Знаете, сколько ступеней от дверей в подъезде до лифта в типовом многоэтажном доме? Семь. Средний человек проходит их чаще всего на автомате, весь в своих мыслях или в разговоре, если не один... Впрочем, Алексей Сушенцов из Светлогорска, который передвигается на инвалидной коляске, говорит об этих ступенях даже с каким-то юмором. Судя по всему, он не из тех, кто жалуется.
Судьба распорядилась им по-своему. Что мог противопоставить ей Алексей? Только свою увлеченность, упорство и трудолюбие, даже в какой-то степени — азарт. Сейчас он занимается любимым делом, имеет отношения с широким кругом творческих людей, сам выступает на сцене. У него есть, как сам Алексей с юмором говорит, жена, ребенок, собака, кот и машина, что позволяет не просто двигаться по городу, а ещё и путешествовать. И всего этого, и, прежде всего, возможности вести насыщенную и вовсе не серую жизнь, он достиг сам.
После трагедии авиация отпала. А музыка — нет
Еще 10 лет назад, не дожидаясь, пока ему кто-то поможет с пандусом и со всем остальным, Алексей продал свою квартиру на третьем этаже в Светлогорске и купил на первом, чтобы минимизировать количество препятствий на своем пути. Потому что в большинстве наших домов, даже если есть лифт, к нему все равно ведут ступени. В квартире, где он живет сейчас, — отдельный вход с торца, к которому пристроен пандус. С ним Алексею частично помог райисполком, а часть денег за его установку он оплатил сам. Не прояви наш герой собственной активности, ожидать пандуса пришлось бы намного дольше.
...Я обращаю внимание на звукоизоляцию в комнате, судя по всему, рабочем кабинете Алексея.
— Наверное, соседи шумные? — говорю не подумав.
— Напротив, это я шумный, — улыбается он. — У меня просто здесь звукозаписывающая студия.
Музыка — давнее увлечение нашего героя, которое, в конце концов, стало работой. Он создает аранжировки, записывает музыкантов — «такая вот музыкально-монтажная работа», снова улыбается Алексей... В эту субботу в Светлогорске день города, и сегодня он сидит и работает над фонограммой — делает к празднику песню.
Алексею Сушенцову 41 год. Половину своей жизни он провел в инвалидной коляске. Говорит, что, когда ему было 20, увлекался дельтапланеризмом. И вот несчастный случай ...Он тогда учился в Самаре на авиаконструктора. О безбарьерной среде в то время еще и не слышали, поэтому пришлось бросить учебу и вернуться в Беларусь, к родителям.
— У меня было два серьезных увлечения: авиация и музыка, — рассказывает наш герой. — После трагедии авиация отпала. А музыка — нет.
Когда в нашу жизнь вошли компьютеры, появилась возможность учиться и осваивать многие вещи самостоятельно. У Алексея совпали природные музыкальные данные, инженерное мышление (все-таки три года он проучился на авиаконструктора), упорство и терпение — со всем этим он и начал осваивать музыкальный монтаж. Потом пошли аранжировки песен, фонограммы... И в результате его в 2002 году пригласили работать звукоинженером. А записанную Алексеем Сушенцовым в 2009 году песню даже рассматривали в столице в качестве претендентки на «Евровидение».
Люди хотят самовыражения, тех, кто мечтает или просто любит петь, много. А значит, Алексею нечего бояться остаться без работы, хотя и не сказать, что она приносит нашему герою какие-то огромные деньги. Самое главное — что это любимое дело. Вот недавно один его знакомый решил запустить свое радио. Конечно, обратился к Алексею: тот сделал для него музыкальные заставки в эфир. Записывает он фонограммы и для музыкальных школ, и для рэпперов-новичков... Если бы не нравилось — не научился бы так качественно работать. Сам признается, что, когда осваивал это мастерство, аж руки тряслись: скорее бы попробовать начать делать что-то настоящее!
Но и физику, без которой невозможно представить себе авиацию, Алексей тоже не забывает. Уже несколько лет как оформился индивидуальным предпринимателем и подрабатывает репетитором по этому предмету...
«Никто не возьмет на работу из жалости...»
А еще Алексей, кроме всего прочего, в начале 2000-х заочно окончил юрфак БГУ. Это образование он теперь не использует. Но считает, что он добавило жизненных вариантов: теперь он специалист в трех областях, да и правовое мышление никогда не бывает лишним. Лучше быть многовекторным, всегда хорошо, когда у человека есть варианты, полагает он.
Когда мы начинаем рассуждать о том, что нужно сделать, чтобы люди с инвалидностью — особенно это касается инвалидов-колясочников, — не замыкались в стенах своей квартиры, Алексей говорит: «Считаю — нужно учиться. Образование таким ребятам необходимо как ни кому другому».
Конечно, у нас еще есть сложности с доступностью среды. Ведь даже заочное образование предусматривает очные сессии два раза в год. И надо как-то доехать до университета, где-то поселиться — и там не должно быть барьеров. А если кто-то целенаправленно выучился и хочет трудоустроиться, то ему надо как-то добираться на работу, чтобы на рабочем месте тоже была безбарьерная среда.
«Поэтому, в целом, мое мнение такое: здесь важным является движение и снизу, и сверху», — делает вывод Алексей.
Сам он свое рабочее место, как мы уже знаем, оборудовал у себя дома — его профессия это позволяет. Записанные фонограммы потом отсылает работодателю или заказчику через интернет.
Конечно, создание безбарьерной среды, выделение рабочих мест для людей с инвалидностью — это обязанность государства. Но Алексей на своем примере показывает важность усилий и со стороны самого человека. Людям в инвалидной коляске нужно стараться думать самим, как стать нужными. И здесь важно не только получить образование, но и стать лучшим в своей профессии.
Никто никого сейчас не возьмет на работу из жалости или по долгу только потому, что ты инвалид. Человек должен хорошо уметь что-то делать, иначе ничего не поможет. Сейчас благодаря компьютерам и интернету рабочее место можно создать дома. Но как стать хорошим специалистом?
— Самому себя подталкивать, а как иначе? — уверен Алексей. — Если бы я сам не освоил профессию звукорежиссера, не научился нормально делать эту работу или делал бы ее хуже, чем кто-либо другой, на работу взяли бы этого второго, а не меня. Станьте нужными — и вас примут, и работодатель захочет и найдет возможности, даже при отсутствии доступной среды. Это вообще касается всех — и людей с инвалидностью, и здоровых. Нам всем нужно быть очень требовательными к себе. Хотя, хочу сказать, люди в колясках, как правило, очень стараются, потому что на пенсию прожить очень трудно. Да, сейчас кризис. И нам всем нужно прилагать много усилий, но реалии таковы, что людям с инвалидностью их нужно прилагать еще больше.
И если нет доступной среды, нужно самим отстаивать свои интересы и требовать ее создания. Люди у нас замечательные, неравнодушные. Всегда помогут, стоит только обратиться. С этим проблем нет. Но за создание безбарьерной среды отвечает власть, а не простые люди. Это ее забота. И нам надо требовать, чтобы все это выполнялось.
«Ура, мы в Европе!» — а через неделю, приезжая в Беларусь: «Ура, мы дома!»
Алексей, как мы уже поняли, человек многовекторный и не замыкается на чем-то одном. Помимо работы со звуком он решил и сам выступать на сцене. Два года был вокалистом в местной рок-группе. А в прошлом сентябре в него и его товарища, гитариста, появилась идея нового музыкального проекта. И вот уже год они играют по вечерам в местной пиццерии «Smilе» французский шансон. Точнее, гитарист играет, Алексей поет. «Мы делали и джазовую программу, а сейчас работаем над третьей программой: будем исполнять песни из советских кинофильмов», — рассказывает он.
Иногда для разнообразия ребята ездят в Гомель, там играют в парке. А этим летом Алексей со своим товарищем решили попробовать себя в качестве уличных музыкантов в Берлине. Получили визу, сели на машину и поехали. Это было самое настоящее музыкальное путешествие.
— Сначала был Вильнюс, — с легкой ностальгической улыбкой вспоминает Алексей. — Остановились там, играли на проспекте Гедиминаса. Потом отправились в Польшу. Сделали остановку в Гданьске, выступили в историческом центре. Там было много и других уличных музыкантов, ну, и мы присоединились также. Заработали себе на бензин и ночью поехали дальше.
В Берлине огромное множество уличных музыкантов, но никаких конфликтов между ними нет. Все договариваются: теперь я играю полчаса, потом ты. Уровень исполнения очень высок. В консерваторские залы там прорваться чрезвычайно сложно, и очень хорошие музыканты выходят на улицу. В результате у берлинской публики хорошо «настроено» ухо, и она требует серьезного уровня исполнения. Мы свой уровень не считаем низким, но слышали, кто играл рядом с нами — это были профессионалы высокого класса. И они не стеснялись выступать на улице!
Так наш герой и провел свой нынешний отпуск. Впечатлений получил много. Алексей говорит, что, когда пересекали границу, радовались: ура, мы в Европе! Но за неделю успели соскучиться по родным местам. И когда ехали обратно и снова пересекли границу, то уже кричали: ура, мы дома! Потому что чужое есть чужое, а дом есть дом. Чужие огни манят, но быстро надоедают, а свое, родное — нет.
...Вот такая жизнь у нашего героя. Не будем преувеличивать — вовсе не безоблачная; но вместе с тем — вызывает безмерное уважение. Сам Алексей — обаятельный, жизнерадостный, с хорошим чувством юмора... Жена преподает в музыкальной школе, сын учится в 9 классе и посещает художественную школу... Так что все самое главное в жизни нашего героя получилось. Вышло у него — значит, может получиться и у другого.
Светлана БУСЬКО
Фото из архива героя
Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.
И для праздника, и для дальнейшего развития.
О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.