Вы здесь

Народный артист России Александр Зацепин недавно побывал в Беларуси


Автор музыки для кино: «Земля Санникова», «31 июня», «Женщина, которая поет», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»... Многие его песни сразу становились популярными. Например, «Есть только миг...». Кстати, именно так назывался концерт, который состоялся на «Славянском базаре в Витебске». 91-летний Александр Сергеевич охотно раздавал автографы и общался с журналистами. Слушать этого человека и задавать ему вопросы — истинное удовольствие. Он отличный рассказчик, интеллигент с большой буквы. И к тому же шутник.


Юбилейное фото. 2016 год.

Каждое утро — зарядка

Подтянут, строен. Во всех смыслах легок на подъем. Секрет долголетия, в том числе и доброго здравия, объясняет просто:

— Зарядку делаю. Занимаюсь минут 20. Три упражнения по системе йоги позволяют бодрствовать весь день. Правда, иногда «заряжаться» не хочется. Думаешь: «Ой, лучше не делать». Но одно упражнение начнешь, а потом все и до конца. Надо двигаться. Жизнь — движение. Не двигаешься — не живешь.

Александр Зацепин не сомневается, что отсутствие зависти также продлевает жизнь. Он старается быть веселым, а мелкие неудачи поскорее забывать.

Отец композитора работал хирургом, мать — учительницей русского языка и литературы, от музыки оба были далеки. Он учился в музыкальной школе, но не думал, что жизнь его будет связана с искусством. Родители его также не предполагали, что воспитывают будущего композитора.

В школе Александр сочинял песенки, в армии активно участвовал в самодеятельности: аккомпанировал на аккордеоне. Кстати, интересный и малоизвестный факт: в Тюменском пехотном училище командиром его взвода был в будущем прославленный артист и режиссер Евгений Матвеев...

— Потом меня перевели в ансамбль песни и пляски Новосибирского военного округа. А затем в филармонии работал. Тоже аккомпанировал. Ездил с концертной бригадой. Один номер сам сочинил. Потом стал заниматься у педагогов по фортепияно и сочинять. Однажды гастролировали в Алматы. Вначале решил там поступить в музыкальное училище. А мне сказали, что сразу можно в консерваторию. В родном моем Новосибирске консерватории не было, — вспоминает композитор.

50-летний Александр Зацепин репетирует песню с Аллой Пугачевой.

Его дипломную работу — балет «Старик Хоттабыч» — поставили в алматинском театре оперы и балета. Некоторое время он работал на киностудии «Казахфильм». В 1956 году дебютировал в качестве автора музыки к фильму — «Наш милый доктор». Чтобы сделать запись, часто приезжал в Москву, где было больше технических возможностей. Наконец, руководитель Московского симфоджаза Виктор Кнушевицкий предложил Зацепину переехать в столицу СССР.

Дочка подсказывала

По его словам, бывает, ссора одного человека с другим приносит удачу третьему. Зацепину вначале в Москве было сложно. Чтобы заработать на жизнь, играл в ресторанах на аккордеоне. В это время режиссер Леонид Гайдай перед съемкой «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» поссорился с Никитой Богословским. И кто-то ему посоветовал сотрудничать с талантливым Зацепиным.

Но самыми удачными из своих творений в кино он считает музыку для картины «31 июня». Признался, что фактически стал новатором, поскольку даже виртуозы джаза не могли сразу правильно сыграть по нотам ныне всем известные песни.

— А незадолго до этого мне дочка сказала, что ее одноклассники считают меня автором песен, которые молодежь не слушает. И посоветовала ознакомиться с творчеством «Битлз». Если честно, сначала мне их музыка показалась примитивной. Но ведь ее же боготворили миллионы людей! Значит, в их песнях что-то есть? Слушал и другую музыку, для Советского Союза «авангардную». Таким образом, к началу работы над песнями к «31 июня» был «подкован», чтобы сделать то, что до меня не делали, — рассуждает композитор.

Вспоминая тех, кто исполнил песни из этого фильма, особо отметил Татьяну Анциферову. Ее голосом пела главная героиня.

Что касается сотрудничества с поэтами, около 30 лет творил в союзе с Леонидом Дербеневым. В наше время, по его мнению, нет поэтов-песенников, с которыми можно было бы создавать хиты. Признался, что это одна из причин того, почему к созданию песен он охладел. Пишет мюзиклы и балеты. Зацепин констатировал и дефицит современных талантливых исполнителей.

— Искусство — не прямая линия, а синусоид. Не стало Джексона, а есть ли исполнители его уровня? Будем ждать, когда синусоид пойдет вверх, — озвучил свое видение ситуации в мире популярной музыки Зацепин.

На «Славянском базаре в Витебске». 2017 год.

Композитор работает за компьютером: во время проигрывания мелодии специальная программа сама записывает ноты.

— Чтобы песни писать, не нужно специальное образование, — считает он. — Мама моя чудесно пела белорусские народные песни. А ведь их авторы не знали нот!

В 1990-е годы он жил во Франции. Сейчас живет на две страны: в Париже отдыхает, в Москве работает.

Что касается творческих планов, активно ищет литературное произведение, которое могло бы стать основой для создания, как он сказал, трагического мюзикла. Заинтересовала «Бесприданница» Островского.

— Ищу что-то русское. Королева Марго «подвернулась», но это французская классика. А я хочу нашу использовать. Как говорил Никулин в фильме «Бриллиантовая рука», будем искать, — с улыбкой поделился композитор.

В Беларуси он чувствовал себя очень комфортно. Был очень рад, что приехал на фестиваль. Понравилась публика, которая хорошо его принимала. Зрители в Летнем амфитеатре несколько раз после завершения концерта просили его исполнить еще какой-нибудь шлягер.

Александр ПУКШАНСКИЙ

рukshаnskі@zvіаzdа.bу

Фото Рудольфа АЛФИМОВА/РИА Новости

Название в газете: «Можно ноты и не знать!»

Выбор редакции

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.

Общество

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Социальное дистанцирование и наполняемость до 50 человек — таковы требования к аудиториям ЦТ.