Все то, что выпускают субъекты малого и среднего предпринимательства, составляло в последние годы от 19 до 26% — пятую часть или даже четверть — от валового внутреннего продукта страны. И пусть этот показатель в прошлом году по сравнению с 2015-м даже увеличился, но количество таких предприятий в последние годы уменьшается. Почему так происходит? Что мешает развиваться субъектам малого предпринимательства? С какими проблемами приходится встречаться тем, кто все-таки решил заниматься собственным делом? Ответы на эти вопросы мы искали вместе с экспертами.
Цифры говорят сами за себя. Выручка малых и микропредприятий в 2016 году составила 98,4 трлн рублей, в то время как в 2015-м — 888,7 трлн рублей. Их количество уменьшилось с 111 792 в 2014 году до 105 067 в прошлом году. Притом стабильно высоким остается количество задействованных здесь работников — от 762 до 846 тысяч человек, почти десятая часть от всего населения Беларуси. Известно, что создание бизнеса — всегда риск. И чем он больше, тем больше шансов, что в результате бизнесмен получит крупную прибыль от вложенных средств. Оправдан ли он для тех, кто решит начать собственное дело в Беларуси?
«И швец и жнец и на дуде игрец»
С какими вызовами сегодня придется встретиться тому, кто решил организовать малый бизнес в нашей стране? По словам Виктора Маргелова, сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства, члена Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, бизнесмены считают, что сегодня существуют проблемы базовых условий. Без улучшения в этом направлении говорить о дальнейшем развитии бизнеса вообще невозможно. «Это проблемы неравных условий хозяйствования, неплатежей в адрес субъектов малого и среднего предпринимательства, вопросы собственности, судебной практики. Остальные носят более локальный характер», — уточняет он.
Особенность ведения малого бизнеса заключается в том, что стабильности и предсказуемости в работе таких организаций намного меньше. «В то время как крупные компании — это большие корабли, малые плывут, словно в маленькой лодке. Поэтому любая волна на воде для них ощущается наиболее остро. В связи с этим удельные затраты малых предприятий в себестоимости выше, чем в больших. Вопрос только в том, что большие не способны гибко заполнять малые рыночные ниши, которые появляются в экономике», — констатирует Виктор Маргелов.
Также один из отрицательных факторов касается найма людей. У малых предприятий нет такого понятия, как жесткие функциональные производственные обязанности: сегодня директор может выполнять свою работу, а завтра быть и маркетологом, и грузчиком. А если на работу не вышла уборщица, то придется поусердствовать и за нее. На большом предприятии такого, как правило, не происходит. Поэтому требования к персоналу малых предприятий выше, ведь там нужны универсальные люди.
Разумно поделить экономическое «одеяло»
Рост или падение количества малых предприятий зависит от рыночных законов, уверен член Совета по развитию предпринимательства. Например, спрос рождает предложение. Пока есть спрос на расширение экономической деятельности в нашей стране, росло и количество малых предприятий, и количество занятых в этой сфере. «Как только экономика начала замедляться в своем развитии, то произошло перераспределение экономического «одеяла». Особенно это стало очевидно в строительстве — между государственными и частными компаниями», — уточняет Виктор Маргелов.
Решение этой проблемы — комплексный подход, согласно которому следует уравнять в условиях ведения дела частное предпринимательство и государственное. «Без деления рыночного пространства нужно определиться, кому на чем следует делать акцент, — говорит сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства. — Например, в столице катастрофически не хватает детских садов. Почему их никто не строит? Государство возводит их в соответствии с планом. Почему бы предпринимателям не присоединиться к этому? Поэтому здесь нужна единая стратегия — как, кто и что делает, а затем — продавать. Ведь малое предпринимательство не может существовать отдельно. Оно выживает только объединяясь в системы — кластеры, — и тогда они становятся конкурентоспособными».
По словам эксперта, условий, в том числе законодательных, для этого пока нет, хотя соответствующие шаги государством уже делаются. Именно это направление наиболее перспективно в плане развития бизнеса. «В дальнейшем следует формировать в стране стратегию малого предпринимательства, а также обратить внимание на создание других, более локальных документов. Тогда можно будет говорить о восстановлении его доли в ВВП страны и даже повышать этот показатель», — считает Виктор Маргелов.
Нужна платформа для диалога
По словам экономиста Ярослава Романчука, руководителя научно-исследовательского центра Мизеса, в пятерке наиболее болезненных для малого бизнеса вопросов — высокая налоговая нагрузка, сложное налоговое администрирование, нестабильное законодательство (как результат — неуверенность в завтрашнем дне для своего дела), торги и кредиты, неровные условия хозяйствования. По его мнению, в бизнес-сообществе есть конкретные предложения, как можно решить каждый из них. Они записаны в Национальной платформе бизнеса Беларуси.
«Но пока отсутствует постоянная площадка для диалога между бизнесом и властью, — считает эксперт. — Бизнес-сообщество предлагает для этого ввести должность омбудсмена или активизировать работу Совета по развитию предпринимательства, созданного при Президенте, но состав его, полномочия, голос в принятии решений должны быть другими. Эксперты и бизнесмены должны иметь голос партнера, а не только консультанта, к которому обращаются, если потребуется».
Твой лучший бизнес
Если человек, несмотря на все преграды, все-таки решился начать собственное дело, то здесь лучший вариант — выбрать ту нишу, в которой он наиболее опытный и компетентный. «Если имеете в чем-либо достаточный опыт — занимайтесь именно этим, — советует Александр Кондрашонок, заместитель директора Агентства стратегического и экономического развития. — Главная ошибка бизнесменов-новичков — когда они выбирают ниши, которые считают перспективными, но ничего в этом не понимают. Обжигаются и разочаровываются в создании собственного дела. Самый лучший тот бизнес, в котором разбираешься».
При этом не секрет, что собственное дело лучше организовывать так, чтобы оно ориентировалось не только на внутренний белорусский рынок, но и на зарубежный. Если говорить о малом бизнесе, по мнению Александра Кондрашонка, сейчас наиболее перспективные направления — информационные технологии и сельское хозяйство.
Что касается сельского хозяйства, то необязательно заниматься животноводством, в котором трудно конкурировать с крупными организациями. Есть и другие ниши этого рынка, которые пока менее заняты. Например, выращивание ягод и овощей. Сейчас увеличивается количество проектов, которые направлены на выращивание малины и голубики. Сегодня белорусские плоды и ягоды импортируются в страны Европы, и там их охотно покупают.
«Тем более государство поддерживает такие начинания, поэтому дает и землю, и дополнительное льготное финансирование. Главное — на такую продукцию сейчас есть спрос. А значит, она не останется на складе. Кроме того, сейчас популярной становится экологически чистая продукция, которую также можно производить в Беларуси», — говорит Александр Кондрашонок.
«Отдаваться по полной»
Неплохой идеей может стать создание производства по изготовлению авторских вещей, ориентированных на массового потребителя. «Например, это может быть изготовление вещей из кожи, тех же сумок. Они получаются дешевле, их охотно покупают. Так создаются бренды, продукция которых начинает продаваться и за границу», — считает Александр Кондрашонок.
Также среди распространенных ошибок бизнесменов-новичков заместитель директора агентства называет ориентацию на слишком широкий масштаб собственного дела. «Есть «идея фикс» делать сразу большой проект, забывая о том, что развивать бизнес стоит поэтапно. Лучше начинать с малого предприятия, посмотреть рынок, усвоить его и только после укрупняться», — объясняет он. Притом организовать производство не так сложно, как отыскать, каким образом сбыть продукцию. Нужно просчитать, смогут ли окупиться вложенные в дело средства. Также часто человек не может определиться, кто он: предприниматель или наемный работник? Люди, не оставляя основного места работы, стремятся создать собственное дело. «Но так не бывает. Для того, чтобы бизнес работал, ему нужно отдаваться по полной», — уверен Александр Кондрашонок.
Вероника ПУСТОВИТ
С таким вопросом мы обратились к людям, которые имеют непосредственное отношение к этой сфере.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике Владислав ЩЕПОВ:
— Малому и среднему бизнесу не хватает роста доходов населения и предприятий и, соответственно, спроса на продукцию и услуги. Также не хватает низких ставок по кредитам и стабильности законодательства, устранения излишних требований к бизнесу. Кроме того, нет позитивного отношения к предпринимателям со стороны населения, органов власти, средств массовой информации. Имидж предпринимательства у нас не очень позитивный, особенно в некоторых регионах. Ранее бизнес создавали в первую очередь в сфере торговли и услуг, поэтому люди считают, что это какие-то бешеные деньги, которые падают с неба. Это неправда, так как предприниматель — тот, кто вкладывает деньги на свой риск, не спит ночами и несет ответственность за свои действия.
Сейчас в соответствующем декрете пытаются оптимизировать избыточные требования к бизнесу... С другой стороны, у нас нет бандитизма и различных отклонений, поэтому я думаю, что если будут расти доходы населения, а комплекс по улучшению условий для ведения бизнеса будет принят, то мы должны перейти к росту числа малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей. Кроме того, отсутствуют креативные идеи и опыт в конкурентной борьбе, в том числе — на внешнем рынке, а еще не хватает юридической поддержки предпринимательства. Необходимо шире применять современные технологии продаж, работы с банками и клиентами. И нам, конечно, не хватает традиций предпринимательства, которые в западных странах формировались на протяжении поколений.
Председатель Туровского городского исполнительного комитета Сергей СКОРОПАТСКИЙ:
— На мой взгляд, нужно начинать с себя. Поясню: я считаю, что у нас немного инициативных людей, которые хотят что-то создать или открыть. Ко мне не так часто обращаются по вопросам предпринимательства, люди редко приходят и говорят, что у них есть востребованное направление и его надо реализовать. Но сегодня у граждан не так много денег, чтобы оплачивать определенные услуги предпринимателей. А в бизнесе главное — продать услугу и получить деньги.
Председатель Приснянского сельского исполнительного комитета Ветковского района Леонид КСЕНЗОВ:
— На территории нашего сельсовета нет ни малого, ни среднего бизнеса вообще. Почему? Потому что люди считают, что им это не под силу. Чтобы бизнес пришел в глубинку, нужно желание самих сельчан. Кроме того, необходим стартовый финансовый капитал, но если у людей небольшие зарплаты, то откуда ему взяться? А если взять кредит, то отдавать его придется очень долгое время. Пока это невыгодно. Конечно, нам бы не помешали бизнесмены в нашем сельсовете, ведь многие помещения, которые они могут арендовать и использовать для своего дела, стоят пустые. Например, можно открыть пункт, где шили бы одежду, чинили обувь, мебель, технику. Это действительно пользовалось бы спросом у наших людей.
Директор «Гостинного двора Нехачево» (Ивацевичский район) Сергей ЯЦЫНА:
— Наш народ привык работать с 8 часов утра и до 5 часов вечера, а надо быть готовым работать по 24 часа в сутки. И вообще должны быть специалисты именно в своем деле и области. Не должен инженер управлять рестораном — это точно. Надо менять такое положение дел. Государство не препятствует развитию малого и среднего бизнеса — и это главное. У бизнесменов есть какие-то трудности, но это, как говорится, наши проблемы, которые мы сами должны решить. Государство не может участвовать вообще во всем. Оно дало дорогу, а дальше ты сам по себе.
Владислав ЛУКАШЕВИЧ
Фото Анатолия КЛЕЩУКА
СТРЕЛЕЦ. Впереди — неделя, полная непредсказуемых моментов. Ваши адаптивность и умение быстро меняться придутся как нельзя кстати.
«Делаем упор не на здоровое питание, а в целом на здоровую жизнь»
«Мы не можем разочаровать своих учеников».