Вы здесь

В ТОПе жизненных ценностей у школьников — семья, здоровье, образование


Эмоциональное самочувствие школьника, жизненные ценности и установки старшеклассников, причины возникновения кризисных ситуаций и многие другие важные аспекты оказались в центре внимания республиканского мониторинга, проведенного Национальным институтом образования по заказу Министерства образования.


Уверенность или тревога?

Одним из важнейших показателей эмоционального комфорта личности является удовлетворенность собой и своей жизнью. Как показали ответы старшеклассников, наиболее благоприятной для них является сфера семейных отношений: ими довольно 86,4% опрошенных. В чуть меньшей степени ребята довольны отношениями с одноклассниками и учителями (74 и 76% ответов «удовлетворен»). Рассуждая о завтрашнем дне, большинство учеников старших классов испытывают надежду, оптимизм (71,5%), спокойствие и уверенность (68,3%). В то же время у каждого десятого респондента мысли о будущем вызывают тревогу и неуверенность (11,3%), а около одного процента ответили, что они испытывают страх и отчаяние.

Важный фактор, который обусловливает стрессоустойчивость личности и эффективность преодоления жизненных трудностей, — вера в собственные силы, которая помогает реализовывать свои жизненные цели, идти вперед, несмотря на обстоятельства. Почти две трети респондентов (65,7%) ответили однозначно положительно, что они верят в себя и свои силы. 31,2% хотя и испытывают некоторые сомнения, все же стараются позитивно оценивать свои возможности. Примерно столько же учеников отметили, что для более счастливой жизни и успешного решения проблем им не хватает такого качества, как уверенность в себе. 

«Я подумаю об этом завтра»

В силу гендерных особенностей от неуверенности в себе чаще страдают девушки, юноши же меньше склонны признаваться в своих недостатках, собственных проблемах и в большей степени верят в себя и в собственные силы.

Большинство старшеклассников видят смысл жизни человека, и соответственно смысл своей жизни, в достижении конкретных жизненных целей (69,3%), что вполне соотносится с общей прагматической направленностью современного общества.

Практически две трети опрошенных отметили, что главное в их жизни — это реализация своих способностей и самосовершенствование, что на 13% больше, чем в предыдущем исследовании. На третьей по популярности позиции находятся социально-ориентированные ценностные установки с альтруистической направленностью: отношения с друзьями и стремление приносить пользу и радость окружающим отметила большая половина опрошенных. Далее по степени важности для современных старшеклассников идут такие жизненные ориентиры, как познание окружающего мира (45,8%) и стремление иметь все необходимое для интересной жизни (32,5%). Около 12% опрошенных ответили, что смысл для них заключается в том, чтобы жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне. И менее одного процента участников пока не задумывались над этим вопросом. 

Первое место в иерархии жизненных ценностей учащихся занимает семья (около 85% опрошенных). Далее следуют такие ценности, как здоровье (73,7%) и хорошее образование (65,3%).

Большая половина респондентов также отметили, что для них очень важны отношения с друзьями и любовь (57 и 59 процентов ответов соответственно). Далее следуют такие ценности, как свобода личности, душевность, доброта (приблизительно по 38% ответов). Немаловажное значение для современного поколения имеет и материальное благополучие: оно является жизненным приоритетом для каждого третьего старшеклассника и нередко более важно, чем духовное развитие и самопознание (28% ответов).

Для определенной части учащихся важны развлечения и удовольствия (около 20% ответов). Другие считают приоритетом самореализацию в творчестве и веру в Бога (19,9% и 13,5% соответственно). Завершает список ценностей риск и острые ощущения (7,5% ответов), которые могут воплощаться в различных экстремальных развлечениях.

Грех или право человека?

Базовой установкой, которая помогает преодолевать трудности и предупреждать возникновение кризисного состояния, мыслей и поступков, направленных на саморазрушение, является ощущение ценности и неповторимости своей собственной жизни, представление о себе, как об уникальной личности. Большинство учащихся (73,5%) выразили полное согласие с утверждением «Моя жизнь имеет особую ценность и смысл, какие бы я ни переживал трудности». 21% опрошенных, хотя и с определенной долей сомнения, также склоняются к этой мысли. В то же время есть старшеклассники (их около 5%), которые не видят особой ценности и смысла в своей жизни.

Установку «Если я не достигну того, чего хочу, то все потеряет свой смысл» склонны разделить 13% учащихся. И приблизительно 3% опрошенных требуется квалифицированная психологическая помощь.

Большинство старшеклассников согласны с тем, что, лишая себя жизни, человек поддается влиянию обстоятельств, отказывается бороться. Вообще в отношении проблемы самоубийства наиболее распространены следующие точки зрения: «Самоубийство — это проявление слабости» или «Самоубийство недопустимо, это страшный грех». В то же время около 10 процентов учащихся считают, что самоубийство — личное право человека, мнение, что суицид может быть эффективным способом ухода из жизни, склонны разделить 8,3% учащихся.  

У ребят и девушек преобладает оптимистичный настрой, большинство из них уверены, что в жизни всегда можно найти позитивные моменты. Однако ответы некоторой части старшеклассников свидетельствуют о наличии у них установок, свойственных депрессивному восприятию мира. Так, около 17% опрошенных признались, что им нравятся музыка и стихи, в которых рассказывается об одиночестве человека, безвыходности жизни, уходе в другую реальность...

По мнению специалистов, тревожным симптомом, наряду с другими проявлениями депрессии и дезадаптации, является нездоровый интерес к темам, связанным с потусторонними миром и жизнью, который наблюдается у 15% учащихся.

Определенную роль в формировании подобных установок играют отдельные молодежные субкультуры, которые культивируют темы смерти, одиночества и неземной действительности. Часто это связано с увлечением оккультизмом, магией, чему во многом способствует современная массовая культура.

Осложняет депрессивное состояние свойственная подростковому возрасту склонность замыкаться в себе, нежелание обращаться к взрослым за помощью, делиться своими переживаниями. Около 40% опрошенных старшеклассников склонны считать, что «вряд ли кто-то может понять их внутренний мир, переживания и страдания».

Как утверждают психологи, для профилактики суицидального поведения и депрессивного состояния большое значение имеет умение поддерживать позитивные отношения с окружающими и находить удовольствие в общении с другими людьми, занятыми любимым делом. Но почти каждый десятый старшеклассник сегодня считает компьютерные игры и общение в интернете интереснее реальной жизни.

Когда хочется сбежать из дома...

Причин возникновения кризисных ситуаций в жизни молодых людей много: это переживания из-за несчастной любви (53% респондентов), сложные отношения со сверстниками (49,7%), проблемные отношения с родителями (47,8%), неудачи в учебе (40%), употребление алкоголя и наркотиков (30,8%), страх наказания или позора, боязнь не оправдать ожидания родителей, конфликты с учителем, унижение, давление со стороны педагога...

Выяснилось, что далеко не все старшеклассники могут рассказать родителям о том, что их волнует: 27% учащихся отметили, что они могут лишь изредка обсудить с ними свои проблемы. Около восьми процентов родителей также констатировали, что их ребенок очень редко делится своими переживаниями. Чаще всего старшеклассники обсуждают в семье вопросы, связанные с учебой и выбором профессии, вопросы, касающиеся их увлечений, взаимоотношений с одноклассниками и друзьями. В то же время лишь около половины опрошенных ответили, что они могут обсудить с родителями вопросы смысла и целей жизни, еще реже старшеклассники могут пообщаться с родителями о взаимоотношениях с другим полом, о ценностях, на которых нужно строить свою жизнь.

И вот еще несколько цифр для размышления: 8% старшеклассников испытывают постоянный страх быть наказанными родителями. Около 13 процентов постоянно боятся осуждения с их стороны, и более 5% подростков ответили, что родители применяют по отношению к ним физические меры наказания.

3,5 процента опрошенных постоянно сталкиваются в семье с ситуациями, когда им хочется убежать из дома (15,4% сообщили, что такие мысли иногда у них возникают). И около 5% опрошенных сказали, что они не чувствуют себя дома в безопасности.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

КОЗЕРОГ. На этой неделе придется собраться — от вас потребуются стойкость и терпение.

Общество

Как обезопасить себя от нитратов?

Как обезопасить себя от нитратов?

Медики советуют налегать на весеннюю зелень.

Экономика

Кто, на что и на каких условиях сегодня может получить кредит

Кто, на что и на каких условиях сегодня может получить кредит

С первых дней февраля Беларусбанк возобновил кредитование покупки квартир на вторичном рынке жилья и в уже сданных новостройках.

Общество

Вместо «Антоновки» — «Имант»? «Яблочные» заботы белорусских селекционеров

Вместо «Антоновки» — «Имант»? «Яблочные» заботы белорусских селекционеров

Хочешь быть молодым — ешь яблоки, хочешь быть здоровым — ешь яблоки, хочешь быть умным — ешь яблоки.