Вы здесь

Дмитрий Литвинович: СhеrrуVаtа «обнулилась» и начала новую жизнь


Когда весной появились новости о том, что СhеrrуVаtа представили новый альбом Dауbrеаk, многие меломаны удивились. Мол, слишком долго от группы не было никаких новостей, слишком много времени команда не выступала с концертами и не представляла новых релизов. Но вопреки скептикам электронщики СhеrrуVаtа обновили состав и звучание, доказали свою жизнеспособность, даже больше — подчеркнули актуальность своей музыки, направив творческие усилия в сторону еlесtrоnіс рор стилистики. О том, насколько трудно начинать говорить вслух после долгого молчания, изменились ли условия игры на музыкальном рынке и приняли ли хипстеры устремления экспериментаторов старого поколения — наша беседа с лидером СhеrrуVаtа Дмитрием ЛИТВИНОВИЧЕМ.


— Предыдущий ваш альбом вышел достаточно давно, около восьми лет назад. Многие даже думали, что группы уже не существует. Почему работа над новым релизом так затянулась?

— Действительно, предыдущий альбом увидел свет в 2009 году, тогда группа жила очень активной творческой жизнью. У нас был большой состав, много гастролей, предложений, фестивалей. Но через некоторое время мы начали расходиться во взглядах: некоторые участники повзрослели, кто-то изменил жизненные приоритеты, кто-то начал работать над собственными проектами. У меня появилась семья и не было возможности да и времени собирать новый состав. Но при этом музыкой я продолжал заниматься, начал сольный проект, да и как СhеrrуVаtа сборным составом мы эпизодически выступали.

Творчество стало менее публичным, проект был частично заморожен, но не закрыт. Мы словно чего-то ждали. Даже занимаясь сольными композициями, будучи в отпуске, я обдумывал новые вещи для команды, понимал, что душа лежит к совместной работе. Ощущение группы на сцене по энергетике очень отличается от пребывания наедине с публикой.

— Уже состоялась концертная презентация альбома, да и сам диск вы сразу же выложили для бесплатного прослушивания...

— Сейчас не те времена, чтобы ограничивать доступ к музыке, делать его платным. Тогда альбом просто не услышат. Люди не готовы отдавать деньги только за то, чтобы послушать треки. Да и прошло достаточно много времени с предыдущего релиза. Правила игры на рынке изменились, поэтому мы фактически «обнулились». Группа имеет определенную историю, но о ней почти никто не знает, молодежь воспринимает СhеrrуVаtа как новый проект. Поэтому и сами относимся к этому этапу, как к новой жизни, и стараемся делать новую музыку. Мы очень волнуемся, как примут альбом да и нас новых. Конечно, часть прежних слушателей с нами осталась, но их жизнь, приоритеты, вкусы изменились. Следует ориентироваться на молодежь, делать трендовые музыку, прислушиваться к тому, что молодые люди любят, но все же идти своим путем. Мы — проект некоммерческий, не создаем определенный продукт в соответствии с требованиями публики. 

— Вы сказали об изменении правил игры на музыкальном рынке. За это время стало проще или сложнее группе заявить о себе?

— Все просто по-другому. Сегодня проще совсем молодым, начинающим. Когда появился проект, можно сразу же разместить его в интернете, создать сообщество в социальных сетях. Потихоньку будет расширяться твоя аудитория. Ранее же для начала записывали музыку на кассету или диск. Сложно было стартануть, но если ты это сделал, процесс творческой активности, раскрутки был прост. Когда мы начинали, я с кассетами бегал по студиям, советовался с людьми, имеющими влияние в белорусской музыке. Многие отказывали — и это было настоящим испытанием на прочность. Но выход первого альбома на известном лейбле был для нас настоящим трамплином: система работала как часы. Появилось множество интервью, публикаций в прессе, о нас все говорили. Сегодня можно стартануть ярко, а что дальше? Слушатель имеет доступ к миллионам треков, и поэтому выделиться очень сложно. Если у тебя нет времени на раскрутку в соответствии с мировыми маркетинговыми стратегиями, например на создание вирусного видео, то продержаться на волне внимания будет очень трудно.

— А публика изменилась?

—- Она, современная, мне очень нравится. Не скажу, что раньше публика была плохой. Нас всегда слушали интеллигентные люди, сегодня их можно назвать хипстерами, и это забавно. Например, на один из недавних концертов пришли только два знакомых человека, все остальные — а их почти сотня — были совершенно новые слушатели. И я понимаю, что они пришли из-за интереса, чтобы познакомиться. Более того, если раньше на концерты попадало много случайных людей, то сегодня вероятность увидеть на выступлении «не своего» намного меньше. Публика стала более культурно образованной, и это здорово, потому что есть развитие. Радует, что мы все еще можем расшевелить молодежь.

— Ваша музыка достаточно непривычная для белорусов. Я сказала бы, что СhеrrуVаtа звучит скорее по-европейски...

— Я действительно получаю такие отзывы. Но скорее как негативные. Так, один портал писал, что мы снова неинтересны своим европейским взглядом на музыку, которой и так сегодня много. Раньше же СhеrrуVаtа была более ярко заметна в белорусском музыкальном пространстве. Исторически сложилось так, что в нашей стране рок, более или менее андеграундный, развивался намного активнее, чем электронная музыка. И качественный релиз «электронщины» был настоящим успехом. Тогда мы объединили всех и заняли свою нишу, стали интересными. Сейчас же электронных проектов больше, и они не очень отличаются в зависимости от национальности исполнителей. Я даже не выделял бы отдельно белорусскую и европейскую музыку в этом сегменте. Так, можно выделить типичные американские, немецкие, английские, японские явления, а Европа, постсоветское пространство, с точки зрения творческой составляющей, не слишком отличаются. Просто за рубежом более развита инфраструктура, и музыканты имеют более широкие возможности заработать и, соответственно, вложить средства, нанять хороших специалистов. В Беларуси имеем дело чаще с музыкальными самородками, очень талантливыми, но из-за отсутствия опыта и определенной культуры созданный ими их продукт может проиграть. 

— Возможно, это стремление стереть границы, избавиться от лишних экспериментов с электронным звучанием от того, что и музыканты, и слушатели наигрались в постмодернизм, где все было, как лабиринт, запутанно, как конструктор, раздроблено?

— Да. Пришло время достаточно простых творческих посылов. Тренд современной актуальной музыки — доступность для слушателя. Я не скажу, что наши треки в итоге получились очень простыми, мы не настолько круты, чтобы нас слушал весь мир (смеется). Создано много головоломок. Ранее, еще в начале 2000-х, это было популярно и интересно, странные названия и обложки альбомов были обычным делом. Все устали. Поэтому в новом альбоме СhеrrуVаtа композиции достаточно просты, я их написал, когда сидел на берегу моря ночью. Видел только воду, лунную дорожку, восход солнца. Я не ставил задачу сделать что-то сложное: отсюда и название альбома, и цветовая гамма его обложки. Все просто, даже минималистично.

— Кажется, что СhеrrуVаtа для вас — как хобби, дело, которым занимаетесь, когда отдыхаете?

— «В голове» это занятие всей жизни. Но на деле — хобби, ведь проект вне основной работы. Если будет возможность заниматься только музыкой, то я буду счастлив. Пока же СhеrrуVаtа отведено только ночное время: тогда и спокойнее, и больше вдохновения для творчества.

Марина ВЕСЕЛУХА

vеsіаluhа@zvіаzdа.bу

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.