В журналистской практике так случается: долго собираешь информацию для какой-то статьи, выслушивают разные стороны, выезжаешь в командировку, представляешь, какой резонанс может вызвать твоя будущая публикация, но по факту вместо шторма получается легкий бриз. Но бывает и иначе. 2 марта 2010 года в «Звязде» вышла моя статья «Притягательность профессии педагога в обществе стремительно снижается», посвященная вопросам, которые поднимались на совместной коллегии Министерства образования и Белорусского профсоюза работников образования и науки. Речь шла о низких зарплатах учителей, необходимости закрепления в учреждениях образования молодых специалистов, смехотворных выплатах педагогам на методическую литературу, психологическая обстановка в коллективах после перевода педагогических работников на контрактную форму найма...
Писала я об этом и раньше. Через неделю получаю письмо от «учителя одной из школ Витебской области». Именно так он подписался. Но, несмотря на его анонимность, проигнорировать такой крик души мы не имели морального права. Педагог писал: «С интересом прочитал статью Надежды Николаевой... Много мыслей возникает на этот счет. Нельзя не согласиться с аргументами о повышении статуса педагогов, однако хочется отметить то, что реальное решение проблемы осуществляется слишком медленно. Пока Министерство образования будет повышать статус педагогов на уровне деклараций, школа потеряет настоящих Учителей. Понятно, что педагогом человек должен становиться не случайно, что учитель должен быть высоконравственным человеком. Однако те обстоятельства, в которых находятся современные педагоги большинства общеобразовательных учебных заведений, не самым лучшим образом способствуют повышению профессиональной компетентности и духовности учителей....
Как же Министерство образования собирается формировать «высокопрофессиональную среда» при таком положении вещей, когда зарплата учителя и уборщицы на успешном предприятии практически одинакова, а иногда у уборщицы и более высокая?..»
Наш анонимный автор привлек внимание ко многим острым моментам, о которых не принято было говорить вслух, и завершил свое послание следующими словами: «Возможно, мое письмо и не будет напечатано, так как фамилию свою не оставляю. И не упрекайте, пожалуйста, меня в малодушии и беспринципности, так как на несогласных всегда находится управа (да еще какая!). Могу сказать только, что под этим письмом подписалось бы достаточное количество моих коллег».
Но мы это письмо напечатали и пригласили педагогов присоединиться к дискуссии, пообещав проанализировать все критические замечания вместе с Министерством образования. То, что произошло дальше, иначе как взрывом не назовешь: обсуждение на нашем сайте длилось полтора года. Учителя оставляли свои комментарии, писали в газету, — у меня по сей день хранится папка с письмами, написанными от руки. Это были времена, когда люди еще доверяли свои мысли бумаге... А «Звязда» из номера в номер затем печатала самые интересные сообщения на своих страницах, за что спасибо смелости и принципиальности нашего бывшего главного редактора. И уже эти публикации вызвали новую волну мыслей и мнений.
Приведу лишь некоторые из них:
• «Работаю в школе, поэтому могу утверждать, что каждое сказанное слово — абсолютная правда. Обидно и досадно. Не могут люди, которые чувствуют себя неполноценными, воспитать самодостаточных людей».
• «Я просто удивлен, что «Звязда» отважилась поднять такую болезненную тему. Честь вам и мои симпатии! Кстати, я знаю, что в одной из школ администрация скрывает номер «Звязды» от 17 марта, чтобы педагоги не смогли увидеть размышления учителя из Витебской области собственными глазами. Вот тебе и гласность! Но все равно в педколлективе идет горячее обсуждение этой проблемы. Надо объединяться, чтобы Министерство образования начало как-то реагировать на использование учителей в качестве затычек во все дыры».
• «Приезжал недавно в нашу школу инспектор ГАИ. Остался недоволен отсутствием детских рисунков на тему правил дорожного движения. А учителям сказал, что те пойдут доить на ферму коров. Мы и подумали, что на ферме с нами проблем не будет: к своим обязанностям мы будем относиться добросовестно: водку не пьём, не курим, воспитанные, образованные. Короче говоря, не пропадем. Может, хоть там скажут нам спасибо за работу?»
• «Готов подписаться под каждой буквой статьи о положении учителей. Обидно, горько. А если в семье два учителя? Раньше мы гордились своей профессией, а сейчас при незнакомых людях стыдно признаться, что ты школьный учитель. Искреннее спасибо «Звязде» за правду».
• «Кто когда-либо интересовался детьми учителей и тем, как они воспитаны? Самые бедные дети — учительские!!!! Мамочка по телефону руководит лечением, рассказывает, как принимать таблетки, дает советы, как суп варить. С домашними заданиями к маме-учительнице и не подходи, потому что от школы тошно. Нужно быть тягловой лошадью, чтобы полностью отдаваться работе. Но на первом месте должно быть, я считаю, семья (муж, дети) и здоровье. Если вы — женщины, так и будьте ими! А ваши выговоры от районного отдела образования никуда не денутся...»
• «Вы бы видели, сколько спускают различных приказов, конкурсов и т д. А не примешь участие, значит, ты не работаешь. Учитель чем только не должен заниматься, а когда же заниматься подготовкой уроков? И, самое главное, никто тебя слушать не хочет...»
• «Психологию учителя, сформированную еще со времен советской школы, изменить непросто. Если в нашу школу входит начальник отдела образования, все стремятся исчезнуть, поскольку не защитника и не представителя своих интересов видят в нем, а «карающую десницу». А тот сам не со всеми здоровается, но возмущается: «Плохо воспитываете детей, они со мной не здороваются!» Все вокруг знают, как учить и воспитывать детей, дают бесконечные методические рекомендации, а учитель только согласно кивает головой, делает анализ и составляет отчеты, фальсифицирует результаты учебной и воспитательной работы (не дай бог, чтобы те были хуже, чем в предыдущем году), пишет бесконечные проекты, очерки, стихи и тянет непосильную ношу ответственности за жизнь и здоровье ученика в школе, по дороге из школы домой, дома, на улице, на дискотеке. И попробуй возмутиться! Все поставлено с ног на голову».
• «Я работаю в школе уже более 15 лет, и я хочу учить детей. Полагаю, что и им моя работа нравится. Но поверьте, меня убивает, что моя взрослая дочь уже который год смотрит на меня с жалостью. А что будет дальше?»
• «Как я в детстве гордилась, что моя мать — учительница! Сама пошла по этой тропинке. А теперь... Покажите мне нормальную мать, которая добровольно бросит своих несовершеннолетних детей и ночью пойдет дежурить на дискотеку. И мужа, который отреагирует на это спокойно. Тем более что такие дежурства никак не оплачиваются. Ты только несешь ответственность за всех и везде. Родители на дискотеку ребенка отпустили, а ты должен следить за их ребенком. А если, не дай бог, что с ним случится, то родители будут потерпевшими, а школа, которая за учеником не досмотрела, виноватой. Абсурд!»
• «Благодарны редакции вашей газеты за смелость, а когда что-нибудь после публикаций сдвинется с места, то низкий поклон вам от учительства!»
Надежда НИКОЛАЕВА
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.