Вы здесь

«Пятерка» или «десятка»?


Республиканский педагогический совет, который пройдет 23—24 августа, даст старт новому 2017/2018 учебному году. Участие в нем примут около тысячи педагогов, руководителей учреждений образования, республиканских и местных органов государственного управления, а также представителей общественных объединений и отраслевого профсоюза.

Цель форума — определить задачи на 2017/2018 учебный год, а также обсудить концептуальные подходы к развитию системы образования на краткосрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2030-го) периоды. Одной из тем, вынесенных на обсуждение, станет возможное возвращение к пятибалльной системе оценивания.

А что думают по поводу озвученного предложения сами педагоги? 


Наталья БАРТОШИК, учитель истории и обществоведения Бокшицкой средней школы Слуцкого района:

— Сразу замечу, что я педагог старой закалки, и следующий учебный год будет уже 38-м в моей профессиональной карьере. Кто-то может подумать, что я буду выступать в защиту пятибалльной системы. Совсем наоборот. Десятибалльную систему вводили пятнадцать лет назад. И я хорошо помню, как сложно она приживалась, как учителя сопротивлялись, понимали ее суть. Но методисты помогли разобраться, подробно расписали критерии выставления оценок, и, кажется, уже все приспособились. Так зачем нам опять все ломать? 

Последние 20 лет у нас постоянно происходит видимость каких-то реформ, мы постоянно в дороге. Только вот куда мы движемся? Мой старший сын успел закончить школу еще до возвращения одиннадцатилетки и отказа от профильного обучения. Как победитель республиканской олимпиады он поступил в БГУ на факультет радиофизики без экзаменов, но тесты он сдавал и набрал по профильной дисциплине 96 баллов. Младший сын, также участник олимпиадного движения, учился уже в школе без профилизации, и хотя он был мотивирован на учебу, школьной подготовки ему было недостаточно для поступления, поэтому пришлось привлекать на помощь репетиторов. Он также поступил в БГУ, однако высокими результатами на ЦТ похвастаться не мог — вот вам и последствия отказа от профилизации. 

Почему лично я выступаю за десятибалльную систему? Во-первых, переходить на пятибаллку — дорого. Поверьте, деньги в системе образования есть на что направить...

Во-вторых, если мы откажемся от десятибалльной системы оценивания, то как будем мотивировать одаренных детей и олимпиадников? Мой старший сын учился по десятибалльной системе только в 11-м классе, но мы ей обрадовались, потому что его способности можно было должным образом оценить в баллах. К сожалению, многие коллеги не изучили хорошо критерии выставления оценок и ставят "десятки" там, где их не надо ставить. Я объясняю, что «десятка» — это не прежняя «пятерка», и большая ошибка — ставить их всем подряд. Почему у нас сегодня столько медалистов? Медалист — это редкий ученик. Был в Слуцком районе Никифор Лазовский — победитель районных, областных, республиканских и международной олимпиад по химии. Это было на самом деле одаренный ребенок, «звездочка» Слуцка. Но таких «звездочек» не может быть много, а медалистов у нас школы сегодня штампуют! 

Не сомневаюсь, что родители будут голосовать за пятибалльную систему оценки, по которой они и сами раньше учились, так как она для них более понятна. Постоянно пытаюсь их убедить: не требуйте от ребенка «десятки»: ваша «пятерка» и сегодняшняя «десятка» — это не равноценны оценки. И, как опытный педагог, я говорю — не надо нам снова возвращаться к пятибалльной системе.   

Юрий КОЛОСОВСКИЙ, учитель белорусского языка и литературы из могилевской гимназии №1:

— Я однозначно за 10-балльную систему. Прежде всего потому, что каждый ученик может расти даже в пределах одного уровня усвоения знаний. И здесь не нужно говорить слова вроде «тебе ставлю четыре с минусом или три с плюсом», так как для этого есть соответствующие отметки. И мне нравится в десятибалльной системе то, что учитель имеет довольно широкий диапазон выставления оценок, что дает ему возможность более точно оценить знания учеников. 10 баллов — «высокое небо идеала», как сказал поэт, и я люблю эту оценку выставлять и стимулировать учащихся к идеалу. А если бы ставил пять с плюсом, то в аттестате это никак бы не отражалось.

Николай ЗАПРУДСКИЙ, профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент:

— Затрону только один аспект. Каждое нововведение требует затраты ресурсов.

Сотрудники Национального института образования, методисты будут тратить время на разработку критериев к новой системе оценки. С большей пользой они могли бы использовать его на совершенствование учебников.

Внимание учителей будет отвлекаться на второстепенные вопросы, они будут нервничать от непривычных требований. А проверяющие будут вместо отслеживания на самом деле существенных моментов в организации образовательного процесса сосредотачиваться на выставлении оценок.

В Академии последипломного образования и институтах развития образования вместо того, чтобы уделить внимание актуальным темам, например, технологии активной оценки или перевернутые уроке, вынуждены будут объяснять, что ученик должен знать, чтобы получить, например «трояк».

Родителям нужно будет привыкать к новой для многих системе оценивания. Поэтому можно прогнозировать увеличение жалоб и конфликтов с педагогами вследствие недоразумения.

Анна ЛИПНИЦКАЯ, учитель английского языка, СШ №148, г. Минск: 

— Несмотря на большое количество критериев 10-балльной системы оценивания, они очень размыты. И часто учителю иностранного языка очень сложно определить: коммуникативная задача «в основном решена» или «относительно решена», а это, между прочим, оценки различных уровней: «6» или «7». Или она «полностью решена», но почему в таком случае 8 баллов? Особенно много трудностей возникает при выставлении 10 баллов. Один учитель разбрасывается «десятками» направо и налево, а у другого высшего балла не допросишься. Просто критерии выставления «десятки» реализовать практически невозможно. Почему ребенок, правильно выполнила домашнее задание, не может получить 10 баллов? Только потому, что в домашнем задании от него не требовалось ничего оригинального и творческого? Или учитель старшей школы говорит, что «десятку» получит только тот, кто будет участвовать в районной олимпиаде, или вообще тот, кто займет на олимпиаде одно из призовых мест. А если ребенок не хочет участвовать в олимпиаде по иностранному языку, потому что готовится поступать в медицинский университет или участвует в олимпиаде по химии, выходит, что ему никогда не получить заветную «десятку»?

Дети тоже разные, для многих важна похвала. Одному ученику я поставлю «5» за правильно выполненное домашнее задание, например, за то, что он написал эссе, а другому «5+» за то, что написал и может рассказать о том, что написал. И первый, и второй заслужили высший балл, я не могу его не поставить, но дополнительно похвалить я могу, ставя другому «5+». Я не вижу необходимости в «десятибаллке», потому что пользуюсь только оценками от «4» до «9». Это не секрет, что за нулевой ответ учитель ставит «2», а не «0» или «1». «10» ставит за решение сверхзадач. «3» считается более положительной оценкой, чем «2», но в вузе «тройка» все равно считается неудовлетворительной оценкой. Поэтому я не вижу смысла в дублировании оценок. Однако, если подходить к проблемам в образовании глобально, то пяти- или десятибалльная система оценивания — это не самое главное, что нужно решать в современной школе. Есть более важные задачи, куда нужно направить государственные средства.  

Светлана ЛОКИС, учитель начальных классов средней школы №17 города Борисова:

— Я пришла к выводу, что в принципе менять что-то смысла нет. Какую функцию сегодня выполняет оценка в школе? Это инструмент наказания и манипуляций. Отличием, например, поощряют в школе посещение различных непопулярных культурно-массовых мероприятий, участие в субботниках и так далее. Для учителя оценка — очень удобна: она всегда под рукой, имеет цену в глазах родителей, влияет на средний балл аттестата, а значит, может использоваться как рычаг для усиления воздействия на ученика, его поведение и успеваемость. Поэтому какая разница: пятибалльной или десятибалльной система будет использоваться? Но поскольку никто от школьных оценок отказываться не собирается, наше общество к этому не готово, то лучше все-таки оставить десятибалльную систему оценивания, потому что она более бережная по отношению к нашим детям, многих из которых жестко контролируют родители. «Четверка», а тем более «тройка» по пятибалльной системе таких родителей не устроит, но что делать, если до «пятерки» ребенок дотянуться не сможет? В десятибалльной системе есть «девятка» и «восьмерка», и вообще более широкий диапазон положительных оценок.

Почему некоторые негативно воспринимают десятибалльную систему? Совсем недавно подслушала разговор коллег. Учительница жаловалась, что их директор говорит: «На «9» и «10» даже я не знаю». Вот вам и субъективизм, хотя есть четко прописанные критерии выставления «девятки» и «десятки». 

Для меня всегда переход от безоценочного обучения в третьем, а по отдельным предметам — в четвертом классах был сложным и дискомфортным. Оценка закрывает многие перспективы как для учителя, так и для ученика. Вряд ли плохие оценки, особенно в начальной школе, мотивируют детей к учебе. К тому же мы никак не можем научить родителей задавать ребенку правильные вопросы: интересоваться не тем, что он получил сегодня в школе, а что интересного на уроках узнал.

Никого, на самом деле, не волнуют знания ученика. Главное — иметь хорошие оценки. И эти ожидания передаются из поколения в поколение. Дети приучаются работать за вознаграждение — оценку, похвалу, значок отличника... 

Я знаю, что в некоторых странах безоценочная система действует до четвертого и даже до шестого класса. Например, в Швеции оценки не используются до шестого класса. Зато там действует специальная программа отслеживания успеваемости учащихся. В нее вводятся определенные данные и она выдает цветную картинку. Если ребенок переходит, например, с зеленого поля в оранжевое, а потом в красное, это для педагога сигнал, что с учеником нужно дополнительно поработать, чтобы сделать его успевающим. Мне очень импонирует, что там система оценивания не ставит целью выстроить рейтинг среди учеников или среди школ, а служит своеобразным маркером и сигналом, что кому-то требуется уделить больше внимания.

А у нас оценки имеют исключительно контрольную, а вовсе не мотивировочную или стимуляционную функцию. И все-таки с десятибалльной системой оценивания будет меньше трагедий у детей, поэтому я выбираю «десятибаллку».

Записала Надежда НИКОЛАЕВА

nikalaeva@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?