Документ «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр—Висла: от стратегии к планированию» вызвал много вопросов, в том числе экологических, как у специалистов, так и у общественности. С чем это связано, мы и попытались разобраться.
Маршрут с историей
Е-40 — водный путь длиной более 2 тысяч км, который проходит по территории Польши, Беларуси и Украины и соединяет Балтийское и Черное моря через Гданьск — Варшаву — Брест — Пинск — Мозырь — Киев — Херсон.
История создания этой водной трассы начинается во второй половине XVII века, когда в 1655 году на сейме Речи Посполитой была впервые озвучена идея строительства судоходного канала, который бы соединял бассейны Припяти и Буга. Но первые грузы по новому водном пути, в состав которого вошел и расположенный на территории Беларуси Днепровско-Бугский канал, пошли только в 1784 году. С течением времени этот водный путь перестал эксплуатироваться, и сегодня он судоходный только на некоторых участках.
Несколько лет назад о восстановлении древнего пути заговорили заинтересованные стороны во всех странах-соседях. Так, партнерами проекта «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр—Висла: от стратегии к планированию» выступают организации из Беларуси, Польши и Украины. Среди них — Администрация маршала Люблинского воеводства (Польша), Общество регионального и местного развития «Прогресс» (Польша), Волынское областное управление водных ресурсов (Украина), ОО «Волынская ассоциация ученых и инноваторов» (Украина). Участниками с белорусской стороны являются РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» (ведущий партнер проекта), Брестский облисполком и местный фонд содействия развитию международного диалога и сотрудничества «Интеракция».
Общий бюджет проекта — 912 657 евро, из них 821 281 евро составляет софинансирование ЕС, а 91 376 евро — вклад партнеров.
На территории нашей страны в проект включены Днепровско-Бугский канал, реки Мухавец (бассейн Балтийского моря), Пина и Припять (бассейн Черного моря). Восстановление водного пути Е-40 предусматривает возведение гидротехнических сооружений на Припяти и Днепровско-Бугском канале, увеличение габаритов фарватера и многое другое.
В 2015 году была создана трансграничная комиссия по вопросам развития водно-транспортного соединения Е-40. В комиссии совместно работают представители областных властей, министерств, научно-исследовательских институтов, транспортных и логистических предприятий и природоохранных организаций Беларуси, Польши и Украины.
Андрей Рекеш, секретарь комиссии по вопросам развития водно-транспортного соединения Е-40 на участке Днепр—Висла, утверждает, что проект перспективен во многих аспектах:
— Проходя сразу через три страны, водный маршрут Е-40 может стать и основой для развития нового туристического продукта в регионе — трансграничных речных круизов. Туристы смогут посетить красивейшие города (Гданьск, Варшаву и Киев), осмотреть пущи белорусско-польского пограничья. Еще одним перспективным направлением может стать рыболовный туризм. Более того, при должном развитии инфраструктуры пляжи рек, по которым будет пролегать водный путь Е-40, смогут составить конкуренцию морским курортам.
Эксперт считает, что восстановление водно-транспортного соединения Е-40 позволит перевозить до 4 млн тонн грузов ежегодно. С помощью этой транспортной артерии будут интенсивно развиваться экономические отношения между Польшей, Беларусью и Украиной. А благодаря морским портам Гданьска и Одессы, товары, которые будут перевозиться по водному пути Е-40, могут доставляться в любую точку мира.
Кроме того, по словам Андрея Рекеша, речной транспорт значительно превосходит «сухопутные» альтернативы большими объемами грузоперевозок. Так, баржа-площадка грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов по 50 тонн или 45 грузовых автомобилей-двадцатитонников. При этом баржи могут преодолевать сотни километров по течению реки без горючего.
Природа — в приоритете
Но не навредит ли реализация этого проекта ценным природным территориям Беларуси? Вдоль водного пути в пределах страны расположен Национальный парк «Припятский», Полесский радиационно-экологический заповедник, а также 11 заказников республиканского значения и 6 — местного. 12 из этих объектов имеют международное значение — они охраняются Рамсарской конвенцией и являются территориями, важными для птиц.
По словам начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Николая Свидинского, пока не разработаны полноценные документы, касающиеся оценки воздействия на окружающую среду, трудно говорить о конкретных изменениях в природе, которые могут произойти при реализации проекта. Но уже понятно, что участки, через которые пройдет Е-40, требуют особого внимания.
— Припятское Полесье — очень ценные природные территории для Европы, с большим количеством редких видов животных и растений, где сосредоточены важные пути миграции рыб и птиц, — отметил Николай Иванович. — И изменение гидрологического режима рек (углубление их и строительство шлюзов) может негативно повлиять на их обитателей.
Открытие шлюзов, что соединят бассейны Балтийского и Черного морей, может спровоцировать появление в акватории белорусских рек нетипичных, чужеродных видов. Существует большой риск деградации ценных пойменных экосистем и связанных с ними лесных массивов и водноболотных угодий, а также изменения видового состава водных и околоводных животных.
Кроме того, не надо забывать и о вопросах радиологической безопасности. Проходя через территорию Полесского радиационно-экологического заповедника, суда могут затронуть загрязненные донные отложения. И невозможно не думать, что через некоторое время они могут попасть, например, в акваторию Киевского водохранилища.
— Именно поэтому к планам по восстановлению водного пути Днепр-Висла нужно относиться очень серьезно и осторожно, — уверен Николай Свидинский. —Необходим их глубокий научный анализ, проведение доскональной оценки воздействия на окружающую среду с учетом всех возможных как положительных, так и негативных последствий, а также широкое общественное обсуждение.
При этом, по словам начальника управления, при реализации любого проекта нужно помнить о приоритете сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, предусмотренном Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
— Е-40 — это не единственный объект, а многие территории со своими особенностями, условиями. И на каждом конкретном участке нужно просчитать все возможные риски, минимизировать их, сделать все технически и экологически правильно, — подчеркнул Николай Свидинский.
Нацпарк "Припятский": категорически против
«Строительство водного пути Е-40 на участке Днепр—Висла, который проходит через территорию Национального парка, категорически недопустимо. Проведение каких-либо работ на реке Припять, которая находится в пределах парка, неприемлемо, потому что каждое вмешательство приведет к нарушениям и негативным воздействиям на природные комплексы, — заявил генеральный директор ГПУ "Национальный парк" Припятский "Степан Бамбиза. — Общеизвестный факт, что наибольший интерес в плане сохранения биоразнообразия животного и растительного мира представляет собой участок реки Припять в пределах нашего Нацпарка. Он имеет статус ключевой ботанической территории, то есть той, которая характеризуется исключительным ботаническом богатством».
По словам Степана Бамбизы, Нацпарк является тем местом на Полесье, которое наиболее сохранилось, где собрано исключительное разнообразие зверей и птиц, растений лугов и лесов, болот и водоемов, которому нет аналогов в мире.
«Строительство водного пути Е-40 ставит под сомнение не только существование Национального парка« Припятский», но и других особо охраняемых природных территорий, расположенных вдоль реки Припять, — отмечает Степан Бамбиза. — Выпрямление реки, ее углубление, возведение любых гидротехнических сооружений спровоцирует еще большее нарушение гидрологического режима и как следствие — приведет к необратимым процессам в природных комплексах».
В Нацпарке «Припятский» пояснили, что в последние годы из-за аномальной жары, даже без вмешательства в основную артерию Полесья — реку Припять, наблюдаются негативные процессы. К ним можно отнести усыхание на огромных территориях лесных массивов, как лиственных, так и хвойных пород. Ослабленные насаждения массово уничтожают древесные вредители, только в этом году в «Припятском» отведено под сплошные санитарные рубки 150 га хвойных насаждений, и это только начало потерь, предупредить которые невозможно.
Степан Бамбиза также обратил особое внимание на то, что при проектировании водного пути Е-40 никаких согласований с администрацией Национального парка не делалось, разработка предложений по строительству гидротехнических сооружений, в том числе и на территории парка, происходило в закрытом, даже, можно сказать, секретном режиме.
Поддержка соседа
Польские коллеги согласны с мнением белорусских экологов. Как отметил Пшемыслав Навроцкий, представитель польской коалиции «Спасем реки» (Rаtujmу rzеkі), разработчики технико-экономического обоснования ссылаются на директивы Европейской комиссии, в частности, на «Европейскую белую книгу транспорта» 2011 года. В этой книге говорится, что 30% грузов, перевозимых автомобилями по территории Польши, должны перейти к другим видам транспорта. Но грузы может перенять и железная дорога, что также уменьшит выбросы СО2. Кроме того, Европейская комиссия требует от Польши реализации природоохранных мероприятий, а Е-40 несет потенциальную угрозу биоразнообразию многих рек.
— Водный транспорт наиболее деструктивный из всех существующих. Проект приведет к уничтожению минимум восьми объектов «Природа-2000» на Висле и всех объектов «Природа-2000» в долине Буга, — говорит Пшемыслав Навроцкий. — Напомню, что реки имеют большой потенциал развития туризма. Возможно, это направление позволит «примирить» экономическое развитие и сохранение биоразнообразия. Мы не можем допустить, чтобы под видом экологизации происходила деградация уникальных природных объектов.
Взвесить все «за» и «против»
Чтобы водный путь Е-40 был не только экономически, но и экологически выгодным, нужно тщательно проанализировать все возможные (отрицательные и положительные) результаты реализации этого проекта. Например, согласно данным разработчиков, восстановление водного пути поможет сократить вредные выбросы от других видов грузоперевозок — в расчете на 1 тоннокилометр эмиссия СО2 от внутреннего водного транспорта в 1,5 раза меньше железнодорожного транспорта и в 5 раз меньше грузового автомобильного.
При этом особое внимание необходимо уделить изучению рисков негативного воздействия на окружающую среду и на благосостояние местных жителей, сделать проект максимально открытым как для специалистов, так и для общественности. Только учитывая все стороны проблемы, ее можно решить с максимальной выгодой для каждого.
Ольга ПРОЛЮК
Вероника КОЛОСОВА
Фото Анатолия Клещука
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».