Вы здесь

Рыболовы-любители не будут платить за свое хобби


Весна этого года запомнится как период острой борьбы активистов-экологов и рыболовов-любителей против аренды рек. Особую активность проявили жители Гомельской области, о чем подробно писала «Звязда». Заинтересованные ведомства оперативно внесли свои предложения по решению конфликта. В частности, нововведения инициировали специалисты Госинспекции охраны животного и растительного мира в связи с многочисленными обращениями граждан, которые свидетельствовали о нарастании социального напряжения. Указ №247, в соответствии с которым аренда рек запрещена, Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 11 июля. Мы попросили прокомментировать новации представителей профильных ведомств и активиста-эколога.


Привести в соответствие

Указ вступает в силу с 14 января, а к тому времени облисполкомы обязаны привести в соответствие с его требованиями действующие договоры аренды водотоков. Как это будет реализовано на практике, рассказала Ольга Борейша, главный специалист отдела рыболовного хозяйства и индустриального рыбоводства государственного объединения «Белводхоз»:

— Действующие договоры аренды водоемов будут действительны до срока их окончания. Что касается договоров об аренде рек, то в них необходимо внести изменения и исключить платное любительское рыболовство с 14 января 2018 года. Промышленный лов рыбы действующим арендаторам рек будет разрешен до окончания срока действия договоров. То есть, со временем мы придем к тому, что реки будут свободны от арендаторов. Относительно аренды водоемов, то пролонгировать действующий договор или заключить новый можно будет только по согласованию с Президентом.

Татьяна Титова, начальник отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте дополняет:

— Действие указа не коснется тех участков рек, что были переданы в безвозмездное пользование, а не в аренду, — это некоторые реки на территории наших нацпарков, там платное любительское рыболовство сохранится. 

Еще на один аспект указа обратила внимание Татьяна Титова: правительству поручено разработать комплексную схему размещения прудов и обводнения карьеров, пригодных для рыбоводства, на основании которой в дальнейшем эти водные объекты будут сдаваться в аренду для выращивания товарной рыбы.

— Это позволит избежать ситуаций, когда арендаторам для промышленного лова передавались продуктивные рыболовные угодья, которые пользовались популярностью у рыболовов-любителей, — резюмировала специалист.

Кто будет зарыблять реки?

Те, кто выступал за аренду рек, аргументировали свою позицию тем, что арендаторы занимаются зарыблением рек. Между тем Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства обязанность по зарыблению рыболовных угодий фонда запаса возложена на облисполкомы.

Однако, по словам Ольги Борейши, за последние годы областные исполнительные комитеты не тратили средств на зарыбление. Сложилась такая практика, что зарыблением занимаются в пропорции 50 на 50 арендаторы и Белорусское общество охотников и рыболовов.

Зарыбление — довольно непростое дело, поскольку требует определенных затрат и выполнения ряда процедур. Зарыбление осуществляется на основании рыбоводно-биологического обоснования или обоснования на зарыбление, прошедшего государственную экологическую экспертизу. 

— Иногда обыватель думает, что зарыбляют водоемы и реки имеющимся материалом, на самом деле все регламентируется: виды рыб, сроки для каждого конкретного водоема. Сама процедура зарыбления проходит в присутствии комиссии в составе представителей Минприроды, Минсельхозпрода и Госинспекции охраны животного и растительного мира, составляется акт зарыбления, который утверждается Минсельхозпродом, — пояснила Ольга Борейша.

Промышленный лов или браконьерство?

Координатор «Зеленого дозора» по Мозырю Павел Ноздря был одним из инициаторов обращения в государственные органы с целью добиться отмены аренды рек.

— Рыболовы-любители рады, что Указом №247 отменена платная рыбалка. Безусловно, мы позитивно оцениваем тот факт, что власть прислушалась к мнениям экологов и услышала голос рыболовов, — говорит активист.  

Тем не менее, у экологов есть опасения. «Арендаторы будут пользоваться разрешением на промышленный лов рыбы, а по факту заниматься браконьерством», — полагает Павел Ноздря.

Чтобы этого не произошло, необходимо усиление контроля со стороны Госинспекции охраны животного и растительного мира, органов местной власти и общественности. С начала года сотрудники Госинспекции выявили немало нерадивых арендаторов. По мнению Павла Ноздри, очень трудно, практически невозможно проверить, сколько выловили рыбы, так как «у каждой бригады госинспектора не поставишь». Координатор «Зеленого дозора» задается закономерным вопросом: почему на прилавках магазинов мало белорусской речной рыбы.  

— Полагаю, рыба реализуется на «сером» рынке, налоги от ее продажи не поступают в бюджет, — говорит Павел. В связи с этим, вопрос: каким образом утверждали договоры арендаторам, когда те заранее знали, что не смогут выполнить условие о поставке рыбы в торговые сети. То есть, перед утверждением договора арендаторы должны были иметь договоры о реализации рыбы.

Одним словом, придется не только приводить договоры в соответствие с требованиями Указа №247, но и следить за тем, чтобы арендаторы выполняли взятые на себя обязательства. Кстати, среди других прописано и благоустройство береговой линии. Однако не каждый арендатор тратит на это время и средства. Соответственно, выполнение всех соглашений необходимо контролировать как органам власти, так и общественности, а также общими усилиями вести работу с населением с целью повышения экологической культуры.

Оксана ЯНОВСКАЯ

уаnоvskауа@zvіаzdа.bу

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции