Вы здесь

В Минске обсудили актуальные проблемы школьного образования


Какие битвы разворачиваются на семейной кухне?

«Образовательные запросы родителей и школьников нужно не только удовлетворять, но и формировать», — такое мнение высказал в ходе городского форума педагогических работников «Столичное образование: базовые ценности в современном формате» председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил МИРОНЧИК. 


Творческий взгляд на школьную действительность воспитанников учреждений дополнительного образования столицы.

«За державу обидно...»

Сейчас в столице функционирует 241 учреждение общего среднего образования. Разнообразные по типам и видам, они способны дать школьникам образование различного уровня в соответствии с их потребностями.

— Причем запросы на повышенный уровень образования в городе возрастают. И мы реагируем на этот вызов, — подчеркнул председатель комитета. — Пятую часть от всех учреждений общего среднего образования в Минске составляют гимназии и лицеи. Географически они доступны для жителей всех районов города. Повышенный уровень изучения предметов обеспечивают также сеть профильных классов и факультативы. За два года в каждом столичном районе сформировались свои модели профильного обучения. В городе достигнуты оптимальное соотношение базовых и профильных классов. В 2015/2016 учебном году в процентном выражении они составляли 49 к 51. В прошлом — 47 к 53. В новом учебном году соотношение будут примерно такие же.

Глава столичной системы образования с удовлетворением отметил значительное увеличение в городе количества учреждений, которые открывают классы и группы профессиональной направленности, особенно педагогические. Кстати, эффективность этой работы подтверждается тем, что 72% выпускников, получивших рекомендации для поступления на педагогические специальности, продолжат свое обучение по выбранному профилю, но уже в вузе.

На более ранних ступенях обучения индивидуальные потребности и способности детей реализуются через систему факультативов. В прошлом учебном году на них было выделено 28 667 часов. Самые востребованные — гуманитарный, естественно-математический, спортивный, общеразвивающий и музыкальный профиле. А на последних позициях в рейтинге — факультативы технологического, экологического и военно-патриотического содержания. 

«Мы не можем упрекать родителей за их стремление дать детям бесплатное языковое или эстетическое образование. Но, как говорится, «за державу обидно», так как военно-патриотический профиль на первой и второй ступенях школы практически не востребован, — поделился своими мыслями с педагогами Михаил Мирончик. — Цифры — вещь упрямая. Только вдумайтесь: от общего количества часов, выделенных на факультативы, на занятия военно-патриотического направления приходится лишь 0,2 часа в среднем по городу. Отчасти это характеризует работу педагогических коллективов по военно-патриотическому воспитанию. Не лучше ситуация складывается и с факультативами технологической направленности. И это в условиях актуализации трудового воспитания...»

Рабочие профессии не предлагать

Показателей, характеризующих эффективность столичной системы образования, много: 100% дошкольников подготовлены к обучению в школе; 76% выпускников минских школ продолжит обучение в высших учебных заведениях; с 2000 года команда города лидирует на республиканских предметных олимпиадах; минские школьники ежегодно становятся победителями и призерами международных олимпиад и конкурсов; в систему общего среднего образования интегрировано 76% от общего количества детей школьного возраста с особенностями психофизического развития и так далее. Но и они требуют критического осмысления. Взять то же устройство в жизни выпускников школ. В течение многих лет в столице сохраняется диспропорция между количеством выпускников, поступающих в профессионально-технические и высшие учебные заведения: сегодня это соотношение 1 к 14. Только 13,5% выпускников базовой и 5,3% выпускников средней школы будут обучаться в учреждениях системы профтехобразования. 

— Согласитесь, что это своего рода оценка нашей работы по профориентации, повышению привлекательности системы профтехобразования для молодежи и формированию заказа на образовательные услуги, — обратился к участникам форума Михаил Мирончик. — При этом городу очень нужны квалифицированные рабочие кадры. К сожалению, мы пока не можем серьезно повлиять на позицию родителей, которые считают, что хоть какой-нибудь диплом о высшем образовании их ребенок должен получить, нередко без мотивации к профессиональной деятельности и перспектив трудоустройства по специальности. Надеемся, что внедрение допрофильной и допрофессиональной подготовки изменит эту ситуацию... В масштабах города уже делаются первые шаги, в частности разработаны маршруты производственного туризма; в учреждениях дополнительного образования вводятся новые направления допрофессиональной подготовки. Эффективные решения мы ожидаем и от управлений и учреждений образования.

Амбиции или потребность времени?

Объективный материал для оценки качества образования дают результаты централизованного тестирования как одного из элементов внешнего контроля качества знаний. В этом году в ЦТ приняли участие почти 90% выпускников минских школ. Средний набранный балл по всем предметам — 47,1, а по французскому, немецкому языкам и химии — более 50 баллов. По сравнению с областными центрами средний балл у выпускников минских школ выше по девяти предметам. 

Абсолютные результаты (100 баллов) показали в этом году по стране 303 участника ЦТ в 314 случаях, почти треть из них — выпускники минских школ, это больше, чем в прошлом году. По двум предметам 100 баллов набрали 11 абитуриентов, четверо из них — минские школьники (выпускники гимназий №№7, 13, 41 и лицея №1).  

Об уровне знаний учащихся, завершивших обучение в начальной школе, в определенной степени можно судить по результатам вступительных испытаний в 5-е классы гимназий. В этом году в них участвовало почти третья часть от общего количества выпускников 4-х классов. 88% из них получили оценки от 8 до 10 баллов. Михаил Мирончик констатирует: с 2014 по 2017 год более чем в три раза увеличилось количество учеников, которые в сумме набрали максимальные 60 баллов. Сегодня это каждый десятый из тех, кто принимал участие в конкурсном отборе.

— Результаты достойные, но нам еще предстоит их проанализировать, как и другие нюансы формирования гимназических классов. Пока же налицо мощная мотивация родителей к обучению детей в гимназиях и использование всех возможных путей их подготовки к вступительным экзаменам. К сожалению, нередко поступление ребенка в гимназию становится удовлетворением именно родительских амбиций, — считает председатель комитета по образованию. — Наверное, их можно понять, хотя и трудно. Если у трети четвероклассников настольными книгами являются сборники текстов для вступительных испытаний, — это должно нас как минимум насторожить. Родителям нужно помочь осознать, что у школы, кроме главной задачи по обучению детей, есть и другие: это формирование и развитие у младших школьников социальных компетенций, исследовательских навыков, качеств личности, которые во многом определяют успешность обучения на более высоких ступенях получения образования.

Маленькие хамелеоны...

Отдельно Михаил Мирончик остановился на воспитательных аспектах в педагогической работе:

— Главной задачей для нас было, есть и будет воспитание патриотизма, чувства гордости за страну и готовность отстаивать ее национальные интересы в любой ситуации. Много было сказано проникновенных и правильных слов на эту тему: о том, что у патриотического воспитания нет границ; что идеология пронизывает все стороны образовательного процесса; говорили о роли учителя как проводника патриотических взглядов; о сохранении исторической памяти белорусского народа; о необходимости создавать условия для проявления молодыми людьми гражданской самостоятельности и ответственности и о многом другом. Но инфляция слов, в последнее время имеющая место, не может и не должна заслонить суть идей патриотического воспитания.

Председатель комитета по образованию уверен: арена идеологических сражений — это не только международные дискуссии или дебаты на всех телевизионных каналах, как правило, с участием одних и тех же лиц. Это также и беседы родителей на кухне, и разговоры с друзьями во дворе, и повседневные контакты с одноклассниками и учителями в школе. 

— Новый формат идеологического воспитания, на наш взгляд, заключается в формировании у детей, их родителей и педагогов внутренних гражданских оценочных позиций. А для этого необходимо, чтобы у взрослых слова не расходились с поступками, и они были для детей во всех ситуациях — от бытовых до общественно-политических — эталоном честности и твердости убеждений. Чтобы дети перестали быть такими хамелеонами, манипуляторами, которые знают, в какой ситуации, кому и что сказать и что сделать (этому они у нас научились!), — поделился своим видением проблемы Михаил Мирончик. — Задача перед нами стоит непростая — формировать у детей осознанную потребность всегда быть самими собой, быть такими, как их учили, — нужными своей семье, обществу и стране.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

В  Беларуси отработало 65 % аттракционов (160 штук), а многие работают и свыше 30 лет.

Экономика

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

За последние несколько месяцев рынок вторичного жилья заметно оживился.

Общество

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

В стране на 11 % снизилось общее количество обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей.

Общество

В Беларуси исследуют вакцину против рака

В Беларуси исследуют вакцину против рака

Продолжается научное исследование ДНК-вакцины против рака в рамках белорусско-американского проекта.