Вы здесь

Топ-10 фильмов об учителях


В первое воскресенье октября белорусы по традиции будут поздравлять работников образовательной отрасли с профессиональным праздником — Днем учителя. Кроме того, 5 октября более 100 стран уже 23 года подряд отмечают основанный ЮНЕСКО Всемирный день учителей. Накануне праздничных дат «Звязда» предлагает вспомнить — а может и пересмотреть заново — 10 знаковых фильмов о школе и педагогах с большой буквы, которые мелкими шагами меняют к лучшему мир и людей вокруг себя.


«Республика ШКИД» (1966)

Время где-то между Октябрьской революцией и гражданской войной. Школа-коммуна имени Достоевского, в которой собрались, с одной стороны, «шкидовцы», подростки-беспризорники — читай, юные преступники разной масти, а с другой — педагогический коллектив «халдеев» под руководством Виктора Николаевича Сороки-Расинского, которого воспитанники переименовали в Викниксора. Перед учителями-энтузиастами стоит поистине титаническая и, как иногда кажется, невыполнимая задача — перековать тех, чьи характеры уже вылепили и закалили улицы Петрограда...

«Доживем до понедельника» (1968)

Пожалуй, эту картину вспоминают первой, говоря об образе учителя в кино. История длиной в три дня — с четверга по субботу — и в несколько поколений учителей и учеников, которые строят отношения друг с другом, учат и учатся сами, отстаивают собственные убеждения и идут на компромиссы, ошибаются и достигают высот. Фильм оказался настолько убедительным, что сами педагоги, делегаты ІІ Всесоюзного съезда учителей, стоя аплодировали авторам и актерам.

«Большая перемена» (1972—1973)

Еще одно культовое кино о школе. На этот раз о вечерней, многие посетители которой старше и гораздо опытнее молодого учителя Нестора Северова, но при столкновении с типичными школьными проблемами часто ведут себя как большие дети.

Конечно, фильм мог бы получиться совсем другим — если бы первоначальное название «Приключения школьного учителя» не вызвало волну возмущения у педагогов (заменить название режиссера попросил лично министр просвещения), а роль учителя досталась бы Андрею Мягкову или Константину Райкину. Любимой главного героя могла стать Светлана Крючкова, а хулигана Ганжу «примеряли» Станислав Садальский и Александр Филиппенко. Но все же именно тот актерский ансамбль, который подобрался на съемках, сделал картину особенно светлой и доброй. Снятый материал настолько понравился руководству студии «Телефильм», что из 2-серийного фильм вырос в 4-серийный. Могла бы получиться и пятая серия, — но у съемочной группы банально закончились отведенные деньги и время.

«Ключ без права передачи» (1976)

В обычной ленинградской школе появляется новый директор — отставной армейский офицер. Сможет ли бывший военный стать хорошим руководителем, если старшеклассники считают его «ограниченным солдафон» и опираются на другие авторитеты — в частности на молодую прогрессивную учительницу литературы, близкую им по духу?

Но однажды записанная на пленку дискуссия учительницы с учениками, в ходе которой сказано много неприятного о других преподавателях, случайно попадает в руки родителей одной из школьниц. Разгорается большой конфликт, который угрожает поглотить всю школу, — и тут, как ни странно, именно новый директор находит выход...

«Уроки французского» (1978)

В голодные послевоенные годы мать отправляет 11-летнего Володю из деревни в райцентр — учиться, чтобы выбиться в люди. Мальчик поселяется у тети, многодетной матери-одиночки, и чтобы победить малокровие, должен ежедневно выпивать стакан молока. Чтобы добыть деньги, Володя вынужден играть в «чику» — но, выиграв необходимый рубль, сразу выходит из игры. Разгневанные его постоянным везением, подростки однажды сильно побили парня. Синие шишки заметила молоденькая учительница французского языка Лидия Михайловна — и под маркой дополнительных занятий постаралась помочь парню, пожертвовав в результате собственной школьной карьерой...

В экранизации одноименного рассказа Валентина Распутина случились идеальные попадания роли. Детдомовец Миша Егоров, как это часто бывает, «переиграл» многих профессиональных актеров, а актриса Евгения Ташкова прекрасно передала идею добросердечности и любви-сострадания — качеств, которые сегодня в большом дефиците.

«Общество мертвых поэтов» (1989)

Этот голливудский фильм-драма с блестящим Робином Уильямсом основан на реальных отношениях преподавателей и учащихся престижных частных школ — может, поэтому он и получил «Оскар» за лучший сценарий и приз Британской академии как лучший фильм 1989? А фраза из фильма «Carpe Dіem». «Ловите момент, ребята. Сделайте свою жизнь экстраординарной», между прочим, вошла в топ-100 лучших киноцитат по версии Американского института кино.

Джон Китинг преподает в консервативном колледже для мальчиков, принципы которого «Традиции», «Честь», «Дисциплина» и «Совершенство» как нельзя лучше отражают атмосферу учебного заведения, что зажимает юношеские души в жесткие рамки. Однако пока его коллеги рассуждают об аристократизме, харизматичный учитель литературы посвящать учеников в тайну «общества мертвых поэтов» и учит немного изнеженных, но в целом обычных парней мыслить, чувствовать, создавать — быть самими собой, а не приспосабливаться. Естественно, правда нонконформизма далеко не всем нравится, и за ее преподавателю придется нести ответственность по полной.

«Человек эпохи Возрождения» (1994 г.)

Комедия с Дэнни Де Вито была негативно воспринята зрителями и критиками, поэтому через некоторое время вышла в прокат под другим названием.

Уволенный сотрудник рекламного агентства Билл Рэго, который оказался неспособным к другим делам, от безысходности вынуждены согласиться на место учителя в тренировочном армейском лагере. Работает он, естественно, совсем без энтузиазма. Еще меньший интерес к занятиям проявляют учащиеся — в основном молодые и далекие от любой науки солдаты, «пробить» броню которых удается с помощью «Гамлета» Шекспира. История получилась, безусловно, наивной сказкой о превращении группы олухов в команду единомышленников, — но при том доброй, забавной и оптимистичной.

«Хористы» (2004)

И снова фильм о трудных подростках, — но на этот раз события разворачиваются во Франции 1949 года, где учитель музыки Клемент Матье на деле доказывает, что добротой и чуткостью можно достичь большего, чем строгостью и железной дисциплиной.

«Класс» (2008)

Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале так просто не дают, но эта французская драма награду честно заслужила. Сюжет, казалось бы, давно знакомый: учитель-энтузиаст Франсуа Бежадо старается направить на хороший путь старшеклассников, мягко говоря, из непрестижных городских районов. Однако есть одно существенное «но»: обычные проблемы осложняются расовыми трениями, так как значительная часть учеников — иммигранты разных национальностей, вынуждены уживаться в одной школе. Угрозами и наказаниями от подростков ничего не добиться, и тогда учитель зовет на помощь все свое терпение и отзывчивость...

«Учитель на замену» (2011)

Генри Барт работает временным учителем английской литературы, который подменяет больных или отсутствующих коллег. Очередное назначение приводит его в школу для «неблагополучных» подростков, на которых открыто начхать всем, — и приличному обществу в целом, и другим преподавателям, и собственным родителям.

Это отчуждение, нежелание общества вникнуть в проблемы расизма, школьного насилия и беспомощности педагогов — не фон для испытаний, которые под бодрую музыку преодолевают герои, а главная и очень острая проблема, которая не предусматривает счастливого финала. Действительно, разве способен один неравнодушный учитель, до сердца которого достучались подростки, преодолеть тотальный хаос?.. Как метко отметили российские кинокритики, после просмотра этой философской американской драмы нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики напоминает жизнерадостную картину.

Виктория ТЕЛЕШУК

tselyashuk@zviazda.by


Бонджорно, бамбини!

В список достойных просмотра можно внести несколько десятков картин, но, на наш взгляд, без бенефиса Геннадия Хазанова — «ералашевской» серии «40 чертей и одна зеленая муха» (1984) — этот список будет неполным. Короткая, но такая выразительная и поучительная история, снятая по одноименному рассказы Джованни Моска, за какие-то пять с половиной минут блестяще показывает, что учительский авторитет и уважение учеников — вещи не безусловные, их надо еще уметь завоевать и удержать.

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?