Пару лет назад Илья МАКЕЙЧИК подвозил друга в троллейбусный парк, на работу. Сам он в то время только вернулся из армии и искал вакансию. Товарищ и предложил: а давай зайдем спросим, идет ли сейчас набор у водителя? Они как раз были нужны. Так Илья попал на работу в столичный троллейбусный парк №3. А в этом году он стал лучшим среди водителей троллейбусов на городском конкурсе профессионального мастерства «Минский мастер — 2017».
Когда дороги — две
...Сегодня Илье во вторую смену, поэтому он встречается с нами в обед, как раз перед выездом. Ботинки начищены, фирменная рубашка отутюжена. «Мне нравится, что у водителей есть единая форма. Но я бы ее доработал. Ведь в этой рубашке жарко», — улыбается он.
Работает Илья на маршруте №47. Шутит, что водители его между собой называют соцмаршрутом: троллейбус проезжает больницу, поликлинику, пункт приема вторсырья. Поэтому среди пассажиров много пенсионеров и тех, кто сдает картон и металлолом. Но скоро парень перейдет на другой маршрут — №10.
— Мне он больше нравится. На проспекте Победителей пассажиропоток большой, продажа талонов лучше идет. А от этого зависит и моя зарплата. Ранее водитель получал 12,5 копейки с каждого проданного талона, теперь — 25, — рассказывает Илья.
Трудовой стаж парня — три года, из них два с половиной — за рулем троллейбуса. Прежде чем выехать на маршрут, будущие водители проходят полугодовые курсы. Сначала осваивают теорию в Минском государственном профессиональном лицее №3 машиностроения, потом — стажируются.
— У нас фактически две дороги, — замечает Илья. — Надо и перед собой, и наверх на линию смотреть. На автобусе, думаю, проще работать. Маневрировать удобнее. А мы не можем быстро продвинуться в третью полосу, так как нам не позволит линия.
— Обычно за рулем троллейбусов видишь женщин...
— В нашем парке их немного. Вот в четвертом — много. Женщины еще дадут фору некоторым водителям-мужчинам!
В конкурсе профессионального мастерства парень участвовал в третий раз. Вместе с ним в этом году за звание лучшего в профессии боролись 18 человек. Водителям нужно было выполнить определенные фигурные элементы: «туннельные ворота», заезд в бокс передом и задом, подъезд к остановке, «змейку», диагональную парковку и другие. А во время теоретической части соревнований — ответить на 30 вопросов по Правилам дорожного движения. Илья справился с теорией 64 секунды! В конце выбирали двух водителей с наилучшими результатами и проводили авто-спринт. Два троллейбуса наперегонки проходили трассу: кто показал лучшую скорость и получил меньше штрафных очков, тот и победитель.
Спрашиваем о сложностях в работе. Илья сразу отмечает график. Первая смена у водителей начинается в пять часов утра.
На работу добираются на «дежурке» — в парке нужно быть за 20 минут до выезда, чтобы успеть подготовить троллейбус. А еще профессия требует постоянного внимания, ведь ты несешь ответственность за пассажиров. Из-за того что постоянно находишься в напряжении, за смену очень устаешь.
— На дороге больше всего мешают машины, которые стоят на остановках и не дают подъехать. У нас в инструкции прописано, что мы должны останавливаться не далее чем за 20 сантиметров от бордюра. А еще по моему маршруту автошкола находится — постоянно учебные машины ездят. Пристроишься за таким авто (а оно может два раза заглохнуть), потом приходится нагонять время, чтобы вписаться в график.
Опаздывать водителем нельзя, как и опережать расписание — могут лишить премии. Отклонение в одну минуту допустимо, но, признается собеседник, бывают очень придирчивы пассажиры, жалуются в парк даже из-за такого опоздания.
Сила фирменной рубашки
Илья хорошо знает Московский район. Поэтому, когда к нему подходят спросить, как добраться по каком-то адресу, подсказывает, где выйти или на какой транспорт пересесть.
— Буйные пассажиры встречались?
— Бывало. Помню, пьяные парни начали в салоне биться, а рядом — женщины сидят. Других мужчин не было. Пришлось вмешаться самому. Нет, обошлось без кулаков. Просто сказал: «Пожалуйста, выходите, далее троллейбус не поедет». Те ребята, увидев на мне форму водителя, нормально отнеслись и оставили троллейбус. Драться со мной пока не лезли, — улыбается собеседник.
— А если увидишь, что кто-то бежит к троллейбусу, подождешь?
— Я никогда сразу не закрываю дверь. Думаю: пусть на минуту позже поеду, но сделаю доброе дело. Бывает, люди потом махнут мне, подойдут и скажут «спасибо», — приятно.
Интересуемся: если кому-то из пассажиров стало плохо, может ли водитель отвезти его в больницу? «Нет. По инструкции мы должны остановить транспорт и вызвать «скорую». Пассажиры любят сразу валидол предлагать. Но, мне кажется, давать человеку таблетки, не зная, что с ним, опасно».
Сам Илья в основном ездит на собственном авто. Смеется, что общественного транспорта ему и на работе хватает.
Зарплата, кстати, у молодого водителя приличная — 800—900 рублей.
— Мне профессия нравится. Я еще когда был маленький, очень тянулся к рулю. С папой ездил — всегда хотелось самому управлять. Будто нашел себя. В будущем планирую повысить и свой класс: осенью пойду сдавать на второй. А еще через год безаварийной работы можно первый класс получить. Наверное, первый класс и победа в «Минском мастере» — вершина для водителя (смеется).
Наталья ЛУБНЕВСКАЯ
Фото Сергея НИКОНОВИЧА
Зарплата плюс социальный пакет.
Купить квартиру в другом городе, не приезжая в него.
Пылающие берега Сожа.
От машиностроения до кулинарии и дизайна.