Вы здесь

Как работает система дополнительного образования в Беларуси


Республиканская неделя учреждений дополнительного образования детей и молодежи пройдет в Беларуси со 2 по 9 сентября. Основная ее цель — широкое привлечение детей и подростков страны к занятиям в кружках, студиях, клубах и других объединениях по интересам. 


Сегодня в стране действуют 297 учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Это меньше, чем было, скажем, еще несколько лет назад, но оптимизация сети — естественный процесс. Во-первых, были перепрофилированы объединения по интересам, не востребованные учащимися, во-вторых, реорганизованы учреждения дополнительного образования со слабой материально-технической базой. Где-то нужно было объединить ресурсы. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Но количество охвата учащихся не уменьшилось: объединения по интересам посещает каждый третий из них.

— Дополнительное образование играет очень важную функцию, существенно дополняя содержание школьного. Ему свойственны открытость, мобильность и гибкость, что позволяет быстро и точечно реагировать на современные образовательные запросы, — подчеркивает заместитель директора Национального центра художественного творчества детей и молодежи Лариса ИСАЧКИНА.

К тому же системе дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект. Пока она существует, ее никто вроде бы и не замечает, но как только она исчезнет, ​​это становится видно всем и сразу. Дополнительное образование не просто позволяет найти себя — оно имеет мощный воспитательный потенциал: популяризирует среди детей и подростков современные профессии, развивает их творческие и интеллектуальные способности, предохраняет от негативного воздействия улицы, от подростковой агрессивности и деструктивного поведения. Нередко хобби становится для воспитанников делом всей жизни. Но даже если молодые люди в итоге выбирают другое направление своей профессиональной самореализации, они все равно более приспособлены к жизни, и те способности, которые они развивали в объединениях по интересам, обязательно помогают им в других сферах.

Те же воспитанники кружков туристического направления могут самостоятельно позаботиться о себе и всегда найдут выход из любой сложной ситуации. Сегодня виртуальная коммуникация заменила живое общение, но она не может компенсировать развитие такого качества, как лидерство. Только представьте себе, какую почву для формирования лидеров дает обычный туристский поход! Вот почему педагоги дополнительного образования называют его образованием для жизни.

Кстати, в мае текущего года на базе Национального центра художественного творчества детей и молодежи был создан креативно-инновационный Молодежный центр, направленный на поддержку и развитие детских и молодежных общественных инициатив. Среди его ближайших мероприятий — проведение 1 и 2 сентября в Полоцке республиканского детско-молодежного форума «Жить и работать на родной земле». В октябре пройдет республиканский конкурс «Детский и молодежный парламент», а в ноябре — республиканский конкурс юных журналистов «Ты в эфире».

По словам директора Республиканского центра инновационного и технического творчества Сергея САЧКО, сегодня на волне интереса у подрастающего поколения находятся информационные технологии и робототехника. В 2015 году, когда это направление только начало развиваться, при участии Министерства связи изначально по стране (в столице и регионах) было профинансировано создание семи площадок. Через год действовало уже 70 таких площадок, а сегодня мы говорим о 90 объединениях по робототехнике. Параллельно с государственными объединениями по интересам это направление активно развивают и частники. Но мониторинг цен показал, что размер родительской платы за такой кружок в государственных объединениях вдвое меньше, чем у конкурентов-частников (40 рублей в месяц, а не 80 рублей).

В общем, на республиканском уровне, в областных центрах доля платных кружков и секций колеблется в пределах от 10 до 30 процентов. В то же время есть регионы, где все объединения по интересам остаются бесплатными.

— Образовательный процесс в нашем центре реализуется как по традиционным направлениям, таким, как техническое моделирование и конструирование, судомоделирование, авиамоделирование, радиотехника и радиоэлектроника, так и по направлениям, основанным на инновационном творчестве, — подчеркивает Сергей Сачко. — В новом учебном году мы будем осуществлять набор на мобильную и промышленную робототехнику, 3D-моделирование, инженерный дизайн САD, прототипирование, нейропилотирование, киберспорт, технологии беспилотных летательных аппаратов.

Сегодня центр координирует деятельность 175 многопрофильных и 13 однопрофильных учреждений дополнительного образования в области реализации программ технического и спортивно-технического профилей. Практические занятия в объединениях по интересам Центра становятся экспериментальными лабораториями, в которых апробируются самые прогрессивные методики обучения и воспитания.

Республиканский центр инновационного и технического творчества развивает и дистанционную форму обучения: школьников приглашают в «Морской клуб», клубы «Тайны психологии», «Домашний самоделкин» и технического творчества. Для этого достаточно иметь дома компьютер с доступом в интернет, электронный почтовый адрес и учетную запись в Skуре.

Развивает дистанционную форму также и Республиканский центр экологии и краеведения: здесь действуют дистанционные школы по музейному делу и географии. В новом учебном году центр включается в экспериментальный проект по изучению возможностей допрофильной подготовки в учреждениях дополнительного образования. В проекте будут задействованы также Полоцкий районный центр дополнительного образования, Витебский областной дворец детей и молодежи, одна из минских гимназий и Минский областной лицей.

— Будем думать, как нам усилить эколого-биологический профиль в школе, проводить лабораторные практикумы, пересматривать наши программы, — пояснила директор центра Елена ОНУФРОВИЧ.

Специалисты заметили, что в последнее время родители школьников, заинтересованные в их конкурентоспособности, активизировались: если раньше они «просыпались» только в сентябре, то сейчас активно интересуются возможностями учреждений дополнительного образования еще летом. Для таких родителей Неделя учреждений дополнительного образования — очень хорошая возможность лично пойти и познакомиться с их ресурсами, образовательными программами, а еще встретиться с психологом и педагогами. Ведь все же, наверное, не всем дано стать инженером или конструктором, полюбить физику или ландшафтный дизайн, увлечься орнитологией или космической биологией, скалолазанием или туризмом. Где-то требуется максимальная концентрация и внимательность, а где-то, наоборот, нужно быть раскрепощенным... 

Кстати, психологи считают, что родители ни в коем случае не должны оказывать давление на своего ребенка при выборе того или иного кружка, клуба или секции. Только занятие по душе может принести реальную пользу. А определиться с выбором сразу могут не все. Находиться в процессе поиска — это нормальное состояние любого ребенка, который хочет самореализоваться. Кто-то может прийти и остаться надолго, кто-то пойдет дальше, будет искать своего педагога, пока ему не станет и интересно, и комфортно. 

Ни для кого не секрет, что между школьным учителям и педагогом дополнительного образования существует принципиальная разница: если первого дети не выбирают, а ходят в школу за знаниями — это их, так сказать, долг, то заставить детей посещать кружок или секцию просто невозможно, если им там неинтересно. А во время глобального развития интернета завоевать, а тем более удержать внимание детей и подростков очень сложно...

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Фото Надежды БУЖАН

Выбор редакции

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.

Общество

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Социальное дистанцирование и наполняемость до 50 человек — таковы требования к аудиториям ЦТ.