Я ехал из туристского похода по Карельскому перешейку. Путь мой лежал через Санкт-Петербург, город, который всегда привлекал мое внимание своей богатой историей. И сейчас, пользуясь случаем, я еще раз захотел пройтись по его оживленным проспектам, широких улицам. Гуляя по городу, я обратил внимание на магазин с очень уж яркой вывеской «Ювелирные изделия». Почему-то захотелось зайти туда.
В витринах с подсветкой с разных сторон все так и сверкало. Выбор был захватывающий, на любой вкус и кошелек.
Уже хотел выйти из магазина, но мое внимание привлекла фигура женщины, которая показалась очень знакомой. Она выбирала себе перстень с драгоценным камнем. Подошел ближе к витрине, женщина обернулась, И мы узнали друг друга. Да и как не узнать, если это была моя ученица.
Галя энергично протянула мне руку. Я также был очень рад такой встрече, ведь всегда учителю приятно видеть тех, кого он когда-то готовил к самостоятельной жизни. Чтобы пообщаться, мы вышли из магазина и пошли в ближайший скверик. Вспоминали школьные годы, Галиных одноклассников. Я присматривался к Гале и мне почему-то показалось, что ее что-то тревожит и не дает душевного спокойствия. Хотя красивый вид, шикарная одежда, дорогие для обычного дня украшения говорили о том, что живет она в благоприятных условиях, материально обеспечена. И, как выяснилось чуть позже, мои подозрения имели основание. Галя призналась, что она не нашла своего счастья.
— Петр Павлович, видимо я виновата перед своими учителями, что начала свою жизнь не так, как вы меня учили, — говорила она. — Помните, я же была хорошей ученицей.
Действительно, я хорошо помнил Галю — отличницу, спортсменку, любителя литературы, заводилу и организатора различных мероприятий. И красавицу — на ее тайком засматривались многие ребята. Помнил, что, окончив школу, она поступила в Ленинградский мединститут. Что было дальше, я не знал. Как рассказала Галя, было вот что.
Уже несколько лет как Галя вышла замуж. Ее муж — предприниматель. Имеет ряд своих магазинов. Он намного старше ее, но это не стало препятствием для создания семьи.
А потом... Потом начались семейные будни. Муж оказался не совсем таким, каким его Галя считала сначала. Правда, он никогда не приходил домой пьяный, к молодой жене относился всегда ровно и спокойно. И с течением времени Галя заметила, что она теряет свою самостоятельность и становится тенью своего мужа.
«Зачем тебе институт? — убеждал он жену. — Зачем тебе эти приемы больных? Работать тебе все равно не будет нужды. Мы можем купить то, что нам нужно. И отдохнуть на любом побережье, и дома всего хватает...» И Галя бросила институт.
«Женщина должна быть всегда привлекательной, она должна показать себя в мире», — говорил он. И Галя начала посещать косметические кабинеты, приобретать дорогие украшения, чтобы выглядеть соответствующим образом, быть такой, какой хотел видеть ее муж. Просто красивой, очень красивой вещью его дома. Мне почему-то захотелось приостановить ее рассказ, спросить, как могла она так быстро потерять свои чудесные юношеские мечты, но я почему-то воздержался. Ведь в Галиных глазах было столько невысказанной растерянности. Как на исповеди, она выкладывала мне свои сомнения, все, что было у нее на сердце. Ей так хотелось вернуться к своим юношеским грезам, увидеть себя такой, какой она была в школьные годы.
— Вы помните наш диспут «Счастье трудных дорог». Помните, как я спорила с Васей, который говорил, что для счастья обязательно нужен комфорт и различные бытовые удобства. А я ведь тогда утверждала, что по-настоящему счастлив тот, кто выбрал себе дорогу романтики, кто все время в поисках, кто прежде всего думает, что сделать хорошего для других людей. Счастливые те, кто не боится трудностей, а преодолевает их.
Этот диспут проходил накануне выпускных экзаменов, и Галя тогда говорила о других жизненных дорогах, что выбирают смелые и настойчивые. И вдруг этот неожиданный финал: шикарная квартира-клетка, отсутствие работы и друзей.
«Утром провожаю мужа на работу. Вечером встречаю. Только и заботы, что убрать квартиру, посещать различные ателье и похозяйничать на кухне. И так изо дня в день. А к мужу я уже не так и привязана. Мы как бы живем разными жизнями. У него своя работа, свои интересы и волнения. Они мне не всегда по душе, но что поделаешь».
— Слышала ты что-нибудь о Николае? — вспомнил я юношескую дружбу Гали.
— О, у него очень интересная жизнь. Он стал моряком. Живет в Мурманске. Много путешествовал, многое пережил, многое видел. Я ему завидую. Кстати, приглашал меня к себе на работу. А может, мне действительно поехать, — неожиданно сказала она, опустив глаза. — Я вам обязательно напишу, расскажу, как сложилась моя дальнейшая жизнь, — сказала она на прощанье.
Я долго ждал письма про счастье. Но так и не получил. А хотелось. Так как оно было бы свидетелем того, что Галя на дороге к счастью. Простому, человеческому и так необходимому каждому.
Петр Сочивко, заслуженный учитель Беларуси,
д. Цирин, Кореличский район.
В Беларуси за последние 10-12 лет как общая, так и первичная детская заболеваемость остаются примерно на одном уровне.
Дело непростое, но благодарное.
Все, что важно знать перед сезоном вирусных инфекций, рассказали специалисты.