Вы здесь

Педагогические профессии будущего


Предложение давать педагогам на время работы над учебниками творческий отпуск с сохранением заработной платы была озвучена во время Республиканского педагогического совета с участием главы государства.


Фото Надежды БУЖАН

— Это позволило бы существенно сократить процесс подготовки новых учебников и положительно сказалось бы на их качестве, — считает председатель Минской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Лариса ВОЛКОВА. — Кроме того, мы готовы вместе с социальными партнерами продумать ряд дополнительных мер, которые стимулировали бы учителей-практиков участвовать в этом процессе...

— Для меня учебник — это икона. Хороший учебник плюс хороший учитель — гарантия того, что любой ученик получит знания. И я настаиваю, чтобы хорошо заплатили за хороший учебник: хоть учителю, хоть академику. А те уж пусть сами решают: оставить им основную работу и работать только над учебником или совмещать. Если вам хорошо заплатят, вы будете свободны в своем выборе. Педагогам нужно дать возможность выбора, — поделился своим видением ситуации по поднятой проблеме Президент нашей страны Александр ЛУКАШЕНКО. — А если мы привлекаем к работе над учебником учителя-практика — это доказательство его наивысшего уровня. И платить ему надо по заслугам.

На большом педагогическом совете с участием главы государства обсуждались самые злободневные проблемы образования — социальный статус учителя, качество подготовки педагогических кадров в стране, система повышения квалификации педагогов, высокая загруженность учителей, готовность учреждений образования к новому учебному году.

Тему качества учебников подняла в своем выступлении перед участниками совещания и учитель истории и обществоведения из средней школы №1 Логойска Зоя ВИНОГРАДОВА:

— Национальному учебнику уже более 20 лет. И если первые национальные учебники нередко были большие по объему, сложные для восприятия, не имели иллюстраций и карт, то учебные пособия нового поколения заметно изменились в лучшую сторону как по содержанию, так и по полиграфическим качествам. Я хотела бы остановиться на достоинствах современных учебников по истории: они содержат более качественный методический аппарат с системой вопросов и заданий, что позволяет качественно организовать деятельность учащихся по освоению учебного материала с учетом того, что в классе учатся дети с различными образовательными возможностями и запросами, а также различным интересом к изучению предмета.

Но процесс совершенствования содержания образования, по мнению педагога, постоянный. В жизнь вступает новое поколение, которое по-другому думает, по-другому воспринимает информацию. Поэтому и учебники меняются: приоритет за короткими, хорошо структурированными текстами, с инфографикой, богатым иллюстративным материалом, который дополняет учебный текст.

— Знаю, что кардинально изменились учебники по математике для 5-го класса, алгебре, геометрии, физике для 7-го класса и т.д., где в состав авторских коллективов вошли школьные учителя. Их работу сложно переоценить, как и важность экспертизы действующих учебников и учебных пособий, — подчеркнула Зоя Виноградова. — Хотелось бы отметить, что создание хорошего, качественного учебника — достаточно долгий и сложный процесс. Можно его сократить, но будет ли результат таким, каким мы его хотели бы видеть? Не потребуется ли потом доделывать, переделывать и уточнять... И здесь мы подходим, пожалуй, к самому важному. И с учебной программой, и с учебником работает учитель. И именно от его профессионализма зависит, насколько доступно, интересно и понятно он сможет объяснить самую сложную тему. Появилось поколение, выросшее в мире безграничной информации. У них сформировались новые образовательные потребности и запросы. И они готовы учиться по-другому. Но что мы можем им предложить?

Сегодня важно научить ребенка работать с различными источниками информации. Но для этого нужно обучить и учителя, в зависимости от специфики учебного предмета, приемом формирования у учащихся некогда очень популярных, а ныне забытых общеучебных умений и навыков. И если на каждом уроке ученик будет осваивать приемы поиска и работы с информацией, приемы ее обработки, анализа, то на выходе из школы мы получим не человека-«компьютера», который держит в голове все факты, цифры, правила, а человека мобильного, гибкого, гражданина своей страны.

По мнению учительницы, педагогам сегодня требуется знание психологии, умение организовывать работу в команде, компетентно оценивать целесообразность использования тех или иных образовательных технологий с точки зрения их влияния на здоровье учащихся. Наверное, это задача для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. «При разработке новых учебников используются современные информационные технологии, появились учебники с интерактивными возможностями. Однако, к сожалению, в этом вопросе ученики нас уже обошли, поэтому в системе повышения квалификации следует уделить серьезное внимание информационно-коммуникационной грамотности учителей, — уверена педагог. — Если раньше актуальными были вопросы «Чему учить?» и «Как учить?», то сегодня к ним добавились новые «Кого учить?» И «Для чего учить?».

— Какие бы структурные изменения ни происходили, все равно главным гарантом обеспечения качества образования является педагог: очень многое зависит от его умения «зажечь» ученика, помочь ему раскрыть и реализовать свой потенциал, — считает ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Андрей КОРОЛЬ . — Для этого мы разрабатываем и внедряем в учебный процесс современные технологии обучения, ориентированные на развитие познавательных, креативных, рефлексивных качеств личности студентов, последовательно реализуем программу совершенствования педагогического мастерства как для преподавателей университета, так и для школьных учителей через проведение семинаров с общим названием «Как учить всех по-разному, но одинаково».

По мнению ректора, нужно повышать и роль выпускников магистратуры, которые способны более эффективно решать нестандартные профессиональные задачи: «В этой связи давно назрела необходимость внести изменения в Единый квалификационный справочник должностей служащих. Например, только педагоги, которые имеют степень магистра, должны преподавать в профильных классах, занимать руководящие должности». 

Обратил внимание Андрей Король еще на одну актуальную проблему. «Университет в регионе — это своеобразный форпост страны на ее границах. Должен констатировать, что в последние годы в соседних с нами зарубежных университетах целенаправленно открываются программы бесплатного обучения на русском языке. Поэтому университеты, расположенные в регионах Беларуси, должны предотвратить угрозу оттока талантливой молодежи из страны и создать условия для самореализации каждого молодого гражданина нашей республики на своей родине», — заметил он. 

Накануне пленарного заседания в рамках республиканского педсовета прошли восемь профильных секций. На одной из них довольно бурно обсуждалось возможное возвращение к пятибалльной системе. Мнение абсолютного большинства присутствующих было в пользу сохранения десятибалльной системы. Споря с поклонником «пятибаллки», заслуженный работник образования Республики Беларусь, методист Академии последипломного образования Анна ДОБРИНЕВСКАЯ отметила: «Возвращение к пятибалльной системы оценки — это примерно то же самое, что полететь в космос на старом возу. Время другое, дети другие, требования другие. И мы не просто знания должны им дать, а универсальные компетенции. Возвращаться назад категорически нельзя. Это шараханье, это прекращение, тормоз, а мы не должны быть тормозом для своей системы, не должны замедлять движение к успеху наших учеников».

Какие еще предложения были озвучены во время работы секций: 

— Открыть подготовку по современным педагогическим специальностям.

Уже подготовлены проекты образовательных стандартов поколения 3+. Их особенность в профилизации, которая позволяет оперативно открывать новые востребованные педагогические специальности, такие, как тьютор, медиатор, проектировщик образовательных ресурсов и другие.

— Дать возможность получать абитуриентам целевое направление на любом предприятии. Суть новации в том, что взять целевое направление можно будет в любой организации независимо от места ее размещения. Сейчас получить можно только в сельских населенных пунктах или населенных пунктах, где проживает менее 20 тысяч человек. Также целевое направление дают предприятия, расположенные на территории радиоактивного загрязнения.

— Изменить систему постановки на учет в детские сады. В частности, речь идет об исключении процедуры из перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами, что позволит упростить процесс оформления ребенка в детское дошкольное учреждение. Особенно это актуально для жителей сельской местности, которым необходимо для постановки на учет ехать за десятки километров в город.

— Финансировать часть расходов частных учреждений дошкольного образования за счет бюджетных средств (исходя из количества детей, направляемых туда местными органами в случае отсутствия свободных мест в государственных детских садах).

— Открывать группы для детей дошкольного возраста на первых этажах многоквартирных домов в микрорайонах-новостройках с последующим их использованием под другие цели (магазин, отделение банка и др.)

— Оптимизировать виды учреждений общего среднего образования.

— Создавать научно-образовательно-производственные кластеры для обеспечения качества подготовки профессионалов, которые занимались бы разработкой профессиональных стандартов, внедрением передовых отраслевых технологий, независимой экспертизой качества образования и анализом рынка труда и динамики трудовых ресурсов.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Выбор редакции

Грамадства

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Собственники корректируют свои предложения.

Музыка

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.