Пленарное заседание Республиканского педагогического совета с участием Президента Беларуси Александра Лукашенко проходит в Минске.
В состав президиума совета вошли министр образования Игорь Карпенко, ректор Белорусского государственного экономического университета, председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Владимир Шимов, учитель физики Могилевского государственного областного лицея №1, народный учитель Беларуси Валерий Барашков, мастер производственного обучения Минского государственного профессионально-технического колледжа швейного производства, победитель открытого чемпионата WorldSkills стран СНГ 2015 года Ольга Закревская.
На мероприятие приглашены более 800 человек. В их числе не только высшие должностные лица, руководители органов госуправления, местной вертикали власти, депутаты, но, прежде всего, работники учреждений образования из всех областей страны и города Минска. В формате открытого микрофона они смогут поделиться мнениями и опытом по тем или иным вопросам.
Во время пленарного заседания Республиканского педсовета планируется подробно обсудить происходящие трансформации и тенденции образовательных процессов, пути их адаптации к требованиям времени и с учетом передового национального и зарубежного опыта. Будет дана оценка итогам развития в Беларуси всех звеньев системы образования, намечены перспективы их совершенствования. В центре внимания также роль педагога, принципы и подходы к воспитанию подрастающего поколения.
Телеверсию форума с участием Президента Беларуси можно будет увидеть сегодня в эфире телеканалов "Беларусь 1" и "Беларусь 24" в 21.30.
Александр Лукашенко считает важным поддерживать в школах дисциплину и дресс-код
"Дисциплины в школе не хватает. Надо, Игорь Анатольевич Шуневич, подумать и в своей части поработать с некоторыми учениками. Где-то нам надо и милицию подключить, чтобы директору школы, учителю, классному руководителю помочь, - отметил Президент. - Потому что у нас в школе вольницы выше крыши: "Это я хочу... Мой ребенок будет ходить в этой одежде... А я плевать хотела, что на Республиканском педсовете скажут".
Вместе с тем Александр Лукашенко подчеркнул, что не надо всех загонять в рамки, как когда-то было. Наоборот, надо дать людям выбор. Но дресс-код должен быть. "Дресс-код должен обязывать: какая прическа, какая одежда. Она должна быть недорогая", - считает белорусский лидер.
"Я тоже отец. Я вижу: брюки, обычные ботинки, носки наши, рубашечка и жилетка. Все в Беларуси сшито", - добавил Президент, говоря о выборе школьной одежды для младшего сына.
Президент: к реформированию заочного образования подойдем очень аккуратно
"Надо, чтобы заочное образование получали те, кому это надо и кто нам нужен - государству и экономике. Сегодня обсуждается, платное или не платное заочное образование, сколько, где, как и прочее. Жизнь покажет. Мы не будем здесь ломать через колено, - обратил внимание Александр Лукашенко. - Мы очень аккуратно подойдем к этому вопросу. Это слышат члены правительства и министр".
Президент заверил: тех людей, которые действительно нуждаются в получении заочного образования, государство будет поддерживать. Кроме того, предприятия тоже смогут оплачивать учебу своим специалистам. "Так есть и сейчас: где-то сам платит, где-то - бюджет, где-то - предприятие. Мы сохраним все лучшее, но мы в начале пути. Поэтому не надо думать, что мы завтра ломанем все: было заочное образование - и сейчас его не станет".
Александр Лукашенко видит проблему в недостаточном трудовом воспитании в школах
"Мы должны этим заняться, чтобы детишки на селе и в городе почувствовали, что такое труд, - заявил глава государства. - Очень важная проблема, тяжелая проблема, но ее надо решать".
"То, чему меня научили в школе, я до сих пор не забыл. Конечно, человек, особенно в моей должности, обязан, чтобы не отстать, не остановиться, не забронзоветь, постоянно учиться. Но по некоторым направлениям все, чему меня научили в школе, тот уровень я сохранил и сейчас. Нас действительно учили, особенно трудовому воспитанию, особенно в сельской школе", - сказал Александр Лукашенко.
Он отметил, что и в школе, например, были приусадебные участки. "Надо посмотреть, вернуться к тому, как это у нас было. У нас в школе мы работали на приусадебных участках. Мы обязаны были летом три недели или месяц проходить трудовое обучение, практику, - сказал Президент. - Не везде это есть. Вот и доработались, что дети на селе не то что корову от быка - козу от коровы отличить не могут. Это же катастрофа".
Глава государства отметил, что как результат местами уже не хватает механизаторов, комбайнеров. В современных комбайнах используется много электроники, поэтому нужны очень подготовленные люди, заметил он.
Говоря о трудовом воспитании, Александр Лукашенко подчеркнул, что для него опыт, полученный в детстве, очень важен. "Не было бы того труда - наверное, и меня бы не было такого. И я бы не требовал от своих подчиненных соответствующего отношения к этому труду".
В Беларуси планируют вернуть собеседование при поступлении в вузы на некоторые специальности
В Беларуси предлагается изменить механизм проведения вступительных испытаний в вузы. "Для поступающих на отдельные специальности предлагается проводить дополнительное предварительное профессиональное собеседование до подачи документов в вуз", - проинформировал министр. Позитивной иллюстрацией такой модели может служить собеседование для абитуриентов, которые поступают на педагогические специальности, которая была апробирована в этом году, напомнил он.
Кроме того, по некоторым специальностям предусматривается введение дополнительного внутреннего экзамена. Такие подходы уже одобрил республиканский совет ректоров. "Необходимо только определить перечень специальностей", - добавил министр.
Профессионально-психологическое собеседование в Беларуси ранее проводилось для абитуриентов, поступавших на специальности, связанные с государственным управлением, правом и журналистикой. Собеседование было отменено редакцией правил приема, утвержденной в 2014 году.
Игорь Карпенко раскритиковал гимназическое образование за необоснованную элитарность
Сегодня на практике обучение в гимназии - это не выбор ученика, а скорее, амбиции родителей, заметил министр. В качестве примера он привел ситуацию, когда ученик не поступил в гимназию, сдав экзамены на девять баллов. По мнению Игоря Карпенко, такой стресс ничем не оправдан. "Общеобразовательная школа имеет такое же право, как и гимназия, лицей на выявление и дальнейшее обучение одаренных и мотивированных учащихся. Совместно с педагогами-практиками необходимо выработать критерии такого отбора", - сказал министр. По его словам, это будет соответствовать принципам социальной справедливости и равнодоступности общего среднего образования в противовес наметившейся элитарности гимназического образования.
Министр считает, что нужно ужесточить требования к качеству образования в гимназиях с учетом профилизации. "Ее следует связывать не со вступительными испытаниями в пятый класс гимназии, а с осознанным выбором школьником профессии. А это возможно в более старшем возрасте", - отметил Игорь Карпенко.
Александр Лукашенко выступает за жесткое ограничение деструктивной информации в интернете
По словам главы государства, уже готовятся соответствующие законопроекты.
Вопрос защиты детей от негативной и опасной информации в интернете подняла одна из участниц педагогического совета. "Нам надо обратить на это внимание. И правоохранительные органы, и не только. Мы сейчас готовим ряд законопроектов, направленных именно на это. Не в том, чтобы где-то закрыть интернет, какие-то даже сайты и ресурсы "пятой колонны". Нет, пусть пишут. Люди разберутся, - подчеркнул Президент. - Но вот этот деструктив - суициды и прочее... Россияне уже приняли ряд решений. Спохватились, но очень поздно. Вот нам бы этот момент не упустить. Надо очень жестко в этом плане поступить".
Детям нужно прививать гордость за Беларусь
"С детского сада, с первого класса школы детям нужно прививать гордость за свою страну. В этом должны участвовать все - и власть, и школа, и семья. Крайне важно воспитать личность нравственную, научить молодежь отличать правду ото лжи. Наша задача - дать поколению такие ориентиры, которые помогут каждому стать настоящим патриотом и гражданином. Беларусь сегодня - мир и спокойствие. Нужно детей научить ценить это", - сказал Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул: "Надо, чтобы белорусы наши люди, молодежь ценили мир, безопасность и спокойную жизнь, живя в Беларуси, а не только когда они побывают, допустим, в Украине. Возвращаясь оттуда, они говорят: "Спасибо, что у нас такая жизнь". Надо, чтобы он, не выезжая никуда, проживая здесь, мог это ценить. И видеть недостатки в том числе".
По словам Александра Лукашенко, каждый урок либо дополнительное занятие должны иметь конкретное воспитательное и идеологическое наполнение. И не только в школе, но и в театре, музее, на спортивных площадках и стадионах. "Это не моя выдумка. Возьмите американцев. Для них Америка, гимн - это все!", - констатировал Президент.
"Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы. Мы с вами хорошо понимаем ее ценность. Мной неоднократно давались поручения: наполнить шестой школьный день, усилить работу с семьей, приобщить детей к труду, активнее вовлекать их в занятия спортом. Сегодня, к сожалению, хвастаться нечем. Но на эту тему, я сказал уже это министру, разговоров больше не будет. Шестой день в неделю - не выходной. Это, если хотите, скажу вам как учитель, - чтобы ученика наклонить к жизни, сделать его здоровым человеком", - сказал Александр Лукашенко.
Глава государства посетовал на недостаток часов трудового обучения. "Я уже говорил, что нынешний молодой человек, подросток не понимает, что такое электрическая розетка, электрическая лампочка. Девочка-подросток не умеет пуговицу пришить. А ведь в наше время этому учили. Почему вы сейчас не учите этому детей?", - задал вопрос Президент.
Отдельно Александр Лукашенко остановился на физической форме учеников. "Нам скоро некого в армию будет призывать по состоянию здоровья. Или дистрофики, или весом больше, чем я. В 17-18 лет - это ненормально. Поэтому начинайте в этом плане работать", - поручил глава государства, обращаясь к участникам педсовета.
Не исключено определение базового профиля для каждого вуза
"Следует сократить количество специальностей, которые не являются профильными для того или иного вуза. Сегодня у нас практически каждый вуз выпускает сотни специалистов самого широкого профиля - юристов, экономистов, политологов. А потом они безуспешно ищут работу по специальности и винят в своей невостребованности государство. Видимо, пора вернуться к определению базового профиля для каждого вуза", - сказал Александр Лукашенко.
Также глава государства констатировал, что нужен анализ оптимального количества учреждений высшего образования с учетом демографических процессов и прогнозов прироста населения.
"Не надо закрывать глаза и на проблему естественного старения профессорско-преподавательского состава. Считаю, что каждый вуз должен самостоятельно решать вопрос обновления кадров, отбирая лучших студентов, готовя их к защите кандидатских и докторских диссертаций", - отметил Президент.
Президент критикует правительство за неоптимизированную структуру профобразования
"Считаю, что правительством не приняты должные меры для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики. Не выстроена соответствующим образом и профориентационная работа с молодежью. Повторяю, основная задача профессионального образования - формирование кадрового потенциала работников для экономики страны", - сказал Александр Лукашенко.
При этом Президент подчеркнул, что Беларусь всегда гордилась системой профессиональной подготовки молодежи. "Я ею горжусь и сейчас. На одном из заседаний глав государств СНГ подняли вопросы профтехобразования с констатацией удручающих фактов. Некоторые обратились к России - помогите подготовить по рабочим специальностям в профтехучилищах. На что Путин сказал, что, к сожалению, мы разрушили профтехобразование, - заявил Президент. - И только в Беларуси сохранились все профтехучилища, которые были созданы. Много не хватает, но они есть. Мы до сих пор оказываем помощь в подготовке людей рабочих специальностей другим государствам, в том числе России. Это величайшее достижение, что мы эту систему сохранили".
Лукашенко сомневается в необходимости возвращения к пятибалльной системе оценок
"Решение надо принимать тогда, когда оно назрело. Вот оно вопиет, говоря словами поэта. Вот проблема кричащая. Да, я слышу в средствах массовой информации, вижу, читаю, отслеживаю процесс. Но этот вопрос не имеет критической массы, он не назрел для того, чтобы здесь принимать какие-то решения", - сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что к системе оценок относятся по-разному: старшее поколение привыкло к пятибалльной, и теперь ему приходится переводить оценки на старый лад, а молодежь уже давно обучается по десятибалльной, и для нее здесь нет проблем.
Задача взрослых - раскрыть и развить таланты ребенка
"Исключительно важно, чтобы во главу отношений внутри треугольника "семья - школа - государство" был положен следующий тезис: каждый ребенок одарен, а задача взрослых - раскрыть и развить его способности и таланты", - сказал Александр Лукашенко.
Глава государства подчеркнул, что профессия педагога - благородная и ответственная. "Родители доверяют вам самое ценное - своих детей. И от вашего ежедневного кропотливого труда зависит, какими они войдут в мир взрослых", - констатировал он.
"Нам нужны яркие педагогические идеи, неравнодушные преподаватели, способные вывести национальное образование на более высокий уровень, обеспечить его конкурентоспособность. Мы вместе должны сделать белорусскую школу лучшей в мире", - отметил белорусский лидер.
При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что образование не приемлет резких изменений и резких рывков. "Необходимо последовательно совершенствовать эту систему, наскоком здесь ничего не возьмешь, - сказал глава государства. - Твердо убежден, что все, сделанное нашими педагогами на благо Беларуси, получит дальнейшее развитие, а новым замыслам будет сопутствовать успех".
В Беларуси созданы все условия для перехода на всеобщее среднее образование
Игорь Карпенко убежден, что "в стране созданы все условия для перехода на обязательное общее среднее образование". "Есть государственный запрос на образованного, высококвалифицированного специалиста. В Кодексе об образовании заложен законодательный коридор для такой новации", - отметил Игорь Карпенко.
К такому переходу готово и белорусское общество - общее среднее образование в стране сегодня получают почти 100% выпускников. Условия для перехода создают система всеобуча, экстерната, возможность получить общее среднее в вечерних классах и учреждениях профессионально-технического образования. "Это качественно новый этап в развитии системы, направленный на повышение образовательного уровня граждан. Это позитивно повлияет и на развитие человеческого потенциала, и на международный имидж Беларуси", - сказал министр.
Переход на всеобщее среднее образование обсуждается сегодня на Республиканском педагогическом форуме. Участники форума в целом позитивно относятся к этому пункту концептуальных подходов к развитию системы образования на краткосрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2030-го) периоды. Они были разработаны с учетом поручений Президента, предложений, которые поступили в ходе общественного обсуждения новой редакции Кодекса об образовании.
Задания ЦТ должны полностью соответствовать школьной программе
"Обращаю внимание Минобразования, что к вступительной кампании 2018 года задания централизованного тестирования по всем предметам должны быть скорректированы и полностью соответствовать школьной программе", - сказал Александр Лукашенко.
Глава государства констатировал, что в старших классах школы введено профильное обучение. Оно призвано решить проблему мотивированного выбора выпускниками будущей профессии. "Однако назрела необходимость рассмотреть вопрос об изменении подходов к итоговой аттестации и контролю текущей успеваемости школьников, что обеспечит объективность и независимость оценки знаний учащихся", - отметил Президент.
Президент: учитель должен знать, чем живет его ученик
Глава государства напомнил, что в прежние времена классные руководители регулярно посещали учеников дома, интересовались, как они живут и чем занимаются. "Думаю, это нам потерять нельзя. Учитель должен жить той жизнью, которой живет его ученик. Везде это сегодня есть? Вопрос риторический. Подумайте над этим. Это о единстве процесса образования и воспитания, - сказал Александр Лукашенко. - Вы никак не сможете воспитывать своего подопечного, если не знаете, какой жизнью живет этот маленький человек, которому в будущем мы передадим в руки то, что мы с вами создали, - суверенную и независимую страну".
Президент также рассказал, что во время ознакомления с ходом уборочной кампании в регионах ему доложили о случаях направления учителей на поля, чтобы они контролировали, как ведется уборка хлебов. "Наверное, это не функция учителя. Но знаете, я как ваш коллега в прошлом и человек, уже испытавший многое, в том числе побывавший на разных уборках, зная этот процесс, думаю: толковый учитель, настоящий учитель никогда бы не пожаловался, если его просят что-то проконтролировать, в том числе и уборку, - отметил Президент. - Это интересно, это обогащает учителя. Тем более вы же работаете в деревне, а там ученики работают и на комбайнах со своими родителями. Поэтому я думаю, что уборка, на которой попросили побывать учителей, в удовольствие должна быть. А если честно, конечно, это не функция учителя".
Лукашенко требует дифференцировать оплату труда в образовании
"Я вам откровенно скажу: учитель учителю рознь. Вы это знаете не хуже меня. Тогда почему мы создали уравниловку и учителя у нас заработную плату практически все получают одинаковую?" - задался вопросом Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что в системе здравоохранения Беларуси удалось создать дифференцированную систему оплаты труда, при которой зарплата медицинского персонала напрямую зависит от его квалификации и работоспособности. "Мы установили определенную планку. Прыгаешь выше нее - получаешь", - констатировал Президент.
Первые шаги в дифференциации зарплаты медиков были сделаны во время создания белорусской школы трансплантологии, рассказал Александр Лукашенко. "Понятно, что, для того чтобы осуществить пересадку сердца, надо быть уникальным хирургом, целая бригада врачей должна быть. И за копейки они это делать не будут, им надо развиваться, читать, писать, ездить, интересоваться, а это затраты", - отметил Президент. Глава государства рассказал, что, когда последний раз был в центре трансплантологии, поинтересовался у хирурга уровнем его заработной платы. "Ему неудобно было называть, и он говорит: "Очень хорошая". Я уточнил: хорошая зарплата. Но он прыгает выше установленной планки. Не жалуются медики. Нам надо повторить это и в образовании. Какие критерии должны быть, надо определиться. Я готов в этом участвовать", - подчеркнул Президент.
При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что нельзя допустить значительной разницы в зарплате у учителя со стажем и молодого специалиста при условии, что выпускник вуза обладает всему необходимыми компетенциями. "Если молодой человек, придя из вуза, преподает не хуже, чем отстоявший 25 лет у станка учитель-преподаватель, почему мы ему платим копейки? Нужно определить критерии, по которым мы должны платить зарплату учителю-новатору, преподавателю - грамотному, толковому, современному, который овладел всем необходимым для преподавания", - подытожил Президент.
Президент назвал главные принципы развития сферы образования
"Нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала. Поэтому необходимо объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. Конечно, уже много сделано в этом направлении, - сказал Александр Лукашенко. - Главное - мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в этой сфере".
Все возможности для эффективной реализации задуманного есть, подчеркнул Президент. "Создана необходимая инфраструктура учреждений образования и воспитания. Здесь работает достаточно квалифицированных кадров. На воспитание, обучение и социальную поддержку молодежи государство ежегодно выделяет значительную часть республиканского бюджета. Поэтому мы вправе ожидать от педагогической общественности соответствующих результатов на всех уровнях системы образования", - отметил глава государства.
Вопрос о сохранении десятибалльной или возвращении к пятибалльной системе - не основной
"Десяти-, пятибалльная система... Все спорят, какой быть завтра оценке и так далее. Не основной вопрос. Имеет место, но не основной", - сказал Александр Лукашенко.
Президент напомнил, что к десятибалльной системе оценок несколько лет назад в Беларуси перешли быстро, без всяких дискуссий, не проверив и не протестировав эту систему. "Сегодня многие начинают рассуждать, а правильно ли сделали. Некоторые говорят, что надо вернуться к пятибалльной: она было понятной, она была не хуже этой. Многие говорят, что не надо и тому подобное, - отметил глава государства. - Это один из примеров, когда мы, не продумав, на практике не проверив направление действий в этой сфере, быстренько за нее схватились. Прошло время - оказалось, что, по крайне мере, без этого можно было обойтись".
Президент требует постоянного совершенствования в системе образования. На это глава государства обратил внимание сегодня, знакомясь с выставкой новых учебников и учебных программ, изданных к 2017-2018 учебному году.
В частности, на стенде представлены учебные программы для 1-3-х классов, учебные программы по белорусскому и русскому языкам и литературе, иностранным языкам, всемирной истории, истории Беларуси, математике, информатике, черчению, трудовому обучению, обществоведению, физике, химии, биологии и другим предметам. Кроме того, Александру Лукашенко представили стенды с новыми учебными пособиями. Как считает Президент, "надо делать все достойно". "И это должно совершенствоваться практически каждый год", - убежден глава государства.
Для участников Республиканского педагогического совета, пленарное заседание которого проходит сейчас в Минске, представлена выставка "Образование: во имя будущего страны", программно-аппаратный комплекс "Умный автобус".
Совершенствуя сферу образования, в Беларуси должны пользоваться принципами государственной поддержки, социальной справедливости и равного доступа к образованию. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на пленарном заседании Республиканского педагогического совета.
"Нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала. Поэтому необходимо объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. Конечно, уже много сделано в этом направлении, - сказал Александр Лукашенко. - Главное - мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в этой сфере".
Согласно БЕЛТА
В Беларуси за последние 10-12 лет как общая, так и первичная детская заболеваемость остаются примерно на одном уровне.
Дело непростое, но благодарное.
Все, что важно знать перед сезоном вирусных инфекций, рассказали специалисты.