктам — на 12,4%, овощам — на 25%, семенам масличным на 18%, готовым продуктам из мяса и рыбы — на 26,2%, сахару и изделиям из него на — 27,5%. Основное снижение импорта произошло по мясной товарной группе на 32%, овощной — на 25,5%, продуктам животного происхождения на 15%, живому скоту и птице на 27%.
— Какие инструменты используются ЕЭК для содействия росту взаимной торговли в АПК?
— Одним из инструментов является система прогнозирования аграрного рынка, отражающая потребности и потенциал национальных рынков в тех или иных товарах. На уровне ЕЭК утвержден перечень индикативных показателей развития агропромышленного комплекса государств-членов, разработаны единые подходы к формированию балансов спроса и предложения на среднесрочную перспективу по 17 основным сельскохозяйственным товарам.
Согласно совместным прогнозам, в 2017 году рост производства в сельском хозяйстве по ЕАЭС в целом составит 8%, экспорта — 18%, взаимной торговли — 20% по отношению к показателям 2015 г. Импорт сократится на 30% в сравнении с 2014 годом. Средний показатель самообеспеченности продовольственными товарами в 2017 г. сохранится на уровне 94%. По мясу самообеспеченность вырастет с 91% в 2015 г. до 94%, молоку и молокопродуктам — с 94% до 96%, фруктам — с 62% до 65%. С учетом взаимных поставок прогнозируется достижение полной самообеспеченности в союзе по мясу птицы.
В 2017 году планируется увеличение экспорта зерна на 16% до 40 млн тонн, мяса и мясопродуктов — почти в 2 раза до 180 тыс. тонн, молока и молокопродуктов — на 27% до 633 тыс. тонн, масел растительных — на 13% до 2,2 млн тонн. Снижение импорта мяса и мясопродуктов ожидается до 930 тыс. тонн, молока и молокопродуктов и сахара белого — до 2,5 млн тонн и 200 тыс. тонн соответственно.
Таким образом, считаю, что, используя балансы спроса и предложения, стороны могут своевременно принимать меры по продвижению продукции на внешние рынки и вырабатывать меры по защите общего рынка. Кроме того, прогнозирование в АПК является инструментом инвестиционной привлекательности, так как позволяет оценивать потенциальные производственные и потребительские ниши, рационально использовать финансовые и материальные ресурсы.
— Каким образом выстраивается политика государств в отношении друг друга в этой отрасли экономики (АПК)?
— Основная стратегическая задача согласованной агропромышленной политики — обеспечить координацию национальных политик в целях насыщения внутреннего рынка союза собственной конкурентоспособной продукцией, обеспечения равных конкурентных условий, контроля за уровнем субсидий, доступа к госзакупкам, технического регулирования в сфере производства и обращения продукции.
В текущем году мы завершаем реализацию Плана мероприятий по реализации Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов.
В рамках проделанной работы государства — члены Евразийского экономического союза (далее — государства-члены, союз) определились и закрепили в нормативной базе Союза 8 чувствительных товаров, производство и взаимная торговля которыми имеют социально-экономическое значение для развития АПК и сельской местности. По указанным чувствительным товарам формируются комплексные подходы в целях выработки отраслевых направлений углубления интеграционных процессов.
Вставка на фон
Справочно
Перечень чувствительных сельскохозяйственных товаров включает (Решение Совета Евразийской экономической комиссии №66 от 12 февраля 2016 г.): молоко и молокопродукты; мясо и мясопродукты; овощи, фрукты, бахчевые культуры и продукцию их переработки; рис; сахар; семена масличных культур и продукцию их переработки; табак; хлопок.
Нами совместно со сторонами формируются евразийские прогнозные балансы спроса и предложения по основным сельхозтоварам (зерно, мясо, молоко, сахар, растительные масла, картофель, сахар, овощи, фрукты). Благодаря балансам мы можем оценивать состояние продовольственной безопасности, видеть объемы внутреннего производства и потребления, разрабатывать планы по наращиванию производства и взаимных поставок, планировать инвестиционные вложения. В ближайшей перспективе мы выходим на полную самообеспеченность практически по всем товарам, за исключением говядины и фруктов.
Завершена разработка базовых документов союза в области государственной поддержки. Утверждена новая методология расчета уровня поддержки с учетом международного опыта, согласованы единые подходы по оценке эффективности мер поддержки и их влияния на общий аграрный рынок, разработана методология оценки влияния экономических условий на уровень поддержки. Ежегодно направляется в правительства государств-членов системный документ по соблюдению принятых обязательств и сравнительный анализ экономических условий деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Идет активная работа по созданию единых рынков высокотехнологичной продукции АПК. На завершающей стадии согласования находятся два международных договора — по семеноводству и племенной продукции. Данные документы позволят сформировать единый реестр сортов сельскохозяйственных растений, сократить сроки внедрения в хозяйственный оборот перспективных отечественных сортов, приступить к координации племенной работы для реализации единых программ и внедрения инновационных технологий в целях ускорения селекции.
Сформированы механизмы научно-инновационного сотрудничества в АПК. В рамках решения прикладных задач по разработке и внедрению в производство инновационных продуктов и технологий, совместных кооперационных проектов определены 3 приоритетные технологические платформы в АПК: сельское хозяйство, пищевая промышленность, биотехнологии.
В целях научной проработки наиболее перспективных направлений развития АПК разработан перечень из 14 приоритетных НИОКР, по которым сформирован реестр проводимых сторонами исследований. Евразийским межправительственным советом утвержден порядок организации совместных НИОКР, который позволит активизировать кооперацию сторон в научной сфере.
Справочно
Реестр включает более 150 исследований, выполняемых 50 организациями. Исследования ведутся по генетике и селекции в растениеводстве и животноводстве, аквакультуре, ветеринарным и фитосанитарным вопросам, развитию технологий глубокой переработки, разработке экономических механизмов развития общего аграрного рынка, включая вопросы межгосударственной кооперации в АПК.
Конечно, существуют и проблемы, которые сдерживают углубление интеграции.
Во-первых, сохраняются препятствия (барьеры, изъятия и ограничения). Сегодня сторонами официально признано наличие 60 препятствий, из них 19 имеют непосредственное влияние на АПК.
В большей степени углублению интеграционных процессов мешают барьеры в сфере ветеринарно-санитарного контроля (надзора). Проблемы обусловлены отсутствием единых требований к лабораторному сопровождению ветеринарных мер (правила отбора образцов, условия транспортировки и сроки доставки образцов пищевой продукции в лабораторию), порядка взаимодействия уполномоченных органов при выявлении продукции, не соответствующей обязательным требованиям, фальсифицированной или контрафактной продукции, общесоюзной системы прослеживаемости продукции животного происхождения и др.
Указанные пробелы не позволяют на системной основе урегулировать вопросы ограничения взаимных поставок. Как мы видим, двухсторонний формат решения данных проблем также малоэффективен. В результате мы имеем негативный пример с точки зрения имиджа союза.
Во-вторых, пассивность сторон в разработке и принятии актов союза, несоблюдение установленных сроков принятия документов, нарушение сроков предоставления информации, установленных в Договоре о союзе.
В-третьих. Необходимо замещение национальных стандартов, в результате добровольного исполнения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, межгосударственными стандартами, гармонизированными с международными.
В-четвертых. Важны и меры по гармонизации акцизной политики (сближение ставок акцизов на алкоголь и табачную продукцию).
В-пятых, необходимо проведение единой научно-технологической политики.
В-шестых. Считаю, что для дальнейшего развития интеграции необходима реализация таких мер, как синхронизация мер государственного регулирования, существенно влияющих на конкурентные условия на общем аграрном рынке, в особенности по государственной поддержке (дотаций на продукцию и средства производства, закупочных интервенций). Например, в Евросоюзе этот вопрос решается путем применения единых механизмов регулирования за счет наднационального бюджета.
— Как вы считаете, каким должен быть механизм разрешения внутрисоюзных, межстрановых конфликтов, чтобы споры о качестве продукции разрешались скоро и справедливо?
— Все мы являемся свидетелями тиражируемых в СМИ случаев межстрановых конфликтов по вопросу соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами органов союза. Одним из примеров применения ограничительных мер без учета всех норм действующих нормативных правовых актов органов союза — этот вопрос неоднократно обсуждался — являются ограничения поставок в Российскую Федерацию продукции животного происхождения, произведенной на территории Республики Беларусь.
По моему мнению, оперативному разрешению таких конфликтов способствовало бы наличие единого для всех государств — членов союза порядка взаимодействия органов государственного контроля стран Союза при выявлении в обращении на территории ЕАЭС продукции, не соответствующей обязательным требованиям. В настоящее время такой порядок отсутствует.
Проект такого порядка разработан Комиссией и органично дополняет уже действующие порядки в отношении взаимодействия уполномоченных органов по проведению совместных проверок объектов и товаров, подлежащих ветеринарному контролю и при введении временных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
В настоящее время проект порядка о взаимодействии уполномоченных органов государств — членов союза при выявлении пищевой продукции, не соответствующей обязательным требованиям, установленным правом союза, находится на этапе согласования со сторонами.
Проект порядка предусматривает ряд положений, регламентирующих проведение контроля, порядок отбора проб, применение единых правил и методов исследований и измерений, устанавливаются критерии отнесения продукции к фальсифицированной. Кроме того, предусматривается применение определенных мер при выявлении фальсифицированной пищевой продукции, обмен информацией между контролирующими органами, направление сведений в государственные органы государств-членов, занимающиеся пресечением оборота контрафактной продукции в случае выявления признаков такой пищевой продукции.
Считаю, что принятие данного порядка позволит минимизировать потери добросовестных производителей, обратить внимание уполномоченных органов на обязательность исполнения актов Евразийской экономической комиссии, в том числе при принятии решений о введении ограничений на торговлю отдельными группами товаров, в том числе в одностороннем порядке, а также обеспечить взаимодействие органов при выявлении продукции, не соответствующей обязательным требованиям.
Кроме того, в целях решения вопросов координации взаимодействия в сфере санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, защиты прав потребителей Комиссией совместно с государствами — членами разработан проект международного договора о согласованных принципах и подходах к гармонизации законодательства наших стран в части ответственности за несоблюдение нормативных правовых актов в указанной сфере.
— Какие сферы АПК стран-участниц сейчас в наибольшей степени требуют внедрения инноваций, а также привлечения инвестиций? Каким образом ЕЭК способствует работе в этом направлении?
— Несмотря на положительную динамику развития АПК союза, одним из проблемных вопросов является высокая зависимость стран союза от импорта сельхозтоваров и средств производства. В 2016 году импорт сельскохозяйственных товаров составил внушительную сумму — более 26 млрд долларов. В значительных объемах импортируются овощи, фрукты, мясные и молочные продукты, т. е. те товары, произвести которые можно внутри союза. В структуре импорта за 2016 год 27% приходится на овощи и фрукты, по 7% — на мясо различных видов, а также алкогольные и безалкогольные напитки.
По нашим оценкам, доля импортных материально-технических ресурсов в общих затратах на производство сельскохозяйственной продукции в целом по ЕАЭС составляет 7,5%. Высока доля импортного технологического оборудования в животноводческих отраслях, таких как птицеводство и молочное скотоводство. Общая стоимость импортных ресурсов для производства растениеводческой продукции составила 2,2 млрд долларов, для производства животноводческой продукции закуплено из третьих стран ресурсов на 2,1 млрд долларов.
Сохраняется высокая зависимость от импорта семян различных культур (сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, рапс, овощные, картофель). В целом ежегодный импорт семян основных сельскохозяйственных культур оценивается в сумму около 800 млн долларов. Столько же расходуется на приобретение пестицидов из третьих стран.
Сегодня, как мы отмечаем, конкурентоспособность производства во многом определяется использованием зарубежных технологий. В особенности это характерно для птицеводства и молочного скотоводства.
На мой взгляд, в этом контексте для стран Евразийского экономического союза весьма актуально проведение политики импортозамещения в чувствительных сферах с учетом социальной значимости отрасли и необходимости насыщения внутреннего рынка собственной качественной и доступной продукцией. Решения этих задач можно добиться на основе использования лучших достижений науки и передового опыта, стимулирования конкурентоспособного отечественного производства, трансфера технологий и инноваций.
При этом оптимальной стратегией развития АПК представляется достижение баланса между используемыми зарубежными технологическими наработками и преимущественным развитием собственных ноу-хау. Тем более что научный потенциал государств — членов союза достаточно высок для решения этих задач.
Сейчас удельный вес высокотехнологичных производств в странах ЕАЭС не превышает 4%. Это в три раза ниже показателя развитых стран мира. Необходимо опережающими темпами внедрять инновационные разработки в агропромышленный комплекс союза, чтобы повысить конкурентоспособность отрасли. Наша цель состоит в том, чтобы вся цепочка добавленных стоимостей максимально производилась в союзе.
Евразийская комиссия осуществляет координацию совместной научно-инновационной деятельности по приоритетным направлениям исследований, а также по вопросам формирования и функционирования Евразийских технологических платформ. Это в конечном итоге позволит мобилизовать научный потенциал для разработки инновационных продуктов, внедрения их в АПК, стимулировать трансфер технологий и инноваций.
— Как выстраивается работа ЕАЭС с третьими странами в сфере АПК? Какая сельхозпродукция союза может заинтересовать зарубежных партнеров?
— Ключевыми странами — партнерами для ЕАЭС являются Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Китай, Республика Корея, Сербия, Сингапур. Отраслевое сотрудничество в сфере АПК развивается посредством уже созданных механизмов, в частности в рамках меморандумов о взаимопонимании и переговорных процессов о преференциальных и непреференциальных торговых соглашениях, а также иных форматах международной деятельности союза.
География поставок сельскохозяйственной продукции стран союза достаточно широкая. В 2016 году из стран союза сельскохозяйственная продукция экспортировалась в более чем 160 стран мира.
Основными потребителями нашей продукции являются страны СНГ (15,0%), Европейский союз (13,8%), Китай (10,4%), Турция (10,3%), Республика Корея (7,3%), Египет (7,3%) и Иран (3,5%). На эти рынки приходится 2/3 всех поставок сельхозпродукции союза.
Традиционно ЕС закупает в наших странах жмых, рыбу, зерно, жиры и масла, Турция и Египет — зерно и масла, Китай и Республика Корея — рыбу, Саудовская Аравия и Иран — зерно. В 2016 году страны союза экспортировали сельскохозяйственной продукции и продовольствия на сумму 16,9 млрд долларов, что на 0,65 млрд долларов больше, чем в 2015 году. В 2016 году, как и в предыдущие годы, экспорт сельхозпродукции союза сконцентрирован в основном на сырье. Зерно (36,9%) является основным экспортируемым товаром. Далее следуют поставки рыбы (17,7%), жиров и масел (11,7%). Вместе данные товары составляют 2/3 от общего объема экспорта.
В этой связи целесообразно снижать долю сырья в структуре экспорта и диверсифицировать товарную структуру поставками продукции преимущественно глубокой переработки сельскохозяйственного сырья.
Например, в Сербию экспортируются табак и промышленные заменители табака, жиры и масла животного или растительного происхождения, а также овощи, при этом потребности в данных товарах возрастают. Перспективным экспортным товаром также является сельхозтехника, производимая в странах ЕАЭС.
Большой интерес сегодня представляет для государств-членов и союза в целом сопряжение реализации проекта экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) с функционированием единого рынка в рамках ЕАЭС и развитием его связей с внешними партнерами в Евразии, такими как Индия, Иран, Пакистан. Это в значительной мере позволит выстроить широкую взаимосвязанную зону развития евразийского региона в целом.
Поскольку внутренний рынок Китая насыщен продукцией с использованием ГМО, а также имеет место рост благосостояния населения, увеличивается потребность в качественной, экологически чистой пищевой продукции, поставки которой могут быть обеспечены компаниями ЕАЭС. Поэтому продукцию АПК можно смело отнести к сформировавшемуся пулу конкурентоспособных отраслей, способных стать новыми драйверами роста объемов поставок из стран союза на китайский рынок.
Перспективными экспортными товарами являются зерновые (за 2016 г. Китай импортировал зерновых на сумму долее 5 млрд долларов), особенно ячмень, доля импорта которого составляет в потреблении КНР более половины, а объем импорта в последние годы превышает 2,5 млн тонн. Учитывая низкий уровень тарифной защиты (ставка таможенной пошлины по ячменю составляет 1,5%), а также отсутствие у Китая каких-либо преференций по уплате таможенных пошлин для основных поставщиков зерна, можно утверждать, что поставщики ЕАЭС будут находиться в равных конкурентных условиях. Даже несмотря на высокий уровень тарифной защиты по пшенице и кукурузе (65% и 42,5% соответственно), данные товары могут быть эффективно реализованы на рынке Китая.
Также представляют интерес, с точки зрения наращивания объемов экспорта в Китай, поставки рыбы и морепродуктов. Перспективность этого рынка для поставщиков ЕАЭС обусловлена неуклонным ростом населения и разработанной китайским правительством программой по обеспечению продовольственной безопасности страны, предусматривающей наращивание объемов производства и импорта аквапродукции.
Представляется целесообразным наращивать объемы экспорта уже поставляемой продукции (рыба и морепродукты) с последующим расширением ассортимента (зерновые, масличные, продукция глубокой переработки и др.).
В целом экспорт сельскохозяйственной продукции из государств — членов ЕАЭС на рынки третьих стран зависит от обеспечения конкурентоспособности продукции, использования систем мер по защите внутренних продовольственных рынков стран-импортеров, участие стран в торгово-экономических интеграционных сообществах, а также в проведении согласованной экспортной политики в торговле с третьими странами.
Вероника ПУСТОВИТ
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.