Вы здесь

В Минске обсудили актуальные проблемы школьного образования


Какие битвы разворачиваются на семейной кухне?

«Образовательные запросы родителей и школьников нужно не только удовлетворять, но и формировать», — такое мнение высказал в ходе городского форума педагогических работников «Столичное образование: базовые ценности в современном формате» председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил МИРОНЧИК. 


Творческий взгляд на школьную действительность воспитанников учреждений дополнительного образования столицы.

«За державу обидно...»

Сейчас в столице функционирует 241 учреждение общего среднего образования. Разнообразные по типам и видам, они способны дать школьникам образование различного уровня в соответствии с их потребностями.

— Причем запросы на повышенный уровень образования в городе возрастают. И мы реагируем на этот вызов, — подчеркнул председатель комитета. — Пятую часть от всех учреждений общего среднего образования в Минске составляют гимназии и лицеи. Географически они доступны для жителей всех районов города. Повышенный уровень изучения предметов обеспечивают также сеть профильных классов и факультативы. За два года в каждом столичном районе сформировались свои модели профильного обучения. В городе достигнуты оптимальное соотношение базовых и профильных классов. В 2015/2016 учебном году в процентном выражении они составляли 49 к 51. В прошлом — 47 к 53. В новом учебном году соотношение будут примерно такие же.

Глава столичной системы образования с удовлетворением отметил значительное увеличение в городе количества учреждений, которые открывают классы и группы профессиональной направленности, особенно педагогические. Кстати, эффективность этой работы подтверждается тем, что 72% выпускников, получивших рекомендации для поступления на педагогические специальности, продолжат свое обучение по выбранному профилю, но уже в вузе.

На более ранних ступенях обучения индивидуальные потребности и способности детей реализуются через систему факультативов. В прошлом учебном году на них было выделено 28 667 часов. Самые востребованные — гуманитарный, естественно-математический, спортивный, общеразвивающий и музыкальный профиле. А на последних позициях в рейтинге — факультативы технологического, экологического и военно-патриотического содержания. 

«Мы не можем упрекать родителей за их стремление дать детям бесплатное языковое или эстетическое образование. Но, как говорится, «за державу обидно», так как военно-патриотический профиль на первой и второй ступенях школы практически не востребован, — поделился своими мыслями с педагогами Михаил Мирончик. — Цифры — вещь упрямая. Только вдумайтесь: от общего количества часов, выделенных на факультативы, на занятия военно-патриотического направления приходится лишь 0,2 часа в среднем по городу. Отчасти это характеризует работу педагогических коллективов по военно-патриотическому воспитанию. Не лучше ситуация складывается и с факультативами технологической направленности. И это в условиях актуализации трудового воспитания...»

Рабочие профессии не предлагать

Показателей, характеризующих эффективность столичной системы образования, много: 100% дошкольников подготовлены к обучению в школе; 76% выпускников минских школ продолжит обучение в высших учебных заведениях; с 2000 года команда города лидирует на республиканских предметных олимпиадах; минские школьники ежегодно становятся победителями и призерами международных олимпиад и конкурсов; в систему общего среднего образования интегрировано 76% от общего количества детей школьного возраста с особенностями психофизического развития и так далее. Но и они требуют критического осмысления. Взять то же устройство в жизни выпускников школ. В течение многих лет в столице сохраняется диспропорция между количеством выпускников, поступающих в профессионально-технические и высшие учебные заведения: сегодня это соотношение 1 к 14. Только 13,5% выпускников базовой и 5,3% выпускников средней школы будут обучаться в учреждениях системы профтехобразования. 

— Согласитесь, что это своего рода оценка нашей работы по профориентации, повышению привлекательности системы профтехобразования для молодежи и формированию заказа на образовательные услуги, — обратился к участникам форума Михаил Мирончик. — При этом городу очень нужны квалифицированные рабочие кадры. К сожалению, мы пока не можем серьезно повлиять на позицию родителей, которые считают, что хоть какой-нибудь диплом о высшем образовании их ребенок должен получить, нередко без мотивации к профессиональной деятельности и перспектив трудоустройства по специальности. Надеемся, что внедрение допрофильной и допрофессиональной подготовки изменит эту ситуацию... В масштабах города уже делаются первые шаги, в частности разработаны маршруты производственного туризма; в учреждениях дополнительного образования вводятся новые направления допрофессиональной подготовки. Эффективные решения мы ожидаем и от управлений и учреждений образования.

Амбиции или потребность времени?

Объективный материал для оценки качества образования дают результаты централизованного тестирования как одного из элементов внешнего контроля качества знаний. В этом году в ЦТ приняли участие почти 90% выпускников минских школ. Средний набранный балл по всем предметам — 47,1, а по французскому, немецкому языкам и химии — более 50 баллов. По сравнению с областными центрами средний балл у выпускников минских школ выше по девяти предметам. 

Абсолютные результаты (100 баллов) показали в этом году по стране 303 участника ЦТ в 314 случаях, почти треть из них — выпускники минских школ, это больше, чем в прошлом году. По двум предметам 100 баллов набрали 11 абитуриентов, четверо из них — минские школьники (выпускники гимназий №№7, 13, 41 и лицея №1).  

Об уровне знаний учащихся, завершивших обучение в начальной школе, в определенной степени можно судить по результатам вступительных испытаний в 5-е классы гимназий. В этом году в них участвовало почти третья часть от общего количества выпускников 4-х классов. 88% из них получили оценки от 8 до 10 баллов. Михаил Мирончик констатирует: с 2014 по 2017 год более чем в три раза увеличилось количество учеников, которые в сумме набрали максимальные 60 баллов. Сегодня это каждый десятый из тех, кто принимал участие в конкурсном отборе.

— Результаты достойные, но нам еще предстоит их проанализировать, как и другие нюансы формирования гимназических классов. Пока же налицо мощная мотивация родителей к обучению детей в гимназиях и использование всех возможных путей их подготовки к вступительным экзаменам. К сожалению, нередко поступление ребенка в гимназию становится удовлетворением именно родительских амбиций, — считает председатель комитета по образованию. — Наверное, их можно понять, хотя и трудно. Если у трети четвероклассников настольными книгами являются сборники текстов для вступительных испытаний, — это должно нас как минимум насторожить. Родителям нужно помочь осознать, что у школы, кроме главной задачи по обучению детей, есть и другие: это формирование и развитие у младших школьников социальных компетенций, исследовательских навыков, качеств личности, которые во многом определяют успешность обучения на более высоких ступенях получения образования.

Маленькие хамелеоны...

Отдельно Михаил Мирончик остановился на воспитательных аспектах в педагогической работе:

— Главной задачей для нас было, есть и будет воспитание патриотизма, чувства гордости за страну и готовность отстаивать ее национальные интересы в любой ситуации. Много было сказано проникновенных и правильных слов на эту тему: о том, что у патриотического воспитания нет границ; что идеология пронизывает все стороны образовательного процесса; говорили о роли учителя как проводника патриотических взглядов; о сохранении исторической памяти белорусского народа; о необходимости создавать условия для проявления молодыми людьми гражданской самостоятельности и ответственности и о многом другом. Но инфляция слов, в последнее время имеющая место, не может и не должна заслонить суть идей патриотического воспитания.

Председатель комитета по образованию уверен: арена идеологических сражений — это не только международные дискуссии или дебаты на всех телевизионных каналах, как правило, с участием одних и тех же лиц. Это также и беседы родителей на кухне, и разговоры с друзьями во дворе, и повседневные контакты с одноклассниками и учителями в школе. 

— Новый формат идеологического воспитания, на наш взгляд, заключается в формировании у детей, их родителей и педагогов внутренних гражданских оценочных позиций. А для этого необходимо, чтобы у взрослых слова не расходились с поступками, и они были для детей во всех ситуациях — от бытовых до общественно-политических — эталоном честности и твердости убеждений. Чтобы дети перестали быть такими хамелеонами, манипуляторами, которые знают, в какой ситуации, кому и что сказать и что сделать (этому они у нас научились!), — поделился своим видением проблемы Михаил Мирончик. — Задача перед нами стоит непростая — формировать у детей осознанную потребность всегда быть самими собой, быть такими, как их учили, — нужными своей семье, обществу и стране.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Выбор редакции

Экономика

Продовольственная безопасность. Овощей и картофеля хватит всем

Продовольственная безопасность. Овощей и картофеля хватит всем

Кстати, часть этой продукции направим на экспорт, в частности клюкву.