Вы здесь

Педагогические профессии будущего


Предложение давать педагогам на время работы над учебниками творческий отпуск с сохранением заработной платы была озвучена во время Республиканского педагогического совета с участием главы государства.


Фото Надежды БУЖАН

— Это позволило бы существенно сократить процесс подготовки новых учебников и положительно сказалось бы на их качестве, — считает председатель Минской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Лариса ВОЛКОВА. — Кроме того, мы готовы вместе с социальными партнерами продумать ряд дополнительных мер, которые стимулировали бы учителей-практиков участвовать в этом процессе...

— Для меня учебник — это икона. Хороший учебник плюс хороший учитель — гарантия того, что любой ученик получит знания. И я настаиваю, чтобы хорошо заплатили за хороший учебник: хоть учителю, хоть академику. А те уж пусть сами решают: оставить им основную работу и работать только над учебником или совмещать. Если вам хорошо заплатят, вы будете свободны в своем выборе. Педагогам нужно дать возможность выбора, — поделился своим видением ситуации по поднятой проблеме Президент нашей страны Александр ЛУКАШЕНКО. — А если мы привлекаем к работе над учебником учителя-практика — это доказательство его наивысшего уровня. И платить ему надо по заслугам.

На большом педагогическом совете с участием главы государства обсуждались самые злободневные проблемы образования — социальный статус учителя, качество подготовки педагогических кадров в стране, система повышения квалификации педагогов, высокая загруженность учителей, готовность учреждений образования к новому учебному году.

Тему качества учебников подняла в своем выступлении перед участниками совещания и учитель истории и обществоведения из средней школы №1 Логойска Зоя ВИНОГРАДОВА:

— Национальному учебнику уже более 20 лет. И если первые национальные учебники нередко были большие по объему, сложные для восприятия, не имели иллюстраций и карт, то учебные пособия нового поколения заметно изменились в лучшую сторону как по содержанию, так и по полиграфическим качествам. Я хотела бы остановиться на достоинствах современных учебников по истории: они содержат более качественный методический аппарат с системой вопросов и заданий, что позволяет качественно организовать деятельность учащихся по освоению учебного материала с учетом того, что в классе учатся дети с различными образовательными возможностями и запросами, а также различным интересом к изучению предмета.

Но процесс совершенствования содержания образования, по мнению педагога, постоянный. В жизнь вступает новое поколение, которое по-другому думает, по-другому воспринимает информацию. Поэтому и учебники меняются: приоритет за короткими, хорошо структурированными текстами, с инфографикой, богатым иллюстративным материалом, который дополняет учебный текст.

— Знаю, что кардинально изменились учебники по математике для 5-го класса, алгебре, геометрии, физике для 7-го класса и т.д., где в состав авторских коллективов вошли школьные учителя. Их работу сложно переоценить, как и важность экспертизы действующих учебников и учебных пособий, — подчеркнула Зоя Виноградова. — Хотелось бы отметить, что создание хорошего, качественного учебника — достаточно долгий и сложный процесс. Можно его сократить, но будет ли результат таким, каким мы его хотели бы видеть? Не потребуется ли потом доделывать, переделывать и уточнять... И здесь мы подходим, пожалуй, к самому важному. И с учебной программой, и с учебником работает учитель. И именно от его профессионализма зависит, насколько доступно, интересно и понятно он сможет объяснить самую сложную тему. Появилось поколение, выросшее в мире безграничной информации. У них сформировались новые образовательные потребности и запросы. И они готовы учиться по-другому. Но что мы можем им предложить?

Сегодня важно научить ребенка работать с различными источниками информации. Но для этого нужно обучить и учителя, в зависимости от специфики учебного предмета, приемом формирования у учащихся некогда очень популярных, а ныне забытых общеучебных умений и навыков. И если на каждом уроке ученик будет осваивать приемы поиска и работы с информацией, приемы ее обработки, анализа, то на выходе из школы мы получим не человека-«компьютера», который держит в голове все факты, цифры, правила, а человека мобильного, гибкого, гражданина своей страны.

По мнению учительницы, педагогам сегодня требуется знание психологии, умение организовывать работу в команде, компетентно оценивать целесообразность использования тех или иных образовательных технологий с точки зрения их влияния на здоровье учащихся. Наверное, это задача для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. «При разработке новых учебников используются современные информационные технологии, появились учебники с интерактивными возможностями. Однако, к сожалению, в этом вопросе ученики нас уже обошли, поэтому в системе повышения квалификации следует уделить серьезное внимание информационно-коммуникационной грамотности учителей, — уверена педагог. — Если раньше актуальными были вопросы «Чему учить?» и «Как учить?», то сегодня к ним добавились новые «Кого учить?» И «Для чего учить?».

— Какие бы структурные изменения ни происходили, все равно главным гарантом обеспечения качества образования является педагог: очень многое зависит от его умения «зажечь» ученика, помочь ему раскрыть и реализовать свой потенциал, — считает ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Андрей КОРОЛЬ . — Для этого мы разрабатываем и внедряем в учебный процесс современные технологии обучения, ориентированные на развитие познавательных, креативных, рефлексивных качеств личности студентов, последовательно реализуем программу совершенствования педагогического мастерства как для преподавателей университета, так и для школьных учителей через проведение семинаров с общим названием «Как учить всех по-разному, но одинаково».

По мнению ректора, нужно повышать и роль выпускников магистратуры, которые способны более эффективно решать нестандартные профессиональные задачи: «В этой связи давно назрела необходимость внести изменения в Единый квалификационный справочник должностей служащих. Например, только педагоги, которые имеют степень магистра, должны преподавать в профильных классах, занимать руководящие должности». 

Обратил внимание Андрей Король еще на одну актуальную проблему. «Университет в регионе — это своеобразный форпост страны на ее границах. Должен констатировать, что в последние годы в соседних с нами зарубежных университетах целенаправленно открываются программы бесплатного обучения на русском языке. Поэтому университеты, расположенные в регионах Беларуси, должны предотвратить угрозу оттока талантливой молодежи из страны и создать условия для самореализации каждого молодого гражданина нашей республики на своей родине», — заметил он. 

Накануне пленарного заседания в рамках республиканского педсовета прошли восемь профильных секций. На одной из них довольно бурно обсуждалось возможное возвращение к пятибалльной системе. Мнение абсолютного большинства присутствующих было в пользу сохранения десятибалльной системы. Споря с поклонником «пятибаллки», заслуженный работник образования Республики Беларусь, методист Академии последипломного образования Анна ДОБРИНЕВСКАЯ отметила: «Возвращение к пятибалльной системы оценки — это примерно то же самое, что полететь в космос на старом возу. Время другое, дети другие, требования другие. И мы не просто знания должны им дать, а универсальные компетенции. Возвращаться назад категорически нельзя. Это шараханье, это прекращение, тормоз, а мы не должны быть тормозом для своей системы, не должны замедлять движение к успеху наших учеников».

Какие еще предложения были озвучены во время работы секций: 

— Открыть подготовку по современным педагогическим специальностям.

Уже подготовлены проекты образовательных стандартов поколения 3+. Их особенность в профилизации, которая позволяет оперативно открывать новые востребованные педагогические специальности, такие, как тьютор, медиатор, проектировщик образовательных ресурсов и другие.

— Дать возможность получать абитуриентам целевое направление на любом предприятии. Суть новации в том, что взять целевое направление можно будет в любой организации независимо от места ее размещения. Сейчас получить можно только в сельских населенных пунктах или населенных пунктах, где проживает менее 20 тысяч человек. Также целевое направление дают предприятия, расположенные на территории радиоактивного загрязнения.

— Изменить систему постановки на учет в детские сады. В частности, речь идет об исключении процедуры из перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами, что позволит упростить процесс оформления ребенка в детское дошкольное учреждение. Особенно это актуально для жителей сельской местности, которым необходимо для постановки на учет ехать за десятки километров в город.

— Финансировать часть расходов частных учреждений дошкольного образования за счет бюджетных средств (исходя из количества детей, направляемых туда местными органами в случае отсутствия свободных мест в государственных детских садах).

— Открывать группы для детей дошкольного возраста на первых этажах многоквартирных домов в микрорайонах-новостройках с последующим их использованием под другие цели (магазин, отделение банка и др.)

— Оптимизировать виды учреждений общего среднего образования.

— Создавать научно-образовательно-производственные кластеры для обеспечения качества подготовки профессионалов, которые занимались бы разработкой профессиональных стандартов, внедрением передовых отраслевых технологий, независимой экспертизой качества образования и анализом рынка труда и динамики трудовых ресурсов.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?