Построенный в начале XIV (а по некоторым источникам, в конце XIII) века, он был свидетелем ключевых событий в истории не только нашей страны, но и всей Европы. За семь веков существования Кревский замок не раз становился ареной борьбы за власть. Здесь решалась судьба государств, объединялись известные королевские династии. Одно из старейших оборонительных сооружений на территории Беларуси брали в осаду мятежные князья, московские воеводы, перекопские татары...
Но больше всего Кревский замок пострадал в годы Первой мировой войны. Почти два с половиной года - с сентября 1915-го по февраль 1918 года – по нему проходила линия фронта. Воины Русской императорской армии древние стены не жалели: являясь частью немецкой системы защиты, Кревский замок не устоял под мощным огнем артиллерии.
Последний бой, который превратил его в руины, произошел как раз сто лет назад. Вот как описывает июльские события 1917 года русский генерал Антон Деникин, командовавший Западным фронтом российской армии: «После неудачи наступления утечка солдат стала все возрастать и до темноты достигла огромных размеров. Солдаты, уставшие, издерганные, не привыкшие к боям и грохоту пушек, после стольких месяцев затишья, бездействия, братания и митингов, толпами покидали окопы, бросая пулеметы, оружие, и уходили в тыл... Никогда мне еще не приходилось сражаться при таком преимуществе в количестве штыков и материальных средств. Никогда еще обстановка не обещала таких блестящих перспектив... И все пошло прахом...»
Сегодняшний вид Кревского замка - почти такой, как и сто лет назад. Хроника его разрушения отражена на уникальных фотографиях из коллекции журналиста Владимира Богданова, которые экспонируются в Национальном историческом музее в Минске. До сих пор, кроме немецкого офицера Фрица Хофмана, его боевых товарищей и, конечно же, владельца коллекции, редкие кадры никто не видел.
- Этой маленькой выставкой я хотел бы привлечь внимание к Кревскому замку, который является одним из моих любимых объектов по теме Первой мировой войны, - говорит Владимир Богданов, который на протяжении многих лет исследует этот исторический период. - Он пережил Великое Княжество Литовское, устоял во время польского государства, Российской империи, Советского Союза. Сейчас замок - часть мирной Беларуси. Но именно сегодня он ведет последний бой: если вовремя не принять меры, от одного из старейших архитектурных сооружений нашей страны ничего не останется.
Немецкие солдаты времен Первой мировой войны хорошо знали, где находятся их войска. Об этом свидетельствует хотя бы такая подпись к одной из фотографий: «Наша позиция в замке Ягеллонов, построенном в XІV веке». Но их противников мало волновала судьба архитектурного сооружения. Грубые стены Кревского замка были всего лишь ключом в тактической обороне немцев. Их могло покорить только большое количество выстрелов самого крупного калибра. «К сожалению, - пишет русский и польский генерал Иосиф Довбор-Мусницкий, - мне дали мало выстрелов, поэтому нанес небольшой ущерб».
- В детстве Кревский замок для нас особого значения не имел, так как мы возле него родились, жили, - рассказывает житель Крево Иван Магер. - Мы знали, в каком состоянии он находится, но важнее для нас, детей, были немецкие окопы, блиндажи - там хорошо было играть в войну. Первая мировая не только уничтожила замок, она ничего не оставила от Крево: за три года войны здесь не осталось ни одного здания и двора - только воронки.
Тема Первой мировой в последнее время все чаще звучит в стенах Национального исторического музея Беларуси. По словам его директора Олега Рыжкова, она перестает быть забытой, как было еще несколько лет назад. «Сегодня мы уверенно говорим о том, что белорусы влияли на определенные мировые события, непосредственно участвовали в них, что на белорусской земле были подписаны уникальные политические документы», - отмечает директор Национального исторического музея.
Несколько месяцев назад «Звязда» поднимала болезненные для местных жителей и актуальные для всей белорусской культуры вопросы проведения работ на территории Кревского замка и возможного восстановления или консервации руин. Так, по мнению специалистов, о полном восстановлении замка речи пока идти не может: не сохранилось документов с точными описаниями замка, поэтому сегодня даже сложно представить, как он на самом деле выглядел в древние времена. Однако отреставрировать некоторые элементы все же возможно. Речь идет о Княжеской башне: к ней время отнеслось наиболее бережно. Предполагается, что именно с этого и начнутся работы в замке. По предварительной информации, Фонд Президента по поддержке культуры и искусства планирует выделить на проведение соответствующих работ около 100 тысяч рублей. Эти финансы будут направлены не только на саму реставрацию и консервацию, но и на благоустройство территории вокруг древних развалин, поддержание надлежащего санитарного состояния. Даже разрушенные стены своим романтическим образом могут много рассказать заинтересованному.
Вероника КАНЮТА
Фота Уладзіміра БАГДАНАВА і з яго калекцыі
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.