Вы здесь

Как планируют бороться с перегрузкой школьников?


Новые учебники с технологией дополненной реальности могут появиться в Беларуси. Об этом во время проведения круглого стола в БЕЛТА сообщила заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина ГИНЧУК. 


Белорусский контент

В следующем учебном году в образовательном процессе будет использоваться 41 новое учебное пособие, 19 из них уже выданы. Еще 11 выдадут до 1 сентября. Остальные учебные пособия (преимущественно это вторые части учебников), будут использоваться только во II полугодии, поэтому выдаваться они будут до декабря. Большинство новых учебных пособий попадут к ученикам третьих и седьмых классов. В первых классах — новые буквари. В белорусскоязычных школах появится новый букварь Анатолия Клышко. А в русскоязычных первоклассники будут учиться грамоте по букварю Ольги Тириновой. По этим учебным пособиям проводился конкурс. Оба автора в нем победили. 

По словам Валентины Гинчук, белорусскому контенту в новых учебниках уделяется особое внимание: 

— Особенностью новых учебных пособий является в том числе их национально ориентированное содержание. Мы рекомендуем авторам при разработке учебных пособий включать тексты о достижениях белорусской промышленности, памятники культуры, победы наших спортсменов и др. Сам факт информирования об этом имеет воспитательное значение. Например, в новом учебном пособии по истории Беларуси для 6-х классов появилась рубрика «Исторические достопримечательности». Она знакомит учащихся и опосредованно их родителей с теми памятниками истории, культуры, архитектуры, которые сохранились до нашего времени. Соответствующая рубрика будет представлена ​​и в новом учебном пособии по истории для 7-х классов. Предполагается, что она станет традиционной во всех учебных пособиях по истории Беларуси.

Также новые учебники и учебные пособия будут включать больше практико-ориентированных заданий. Учитель математики Минского суворовского военного училища, автор учебного пособия по математике для 7-го класса Ирина Арефьева рассказала, что при работе над учебником необходимо было придерживаться классических подходов к изучению математики (все лучшие наработки предыдущих авторов были сохранены), но в то же время стараться адаптировать учебный материал к современности. Серьезную работу провели в отношении текстового контента. Подбиралось буквально каждое слово, чтобы теория была максимально доступной для школьников. В каждом параграфе учебника предусмотрен раздел «Практика», где приводится подробное решение типовых задач по изученной теме.

Большее количество практико-ориентированных заданий содержится и в учебном пособии по белорусской литературе для 9-го класса. Например, задания, которые дают возможность ученику проявить свои способности в литературном творчестве: написать небольшое стихотворение по заданным рифмам или небольшую зарисовку по произведению, что изучается в классе.

Высокая оценка

В настоящее время ведется работа над электронной программой к учебнику по информатике для семиклассников, которая будет обладать большими интерактивными возможностями, чем просто РDF-версия учебника. Вообще возможности информационных технологий активно используются при создании новых учебников. Уже создан электронный учебник-навигатор по химии, разработаны электронные программы к учебным пособиям по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», учебникам по иностранным языкам. Вместе с тем учащиеся и педагоги могут использовать и РDF-версии учебников, размещенные в свободном доступе на Национальном образовательном портале. В РDF-версиях новых учебников есть гиперссылки, позволяющие переходить на другие образовательные ресурсы, размещенные на портале...

Как рассказала Валентина Гинчук, работа над новыми учебными пособиями началась еще в 2015 году. Первая группа, состоящая из восьми учебников, уже прошла апробацию — они использовались в образовательном процессе в 2016/2017 учебном году. По результатам апробации в конце мая этого года было проведено анкетирование педагогов, охватившее более 5 тысяч учителей из всех регионов страны.

— Большинство педагогов оценили новые учебные пособия на «хорошо» и «отлично», — отметила заместитель директора института. — Кроме того, педагогам задавались и открытые вопросы. Каждый из них имел возможность внести свои предложения по изменению или улучшению пособия.

Акцент — на доступность 

С 2015 года велась также работа и над новыми учебными программами по всем школьным предметам, которые поэтапно внедрялись в образовательный процесс.

По словам заместителя начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирины КОРЖОВОЙ, в этом году были созданы рабочие группы, в состав которых вошли преподаватели учреждений высшего образования, ученые, учителя-практики, которые еще раз проанализировали все программы по всем предметам. По результатам анализа провели их корректировку. В первую очередь, специалисты учли межпредметные связи. Некоторые темы были перенесены из одного класса в другой с учетом возрастных особенностей учащихся и возможностей восприятия материала. Учебные программы также пересматривались с учетом относительной завершенности второй ступени общего среднего образования (имеется в виду базовая школа), полноты и последовательности изложения материала. В свою очередь, учебные программы для базового и повышенного уровня на третьей ступени общего среднего образования (в 10—11-х классах) были доработаны с учетом изучения того или иного материала на базовом и повышенном уровнях.  

— Новые учебные программы позволят снизить нагрузку на школьников, — уверяет заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе Ольга ЗЕЛЕНКО. — В них прописаны конкретные требования к результатам учебной деятельности по каждому разделу программы, чтобы педагог контролировал знания и умения учащихся по заданным критериям и показателям. Во-вторых, изучение отдельных сложных для восприятия тем перенесено в старшие классы или с базового на повышенный уровень обучения. Например, в курсе биологии сейчас только на повышенном уровне будут изучаться такие разделы, как «Поведение как результат эволюции» и «Структурная организация и регуляция функций живых организмов».

В курсе математики только на повышенном уровне будет изучаться тема «Производная». Избежать перегрузки школьников поможет также сокращение избыточной терминологии по отдельным учебным предметам.

Например, на уроках белорусского языка ранее изучались виды односоставных предложений и проводился контроль по этой теме. Теперь от учащихся требуется иметь только общее представление об односоставных предложениях и умение отличать их от двусоставных, но они не обязаны различать определенно-личные от неопределенно-личных сказал, потому что эти знания не имеют ярко выраженной практической направленности. Кроме того, отдельные темы переведены из теоретического на практический уровень освоения. Это значит, что учащийся не обязан будет заучивать формулировки правил по определенным темам: он будет изучать материал на конкретных примерах. В частности, в курсе белорусского языка на уровне практического применения излагается тема «Смыслово-стилистическая роль и текстообразующие возможности слов разных частей речи». С этой темой учеников будут знакомить при работе с текстами различных стилей, типов и жанров. Также проведена работа по согласованию содержания отдельных учебных предметов, чтобы исключить дублирование близких тем в рамках предметов в одной образовательной области. Программы по физике и химии сейчас хорошо коррелируют с программой по математике и наоборот.

На совести педагогов

Остались еще резервы для упрощения учебных программ? Ирина Коржова считает, что нельзя делать это бесконечно, потому что есть риск потерять то качество образования, которым мы гордимся. Насколько существенно изменится образовательный контент в следующем учебном году можно узнать, зайдя на Национальный образовательный портал, где размещены все утвержденные к новому учебному году программы по всем предметам.

К тому же упрощение учебных программ — не единственный механизм снижения учебной нагрузки на школьников. Не менее важным условием является нормирование домашних заданий. 

— Основной учебный материал должен усваиваться на уроке, — уверена Валентина Гинчук. — Цель домашних заданий — повторить и закрепить, а новый материал, который не был усвоен на уроке, не может задаваться в качестве домашнего задания. Есть строго нормированное документом Минздрава время на подготовку домашних заданий. Каждый учитель, наверное, считает, что его предмет самый главный, но при определении объема домашнего задания важно учитывать, что, кроме физики, ученик, например, будет выполнять задания по истории, русскому языку, литературе...

К новому учебному году на Национальном образовательном портале будет размещено календарно-тематическое планирование по всем предметам для всех классов. В нем определены объемы домашнего задания к каждому уроку. Для учителя — это ориентир. Главное, чтобы педагог на него не закрывал глаза...

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Фота Надзеі БУЖАН

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».