Вы здесь

«Мы значительно продвинулись в АПК»


К хо­ро­ше­му быст­ро привыкаешь. А по­том хо­чет­ся все боль­ше и боль­ше... Мы час­то говорим о барь­е­рах и препятствиях меж­ду странами Евразийского экономического со­ю­за. Но ведь и сде­ла­но уже не­ма­ло, в том числе в сель­ском хо­зяй­стве. О достижениях, не­до­стат­ках и перспективах рас­ска­зал Станислав БУ­БЕН, директор де­пар­та­мен­та агроп­ро­мыш­лен­ной политики Евразийской экономической комиссии.


— По дан­ным на на­ча­ло 2017 го­да, ка­ко­ва тенденция во взаимодействии чле­нов ЕА­ЭС в сфе­ре агроп­ро­мыш­лен­но­го комп­лек­са? В принципе стали ли активнее стра­ны использовать агроп­ро­мыш­лен­ный ре­сурс парт­не­ров по со­ю­зу за последние го­ды?

— Не­сом­нен­но, отк­ры­тый ры­нок в 182,7 миллиона че­ло­век дал тол­чок к рос­ту производственных по­ка­за­те­лей агроп­ро­мыш­лен­но­го комп­лек­са. С мо­мен­та создания со­ю­за от­ме­ча­ет­ся положительная динамика в агроп­ро­мыш­лен­ном комп­лек­се. За 2016 год рост производства продукции сель­ско­го хо­зяй­ства составил 4,5%. Объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности го­су­дарств — чле­нов ЕА­ЭС за 2016 год вы­рос на 2,5%. Уро­вень самообеспеченности практически по всем ос­нов­ным сель­ско­хо­зяй­ствен­ным то­ва­рам сос­тав­ля­ет бо­лее 90%, за исключением яб­лок — 67,7%.

Вмес­те с тем до­ля взаимной торговли не­вы­со­кая — сос­тав­ля­ет все­го 16,1%, тог­да как в Ев­ро­пей­ском со­ю­зе — 66,6%. Взаимная тор­гов­ля за 2016 год в стоимостном выражении снизилась на 2,9% (207,6 млн до­лла­ров США) и составила 6,8 млрд до­лла­ров США.

В то же вре­мя по 15 то­вар­ным позициям из 24 физические объемы пост­авок на общий ры­нок увеличились. Наибольший рост от­ме­чал­ся по масличным се­ме­нам и от­хо­дам пищевой промышленности — в 1,6 ра­за, продукции му­ко­моль­но-кру­пя­ной промышленности — на 37,1%, продукции животного происхождения — на 20,7%, жирам и мас­лам животного и растительного происхождения, а так­же го­то­вым про­дук­там из мя­са и ры­бы — на 13,8%, мя­су и суб­про­дук­там — на 6,1%, го­то­вым про­дук­там из зер­на зла­ков — на 5,2%, про­дук­там переработки овощей и фрук­тов — на 4% и др.

Спра­воч­но

Например, Республика Армения нарастила поставки на общий ры­нок в 2016 го­ду по сравнению с 2015 го­дом живой ры­бы на 23, %, в 30 раз то­ма­тов, в 7,5 ра­за прочих овощей, практически в 6 раз винограда и консервированных про­дук­тов из мя­са.

Республика Бе­ла­русь за рассматриваемый период увеличила ввоз мя­са круп­но­го ро­га­то­го ско­та и свинины в 1,5 и 6 раз со­от­вет­ствен­но, в 3,3 ра­за ры­бы живой и за­мо­ро­жен­ной, яй­цеп­ро­дук­тов бо­лее чем в 10 раз, в 18 раз ме­да, пшеницы и яч­ме­ня в 2,6 и 3,7 ра­за со­от­вет­ствен­но, в сред­нем на — 30% кол­бас и мяс­ных кон­сер­вов.

Республика Ка­зах­стан увеличила поставки мя­са мел­ко­го ро­га­то­го ско­та (МРС) в 70 раз, за­мо­ро­жен­ной ры­бы — на 40%, яй­цеп­ро­дук­тов в 2,2 ра­за, ме­да в 3,6 ра­за, огур­цов в 2,4 ра­за, винограда в 5 раз, дынь и па­пай в 1,5 ра­за, яч­ме­ня практически в 6 раз, муки в 7 раз.

Кыр­гыз­ская Республика увеличила поставки на общий ры­нок мас­ла сливочного в 3,2 ра­за, сы­ров и тво­ро­га в 1,6 ра­за, то­ма­тов на 31%, огур­цов в 3 ра­за, овощей: за­мо­ро­жен­ных в 19 раз, консервированных в 2,8 ра­за, су­шен­ных в 12 раз.

Российская Федерация нарастила ввоз всех видов мя­са: КРС в 2,6 ра­за, свинины в 6 раз, МРС в 4,8 ра­за. Увеличились поставки то­ма­тов в 6,8 ра­за, огур­цов 9,6 ра­за, консервированных овощей в 4,8 ра­за, се­мян рап­са и подсолнечника в 2 ра­за, свекловичного са­ха­ра в 14 раз и ме­лас­сы в 1,8 ра­за.

Рост производственных по­ка­за­те­лей и взаимной торговли в на­ту­раль­ном выражении позволил снизить импорт сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции на 9% (или на 2,5 млрд до­лла­ров США) и увеличить экс­порт в третьи стра­ны на 4% (0,6 млрд до­лла­ров США). В ре­зуль­та­те внеш­не­тор­го­вое саль­до улучшилось на 24% в сравнении с 2015 го­дом.

Значительный рост экс­пор­та произошел по мяс­ной то­вар­ной груп­пе в 2 ра­за, по ры­бе живой и за­мо­ро­жен­ной на 7,9%, мо­ло­ку и мо­ло­коп­ро­дук­там — на 12,4%, овощам — на 25%, се­ме­нам масличным на 18%, го­то­вым про­дук­там из мя­са и ры­бы — на 26,2%, са­ха­ру и изделиям из не­го на — 27,5%. Ос­нов­ное снижение импорта произошло по мяс­ной то­вар­ной груп­пе на 32%, овощной — на 25,5%, про­дук­там животного происхождения на 15%, живому ско­ту и птице на 27%.

— Какие инструменты используются ЕЭК для содействия рос­ту взаимной торговли в АПК?

— Одним из инструментов яв­ля­ет­ся система прогнозирования аграр­но­го рын­ка, отражающая потребности и потенциал национальных рын­ков в тех или иных то­ва­рах. На уров­не ЕЭК утверж­ден пе­ре­чень индикативных по­ка­за­те­лей развития агроп­ро­мыш­лен­но­го комп­лек­са го­су­дарств-чле­нов, раз­ра­бо­та­ны единые под­хо­ды к формированию ба­лан­сов спро­са и предложения на сред­нес­роч­ную перспективу по 17 ос­нов­ным сель­ско­хо­зяй­ствен­ным то­ва­рам.

Сог­лас­но сов­мест­ным прог­но­зам, в 2017 го­ду рост производства в сель­ском хо­зяй­стве по ЕА­ЭС в це­лом составит 8%, экс­пор­та — 18%, взаимной торговли — 20% по отношению к по­ка­за­те­лям 2015 г. Импорт сократится на 30% в сравнении с 2014 го­дом. Средний по­ка­за­тель самообеспеченности продовольственными товарами в 2017 г. сохранится на уров­не 94%. По мя­су са­мо­о­бес­пе­чен­ность вы­рас­тет с 91% в 2015 г. до 94%, мо­ло­ку и мо­ло­коп­ро­дук­там — с 94% до 96%, фрук­там — с 62% до 65%. С уче­том взаимных пост­авок прогнозируется достижение по­лной самообеспеченности в со­ю­зе по мя­су птицы.

В 2017 го­ду планируется увеличение экс­пор­та зер­на на 16% до 40 млн тонн, мя­са и мя­соп­ро­дук­тов — почти в 2 ра­за до 180 тыс. тонн, мо­ло­ка и мо­ло­коп­ро­дук­тов — на 27% до 633 тыс. тонн, ма­сел растительных — на 13% до 2,2 млн тонн. Снижение импорта мя­са и мя­соп­ро­дук­тов ожидается до 930 тыс. тонн, мо­ло­ка и мо­ло­коп­ро­дук­тов и са­ха­ра бел­ого — до 2,5 млн тонн и 200 тыс. тонн со­от­вет­ствен­но.

Таким об­ра­зом, считаю, что, используя ба­лан­сы спро­са и предложения, сто­ро­ны мо­гут свое­вре­мен­но принимать ме­ры по продвижению продукции на внешние рынки и вы­ра­ба­ты­вать ме­ры по защите общего рын­ка. Кро­ме то­го, прогнозирование в АПК яв­ля­ет­ся инструментом инвестиционной привлекательности, так как поз­во­ля­ет оценивать потенциальные производственные и потребительские ниши, рационально использовать финансовые и материальные ре­сур­сы.

— Каким об­ра­зом выстраивается политика го­су­дарств в отношении друг дру­га в этой отрасли экономики (АПК)?

— Ос­нов­ная стратегическая за­да­ча сог­ла­со­ван­ной агроп­ро­мыш­лен­ной политики — обеспечить координацию национальных политик в це­лях насыщения внут­рен­не­го рын­ка со­ю­за соб­ствен­ной кон­ку­рен­тос­по­соб­ной продукцией, обеспечения рав­ных кон­ку­рент­ных условий, контр­оля за уров­нем субсидий, до­сту­па к гос­за­куп­кам, технического регулирования в сфе­ре производства и обращения продукции.

В текущем го­ду мы за­вер­ша­ем реализацию Пла­на мероприятий по реализации Концепции сог­ла­со­ван­ной (скоординированной) агроп­ро­мыш­лен­ной политики го­су­дарств-чле­нов.

В рам­ках про­де­лан­ной ра­бо­ты го­су­дар­ства — чле­ны Евразийского экономического со­ю­за (да­лее — го­су­дар­ства-чле­ны, со­юз) определились и закрепили в нормативной ба­зе Со­ю­за 8 чувствительных то­ва­ров, производство и взаимная тор­гов­ля которыми имеют социально-экономическое значение для развития АПК и сель­ской местности. По ука­зан­ным чувствительным то­ва­рам формируются комп­лекс­ные под­хо­ды в це­лях выработки от­рас­ле­вых направлений углубления интеграционных про­цес­сов.

Встав­ка на фон

Спра­воч­но

Пе­ре­чень чувствительных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных то­ва­ров вклю­ча­ет (Решение Со­ве­та Евразийской экономической комиссии №66 от 12 фев­ра­ля 2016 г.): мо­ло­ко и мо­ло­коп­ро­дук­ты; мя­со и мя­соп­ро­дук­ты; овощи, фрук­ты, бах­че­вые куль­ту­ры и продукцию их переработки; рис; са­хар; се­ме­на масличных куль­тур и продукцию их переработки; та­бак; хло­пок.

Нами сов­мест­но со сторонами формируются евразийские прог­ноз­ные ба­лан­сы спро­са и предложения по ос­нов­ным сель­хоз­то­ва­рам (зер­но, мя­со, мо­ло­ко, са­хар, растительные мас­ла, кар­то­фель, са­хар, овощи, фрук­ты). Бла­го­да­ря ба­лан­сам мы мо­жем оценивать состояние про­до­воль­ствен­ной безопасности, видеть объемы внут­рен­не­го производства и потребления, раз­ра­ба­ты­вать пла­ны по наращиванию производства и взаимных пост­авок, планировать инвестиционные вложения. В ближайшей перспективе мы выходим на по­лную са­мо­о­бес­пе­чен­ность практически по всем то­ва­рам, за исключением говядины и фрук­тов.

За­вер­ше­на раз­ра­бот­ка ба­зо­вых до­ку­мен­тов со­ю­за в области го­су­дар­ствен­ной поддержки. Утверж­де­на но­вая методология рас­че­та уров­ня поддержки с уче­том меж­ду­на­род­но­го опы­та, сог­ла­со­ва­ны единые под­хо­ды по оцен­ке эффективности мер поддержки и их влияния на общий аграр­ный ры­нок, раз­ра­бо­та­на методология оценки влияния экономических условий на уро­вень поддержки. Еже­год­но на­пра­вля­ет­ся в правительства го­су­дарств-чле­нов системный до­ку­мент по соблюдению принятых обя­за­тельств и сравнительный анализ экономических условий деятельности сель­ско­хо­зяй­ствен­ных товаропроизводителей.

Идет активная ра­бо­та по созданию единых рын­ков высокотехнологичной продукции АПК. На завершающей стадии согласования на­хо­дят­ся два меж­ду­на­род­ных до­го­во­ра — по се­ме­но­вод­ству и пле­мен­ной продукции. Дан­ные до­ку­мен­ты поз­во­лят сформировать единый ре­естр сор­тов сель­ско­хо­зяй­ствен­ных растений, сократить сроки внедрения в хо­зяй­ствен­ный обо­рот перспективных оте­чест­вен­ных сор­тов, приступить к координации пле­мен­ной ра­бо­ты для реализации единых прог­рамм и внедрения инновационных технологий в це­лях ускорения селекции.

Сформированы механизмы на­учно-инновационного сотрудничества в АПК. В рам­ках решения прикладных за­дач по раз­ра­бот­ке и внедрению в производство инновационных про­дук­тов и технологий, сов­мест­ных кооперационных про­ек­тов оп­ре­де­ле­ны 3 приоритетные технологические плат­фор­мы в АПК: сель­ское хо­зяй­ство, пищевая про­мыш­лен­ность, биотехнологии.

В це­лях на­учной проработки наиболее перспективных направлений развития АПК раз­ра­бо­тан пе­ре­чень из 14 приоритетных НИОКР, по ко­то­рым сформирован ре­естр проводимых сторонами исследований. Евразийским межправительственным со­ве­том утверж­ден по­ря­док организации сов­мест­ных НИОКР, ко­то­рый позволит активизировать кооперацию сто­рон в на­учной сфе­ре.

Спра­воч­но

Ре­естр вклю­ча­ет бо­лее 150 исследований, вы­по­лня­е­мых 50 организациями. Исследования ве­дут­ся по генетике и селекции в растениеводстве и животноводстве, аква­куль­ту­ре, ветеринарным и фитосанитарным воп­ро­сам, развитию технологий глу­бо­кой переработки, раз­ра­бот­ке экономических механизмов развития общего аграр­но­го рын­ка, вклю­чая воп­ро­сы меж­го­су­дар­ствен­ной кооперации в АПК.

Ко­неч­но, существуют и проб­ле­мы, ко­то­рые сдерживают углубление интеграции.

Во-пер­вых, сох­ра­ня­ют­ся препятствия (барь­е­ры, изъятия и ограничения). Се­год­ня сторонами официально признано наличие 60 препятствий, из них 19 имеют не­по­сред­ствен­ное влияние на АПК.

В боль­шей степени углублению интеграционных про­цес­сов ме­ша­ют барь­е­ры в сфе­ре ветеринарно-санитарного контр­оля (над­зо­ра). Проб­ле­мы обус­лов­ле­ны отсутствием единых требований к ла­бо­ра­тор­но­му сопровождению ветеринарных мер (правила от­бо­ра об­раз­цов, условия транспортировки и сроки доставки об­раз­цов пищевой продукции в лабораторию), по­ряд­ка взаимодействия упо­лно­мо­чен­ных ор­га­нов при выявлении продукции, не соответствующей обя­за­тель­ным требованиям, фальсифицированной или контр­афакт­ной продукции, общесоюзной системы прослеживаемости продукции животного происхождения и др.

Ука­зан­ные про­бе­лы не поз­во­ля­ют на системной ос­но­ве урегулировать воп­ро­сы ограничения взаимных пост­авок. Как мы видим, двухсторонний фор­мат решения дан­ных проб­лем так­же малоэффективен. В ре­зуль­та­те мы имеем негативный пример с точки зрения имиджа со­ю­за.

Во-вто­рых, пассивность сто­рон в раз­ра­бот­ке и принятии ак­тов со­ю­за, несоблюдение уста­нов­лен­ных сро­ков принятия до­ку­мен­тов, нарушение сро­ков предоставления информации, уста­нов­лен­ных в До­го­во­ре о со­ю­зе.

В-третьих. Необходимо замещение национальных стан­дар­тов, в ре­зуль­та­те доб­ро­воль­но­го исполнения ко­то­рых обеспечивается соблюдение требований технических рег­ла­мен­тов, межгосударственными стандартами, гармонизированными с международными.

В-чет­вер­тых. Важ­ны и ме­ры по гармонизации акцизной политики (сближение ста­вок акцизов на ал­ко­голь и та­бач­ную продукцию).

В-пя­тых, необходимо проведение единой на­учно-технологической политики.

В-шес­тых. Считаю, что для даль­ней­ше­го развития интеграции необходима реализация таких мер, как синхронизация мер го­су­дар­ствен­но­го регулирования, существенно влияющих на кон­ку­рент­ные условия на общем аграр­ном рын­ке, в особенности по го­су­дар­ствен­ной под­держ­ке (дотаций на продукцию и сред­ства производства, за­ку­поч­ных интервенций). Например, в Ев­ро­со­ю­зе этот воп­рос ре­ша­ет­ся пу­тем применения единых механизмов регулирования за счет наднационального бюд­же­та.

— Как вы считаете, каким до­лжен быть механизм разрешения внутрисоюзных, меж­стра­но­вых конфликтов, что­бы спо­ры о ка­чест­ве продукции разрешались ско­ро и справедливо?

— Все мы яв­ля­ем­ся свидетелями тиражируемых в СМИ слу­ча­ев меж­стра­но­вых конфликтов по воп­ро­су соответствия продукции обя­за­тель­ным требованиям, уста­нов­лен­ным актами ор­га­нов со­ю­за. Одним из примеров применения ограничительных мер без уче­та всех норм действующих нормативных пра­во­вых ак­тов ор­га­нов со­ю­за — этот воп­рос не­од­нок­рат­но об­суж­дал­ся — яв­ля­ют­ся ограничения пост­авок в Российскую Федерацию продукции животного происхождения, произведенной на территории Республики Бе­ла­русь.

По мо­е­му мнению, оперативному разрешению таких конфликтов спо­соб­ство­ва­ло бы наличие единого для всех го­су­дарств — чле­нов со­ю­за по­ряд­ка взаимодействия ор­га­нов го­су­дар­ствен­но­го контр­оля стран Со­ю­за при выявлении в обращении на территории ЕА­ЭС продукции, не соответствующей обя­за­тель­ным требованиям. В настоящее вре­мя та­кой по­ря­док от­сут­ству­ет.

Про­ект та­ко­го по­ряд­ка раз­ра­бо­тан Комиссией и органично до­по­лня­ет уже действующие порядки в отношении взаимодействия упо­лно­мо­чен­ных ор­га­нов по проведению сов­мест­ных про­ве­рок объектов и то­ва­ров, подлежащих ветеринарному контр­олю и при введении вре­мен­ных санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

В настоящее вре­мя про­ект по­ряд­ка о взаимодействии упо­лно­мо­чен­ных ор­га­нов го­су­дарств — чле­нов со­ю­за при выявлении пищевой продукции, не соответствующей обя­за­тель­ным требованиям, уста­нов­лен­ным пра­вом со­ю­за, находится на эта­пе согласования со сторонами.

Про­ект по­ряд­ка предусматривает ряд положений, регламентирующих проведение контр­оля, по­ря­док от­бо­ра проб, применение единых правил и ме­то­дов исследований и измерений, устанавливаются критерии отнесения продукции к фальсифицированной. Кро­ме то­го, предусматривается применение оп­ре­де­лен­ных мер при выявлении фальсифицированной пищевой продукции, об­мен информацией меж­ду контролирующими органами, направление сведений в го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны го­су­дарств-чле­нов, занимающиеся пресечением обо­ро­та контр­афакт­ной продукции в слу­чае выявления признаков та­кой пищевой продукции.

Считаю, что принятие дан­но­го по­ряд­ка позволит минимизировать потери доб­ро­со­вест­ных производителей, обратить внимание упо­лно­мо­чен­ных ор­га­нов на обя­за­тель­ность исполнения ак­тов Евразийской экономической комиссии, в том числе при принятии решений о введении ограничений на тор­гов­лю отдельными группами то­ва­ров, в том числе в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке, а так­же обеспечить взаимодействие ор­га­нов при выявлении продукции, не соответствующей обя­за­тель­ным требованиям.

Кро­ме то­го, в це­лях решения воп­ро­сов координации взаимодействия в сфе­ре санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, защиты прав потребителей Комиссией сов­мест­но с государствами — членами раз­ра­бо­тан про­ект меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра о сог­ла­со­ван­ных принципах и под­хо­дах к гармонизации за­ко­но­да­тель­ства наших стран в части ответственности за несоблюдение нормативных пра­во­вых ак­тов в ука­зан­ной сфе­ре.

— Какие сфе­ры АПК стран-участниц сей­час в наибольшей степени тре­бу­ют внедрения инноваций, а так­же привлечения инвестиций? Каким об­ра­зом ЕЭК спо­соб­ству­ет ра­бо­те в этом направлении?

— Не­смот­ря на положительную динамику развития АПК со­ю­за, одним из проб­лем­ных воп­ро­сов яв­ля­ет­ся вы­со­кая зависимость стран со­ю­за от импорта сель­хоз­то­ва­ров и средств производства. В 2016 го­ду импорт сель­ско­хо­зяй­ствен­ных то­ва­ров составил внушительную су­мму — бо­лее 26 млрд до­лла­ров. В значительных объемах импортируются овощи, фрук­ты, мяс­ные и мо­лоч­ные про­дук­ты, т. е. те то­ва­ры, произвести ко­то­рые мож­но внутри со­ю­за. В струк­ту­ре импорта за 2016 год 27% приходится на овощи и фрук­ты, по 7% — на мя­со различных видов, а так­же ал­ко­голь­ные и без­ал­ко­голь­ные напитки.

По нашим оцен­кам, до­ля импортных материально-технических ре­сур­сов в общих за­тра­тах на производство сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции в це­лом по ЕА­ЭС сос­тав­ля­ет 7,5%. Вы­со­ка до­ля импортного технологического оборудования в животноводческих от­рас­лях, таких как птицеводство и мо­лоч­ное ско­то­вод­ство. Общая стоимость импортных ре­сур­сов для производства растениеводческой продукции составила 2,2 млрд до­лла­ров, для производства животноводческой продукции за­куп­ле­но из третьих стран ре­сур­сов на 2,1 млрд до­лла­ров.

Сох­ра­ня­ет­ся вы­со­кая зависимость от импорта се­мян различных куль­тур (са­хар­ная свек­ла, подсолнечник, ку­ку­ру­за, рапс, овощные, кар­то­фель). В це­лом еже­год­ный импорт се­мян ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур оценивается в су­мму око­ло 800 млн до­лла­ров. Столь­ко же рас­хо­ду­ет­ся на приобретение пестицидов из третьих стран.

Се­год­ня, как мы от­ме­ча­ем, кон­ку­рен­тос­по­соб­ность производства во мно­гом оп­ре­де­ля­ет­ся использованием за­ру­беж­ных технологий. В особенности это ха­рак­тер­но для птицеводства и мо­лоч­но­го ско­то­вод­ства.

На мой взгляд, в этом кон­текс­те для стран Евразийского экономического со­ю­за весь­ма ак­ту­аль­но проведение политики импортозамещения в чувствительных сфе­рах с уче­том социальной значимости отрасли и необходимости насыщения внут­рен­не­го рын­ка соб­ствен­ной ка­чест­вен­ной и до­ступ­ной продукцией. Решения этих за­дач мож­но добиться на ос­но­ве использования лучших достижений науки и пе­ре­до­во­го опы­та, стимулирования кон­ку­рен­тос­по­соб­но­го оте­чест­вен­но­го производства, транс­фе­ра технологий и инноваций.

При этом оптимальной стратегией развития АПК предс­тав­ля­ет­ся достижение ба­лан­са меж­ду используемыми зарубежными технологическими наработками и преимущественным развитием соб­ствен­ных ноу-хау. Тем бо­лее что на­учный потенциал го­су­дарств — чле­нов со­ю­за до­ста­точ­но вы­сок для решения этих за­дач.

Сей­час удель­ный вес высокотехнологичных производств в стра­нах ЕА­ЭС не пре­вы­ша­ет 4%. Это в три ра­за ниже по­ка­за­те­ля развитых стран мира. Необходимо опережающими темпами внед­рять инновационные разработки в агроп­ро­мыш­лен­ный комп­лекс со­ю­за, что­бы повысить кон­ку­рен­тос­по­соб­ность отрасли. На­ша цель состоит в том, что­бы вся це­поч­ка до­бав­лен­ных стоимостей максимально производилась в со­ю­зе.

Евразийская комиссия осуществляет координацию сов­мест­ной на­учно-инновационной деятельности по приоритетным направлениям исследований, а так­же по воп­ро­сам формирования и функционирования Евразийских технологических плат­форм. Это в ко­неч­ном итоге позволит мобилизовать на­учный потенциал для разработки инновационных про­дук­тов, внедрения их в АПК, стимулировать транс­фер технологий и инноваций.

— Как выстраивается ра­бо­та ЕА­ЭС с третьими странами в сфе­ре АПК? Ка­кая сельхозпродукция со­ю­за мо­жет заинтересовать за­ру­беж­ных парт­не­ров?

— Ключевыми странами — партнерами для ЕА­ЭС яв­ля­ют­ся Вьет­нам, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Китай, Республика Ко­рея, Сербия, Сингапур. От­рас­ле­вое сотрудничество в сфе­ре АПК развивается по­сред­ством уже соз­дан­ных механизмов, в частности в рам­ках ме­мо­ран­ду­мов о взаимопонимании и пе­ре­го­вор­ных про­цес­сов о преференциальных и непреференциальных тор­го­вых соглашениях, а так­же иных фор­ма­тах меж­ду­на­род­ной деятельности со­ю­за.

География пост­авок сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции стран со­ю­за до­ста­точ­но широкая. В 2016 го­ду из стран со­ю­за сель­ско­хо­зяй­ствен­ная продукция экспортировалась в бо­лее чем 160 стран мира.

Основными потребителями на­шей продукции яв­ля­ют­ся стра­ны СНГ (15,0%), Европейский со­юз (13,8%), Китай (10,4%), Турция (10,3%), Республика Ко­рея (7,3%), Египет (7,3%) и Иран (3,5%). На эти рынки приходится 2/3 всех пост­авок сельхозпродукции со­ю­за.

Традиционно ЕС за­ку­па­ет в наших стра­нах жмых, ры­бу, зер­но, жиры и мас­ла, Турция и Египет — зер­но и мас­ла, Китай и Республика Ко­рея — ры­бу, Са­удо­вская Аравия и Иран — зер­но. В 2016 го­ду стра­ны со­ю­за экспортировали сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции и продовольствия на су­мму 16,9 млрд до­лла­ров, что на 0,65 млрд до­лла­ров боль­ше, чем в 2015 го­ду. В 2016 го­ду, как и в предыдущие го­ды, экс­порт сельхозпродукции со­ю­за сконцентрирован в ос­нов­ном на сырье. Зер­но (36,9%) яв­ля­ет­ся ос­нов­ным экспортируемым то­ва­ром. Да­лее сле­ду­ют поставки ры­бы (17,7%), жиров и ма­сел (11,7%). Вмес­те дан­ные то­ва­ры сос­тав­ля­ют 2/3 от общего объема экс­пор­та.

В этой связи це­ле­со­об­раз­но снижать до­лю сырья в струк­ту­ре экс­пор­та и диверсифицировать то­вар­ную струк­ту­ру поставками продукции преимущественно глу­бо­кой переработки сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го сырья.

Например, в Сербию экспортируются та­бак и про­мыш­лен­ные заменители та­ба­ка, жиры и мас­ла животного или растительного происхождения, а так­же овощи, при этом потребности в дан­ных то­ва­рах воз­рас­та­ют. Перспективным экс­порт­ным то­ва­ром так­же яв­ля­ет­ся сельхозтехника, производимая в стра­нах ЕА­ЭС.

Боль­шой интерес се­год­ня предс­тав­ля­ет для го­су­дарств-чле­нов и со­ю­за в це­лом сопряжение реализации про­ек­та экономического по­яса Шел­ко­во­го пути (ЭПШП) с функционированием единого рын­ка в рам­ках ЕА­ЭС и развитием его свя­зей с внешними партнерами в Евразии, такими как Индия, Иран, Пакистан. Это в значительной ме­ре позволит выстроить широкую взаимосвязанную зо­ну развития евразийского региона в це­лом.

Пос­коль­ку внутренний ры­нок Китая насыщен продукцией с использованием ГМО, а так­же имеет мес­то рост благосостояния населения, увеличивается по­треб­ность в ка­чест­вен­ной, экологически чистой пищевой продукции, поставки ко­то­рой мо­гут быть обес­пе­че­ны компаниями ЕА­ЭС. По­это­му продукцию АПК мож­но сме­ло отнести к сформировавшемуся пу­лу кон­ку­рен­тос­по­соб­ных от­рас­лей, спо­соб­ных стать новыми драйверами рос­та объемов пост­авок из стран со­ю­за на китайский ры­нок.

Перспективными экспортными товарами яв­ля­ют­ся зер­но­вые (за 2016 г. Китай импортировал зер­но­вых на су­мму до­лее 5 млрд до­лла­ров), осо­бен­но яч­мень, до­ля импорта ко­то­ро­го сос­тав­ля­ет в потреблении КНР бо­лее половины, а объем импорта в последние го­ды пре­вы­ша­ет 2,5 млн тонн. Учитывая низкий уро­вень тарифной защиты (став­ка та­мо­жен­ной пошлины по яч­ме­ню сос­тав­ля­ет 1,5%), а так­же отсутствие у Китая каких-либо преференций по упла­те та­мо­жен­ных пошлин для ос­нов­ных поставщиков зер­на, мож­но утверж­дать, что поставщики ЕА­ЭС бу­дут находиться в рав­ных кон­ку­рент­ных условиях. Да­же не­смот­ря на высокий уро­вень тарифной защиты по пшенице и ку­ку­ру­зе (65% и 42,5% со­от­вет­ствен­но), дан­ные то­ва­ры мо­гут быть эффективно реализованы на рын­ке Китая.

Так­же предс­тав­ля­ют интерес, с точки зрения наращивания объемов экс­пор­та в Китай, поставки ры­бы и мо­реп­ро­дук­тов. Перспективность это­го рын­ка для поставщиков ЕА­ЭС обус­лов­ле­на не­уклон­ным рос­том населения и раз­ра­бо­тан­ной китайским правительством прог­рам­мой по обеспечению про­до­воль­ствен­ной безопасности стра­ны, предусматривающей наращивание объемов производства и импорта аквапродукции.

Предс­тав­ля­ет­ся це­ле­со­об­раз­ным наращивать объемы экс­пор­та уже пост­авля­е­мой продукции (ры­ба и мо­реп­ро­дук­ты) с последующим расширением ассортимента (зер­но­вые, масличные, продукция глу­бо­кой переработки и др.).

В це­лом экс­порт сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продукции из го­су­дарств — чле­нов ЕА­ЭС на рынки третьих стран зависит от обеспечения конкурентоспособности продукции, использования систем мер по защите внутренних про­до­воль­ствен­ных рын­ков стран-импортеров, участие стран в тор­го­во-экономических интеграционных сообществах, а так­же в проведении сог­ла­со­ван­ной экс­порт­ной политики в тор­гов­ле с третьими странами.

Вероника ПУСТОВИТ

рustаvіt@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.