Вы здесь

Киноплакат как уникальный знак времени


Это удивительно, как художники киноплаката могли изящно передать идеологические формулировки и собственное отношение к материалу. Красный конь как символ революции — не подкопаешься. Но если обратить внимание на детали, становится очевидно, что конь на плакате обезумевший, необузданный, опасный, что символ не такой простой и точный, а киноплакат — не просто реклама, а настоящее искусство. Мы пришли на выставку "Белорусский кинематограф 1920-1930-х годов в киноплакате" в Музей истории белорусского кино и попали на эксклюзивную экскурсию киноведа, исследователя и директора музея Игоря Авдеева. На каждом из плакатов выходные данные, тираж кажется большим — тысячи экземпляров. 


— По тиражу плаката можно судить о месте фильма в кинопрокате и его значимости с точки зрения кинопроизводителей. Как, впрочем, и по количеству вариантов плаката к одному фильму: печаталось от одного до пяти, а в некоторых случаях даже до десяти! В нашей экспозиции, например, представлено сразу три плаката к фильму "Кастусь Калиновский": один из них, на белорусском языке, выпущенный для белорусскоязычных зрителей большим, учитывая размеры нашей киносети, тиражом в 1000 экземпляров; два остальных варианта с пятнадцатитысячным тиражом каждый предполагались для русскоязычной аудитории. Говоря о киноплакате 1920—1930-х годов, надо понимать, что в те времена не было привычных нам средств информации вроде интернета и телевидения, радио находилось в зачаточном состоянии, поэтому помимо черно-белых газет главную рекламно-информационную функцию в отношении новинок кино носил цветной, большой по размеру плакат. От его качества зависит коммерческий успех картины, поэтому перед художником ставилась двойная задача: надо было одной композицией передать основной пафос и смысл фильма и в то же время заставить пойти на сеанс. Искались авторы, способные это сделать, и в борьбе за зрителя дело поручалось нескольким художникам в надежде на то, что плакат хотя бы одного из них (а лучше — всех одновременно) вызовет массовый приток публики.  

— А с чего начиналась работа? Чтобы попросить художника написать киноплакат, надо дать ему возможность увидеть фильм первым.  

— Иногда ему давали такую ​​возможность, а иногда обеспечивали только комплектом рекламных фотографий с ключевыми моментами действия картины (фотограф фиксировал их, стоя рядом с камерой). Комплект передавался прокатным конторам для оформления рекламных стендов и использования в газетных публикациях. С такими фото работали и художники, иногда полностью копировали изображения из снимков. Например, плакат фильма "Золотые огни" явно сделан на основе рекламной фотографии. В композиции автор объединил парочку, сидящую под кустом и поющую, и электростанцию, которая излучает каскад света и озаряет персонажей. И таким образом передал пафос фильма: счастливая жизнь советских людей связана с индустриализацией.

— Выходные данные некоторых плакатов свидетельствуют, что они напечатаны в Москве.  

— Центрами кинопрокатного дела, соответственно и производства киноплакатов, в 1920—1930-е годы были Москва и Ленинград. Киностудия художественных фильмов «Советская Белоруссия» с 1928 года до 1939-го находилась в Ленинграде, где было проще и плакаты заказывать. Надо же понимать, что белорусское кино создавалось фактически на "голом поле": таких предпосылок его возникновения, как во Франции или России, здесь не было. Ведь что такое кино? — результат усилий группы частных предпринимателей, которые увидели в нем коммерческую и художественную перспективу. Деятели этой сферы постепенно учились и становились режиссерами, операторами и так далее. В Беларуси, когда было решено наладить кинопроизводство, не было ни одного профессионального кинематографиста. Афиши и плакаты к фильмам также производились "кустарно", в единичных экземплярах. Поэтому над плакатами белорусских картин работала интернациональная плеяда талантливых мастеров. Среди них из Беларуси был только один — Михаил Векслер, который родился в Витебске, учился в знаменитом Витебском художественном училище у Пэна и Шагала, а потом реализовал свой талант в Москве и Ленинграде.

— Тогда у меня вопрос к вашей исследовательской работе. Где вам довелось искать материал?

— В основном в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Поиски проводились на собственном энтузиазме, у музея длительное время не было ресурсов на исследовательскую работу, почему она и растянулась почти на пятнадцать лет. Но, думается, не зря. Неоднократно к нам обращались иностранные коллекционеры с настоятельной просьбой продать образцы киноплакатного искусства из нашей коллекции. Например, сделанный с использованием типично конструктивистских приемов плакат к "Ненависти" или плакат к фильму "В огне рожденная" (первоначально — "Великан") с броской авангардистской образностью. Под великаном понималась молодая белорусская республика, которая вырастает в виде яркой фигуры на фоне темного прошлого, а на ней — изображения персонажей, т.е. судьбы тысяч людей в их противоречивой борьбе за светлое будущее. По-своему уникален и плакат к фильму "Лесная быль": художник Борис Клинч, человек дореволюционной закваски, не просто передал основной пафос картины, но и выразил личное отношение к материалу. Одной деталью — бешеным глазом красного коня, символа революции, представив его бесконтрольной стихией, результаты действия которой абсолютно непредсказуемы.  

— А на плакате фильма "Проститутка", как представляется, ресторан показан как злачное место.  

— На выставке мы повесили вместе плакаты к трем фильмам, претендующим на роль первой белорусской картины. Если смотреть в производственные планы "Белгоскино", первенцем должен был стать "Кастусь Калиновский". Ничего удивительного для периода национального возрождения и активной белорусизации: почти все задуманные тогда кинопроекты были направлены на историю белорусского народа. К сожалению, приглашенный режиссер с опытом масштабных постановок Владимир Гардин смог снять "Калиновского" только в 1927 году. И Юрий Тарич, который в 1925-м согласился поставить "Лесную быль", вдруг переключился на работу в Москве над более привлекательным для него проектом "Крылья холопа", а "Лесная быль" вышла на экран только под конец 1926-го. В результате первой в производство пошла "Проститутка", последняя в планах "Белгоскино". Способствовала политическая конъюнктура. Фильм задумывался как научно-просветительское произведение о борьбе с проституцией, а получилась социальная драма на фоне ужасов нэпа: направление государства менялось, и нужно было с помощью кино создать негативный образ новой экономической политики. Первым к массовому зрителю дошла все же "Лесная быль", именно в ее титрах впервые увидели подпись "Производство "Белгоскино".

— Вы, наверное, отбирали киноплакаты для выставки в том числе по художественным качествам.  

— Плакат тех пор интересен сам по себе как уникальный элемент кинопроцесса. Иногда как художественное произведение он даже более совершенен, чем фильм. Мы старались собрать все образцы жанра, касающиеся белорусского кино того периода. Несколько плакатов остаются единственным свидетельством существования фильмов. Например, "Отель "Савой" — уникальная картина советского кино об истории бунта одной из частей Красной армии в Могилеве из-за плохого снабжения. Картина не сохранилось, но по плакату мы можем представить драматизм ее содержания, подчеркнутый напряженными фигурами героев, четкой двухцветной графикой, ломаной линией названия. Здесь все свелось к детективной интриге, непонятно, что фильм рассказывает о бунте красноармейцев, но, возможно, автор подумал в, что в таком виде плакат привлечет больше зрителей, так как не все любили Красную армию и не все принимали советскую власть. Или картина "Высота 88,5" — еще одно уникальное явление в советском кинематографе — военно-оборонительный фильм, который использовался для военной подготовки населения и рассказывал, как подразделению Красной армии действовать в условиях окружения, опираясь на помощь местных жителей. В середине 1930-х, когда воцарилась другая военная доктрина, согласно которой советская армия могла только победно наступать, "Высота 88,5" оказалась ненужной, и от нее остался только киноплакат.  

— По каким причинам тот или иной белорусский фильм оказался потерянным?

— Судьбы кино, как и судьбы общества, были связаны с изменениями в курсе партии. Был даже такой анекдот: "Его мнение изменилось вместе с курсом партии". Многое из снятого в 1920-х годах в середине следующего десятилетия уже не демонстрировалась. В результате "чистки" советского кинофонда в 1937 году с экрана была снята и половина белорусских художественных лент: некоторые навсегда, некоторые временно для перемонтажа. Если в 1920-х политика центра способствовала расцвету национального кино, в 1930-е началось создание моногосударства с единственным сообществом "советский народ". Много фильмов пропало во время перевода советского кинофонда с горючей пленки на негорючую. Просто из соображений экономии. Их не оставили даже для истории, ценность вещей не осознавалась, хотя как памятник культуры интересен любой фильм — либо редкой работой известного в дальнейшем актера, либо отражением городов и местечек. Например, "Джентльмен и петух", сохранившийся только в нескольких частях, дает представление о виде потерянного дворца XVIII века под Витебском и явно мог бы поспособствовать его восстановлению.

— Смотрю, на плакате к фильму "Первый взвод" написано не просто "звуковой фильм", а "звуковой говорящий фильм".

— Да, это особенности тогдашней рекламы. "Первый взвод", кстати, — белорусскоязычная картина. Интересно, что первые звуковые фильмы снимали на белорусском языке. Актеры, в основном российские (наших снимали очень редко), произносили свои реплики на белорусском, а уже после делалось дублирование для широкой русскоязычной аудитории. В немой период фильмы на территории Беларуси демонстрировались с титрами на четырех официальных языках соответственно четырем официальным — белорусском, русском, польском и идиш. В период начала звукового кино картины выпускались и на других языках: существовал вариант фильма "Возвращение Нэйтана Беккера" на идиш, который широко демонстрировался за рубежом, в том числе в кинопрокате США. Хотя по сюжету каменщик Нейтан Беккер возвращается из Америки, где искал лучшую жизнь, и убеждается, что на советской родине лучше. Картина интересна тем, что в ней сыграл всемирно известный актер и общественный деятель Соломон Михоэлс, убитый потом под Минском. К тому же "Возвращение Нейтана Беккера" показывает, как выглядело довоенное еврейское местечко. Чем старые фильмы и интересные: это своеобразная машина времени, которая позволяет ответить на вопрос: а как же было тогда, 80 или 90 лет назад?

Беседовала Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Музыка

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.

Регионы

Брестчина отметила юбилей

Брестчина отметила юбилей

Подарки к празднику и славная история.

Общество

Как люди с инвалидностью меняют мир к лучшему

Как люди с инвалидностью меняют мир к лучшему

Интерес к жизни плюс вдохновение.