Вы здесь

Учитель — вне времени, моды и географии


Дипломаты, политики, разведчики и актеры — в одном лице. 

«Человек, который на прогулке следит не только за своим ребенком, а за всем двором — это учитель. Человек, который идет с полным пакетом, но не продуктов, а тетрадей, — тоже учитель. Даже выходя с работы, он не перестает работать, занимается с детьми не только в школе, но и дома, потому что не может отказать своим родственникам и соседям», — вот такой шутливо-реалистичный портрет педагога нарисовал суперфиналист республиканского конкурса «Учитель года — 2017» Максим ДУБИНА. Он, между прочим, стал самым молодым участником суперфинала. Учителем физики работает с августа 2013 года: начинал в Скирмантовской средней школе, а сейчас преподает физику в средней школе №1 Фаниполя. Его педагогическое кредо — слова Иммануила Канта: «Не мыслям надо учить, а мыслить».   


Светлана РУМЯНЦЕВА.

Как удивил Волковыск

Республиканский конкурс профессионального мастерства «Учитель года» проводится в нашей стране раз в три года. Председатель жюри суперфинала, ректор Белорусского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Александр Жук считает, что делать это чаще не надо — пауза должна быть, прежде всего, для того, чтобы осмыслить представленный опыт. Для системы образования этот конкурс — источник новых мыслей, новых идей и авторских методик. К тому же все этапы соревнования организуются в течение учебного года (школьный, районный, областной и республиканский), что требует много времени, поэтому перерыв просто необходим.

В финальную часть соревнований в каждой предметной номинации выходит по одному представителю от каждой области и столицы. Но в суперфинал проходят только победители в своих номинациях. Поэтому выход молодого физика в суперфинал дорогого стоит! В общем, состав суперфиналистов на этот раз оказался очень интересным. Из восьми участников трое были представителями Витебской области: учитель белорусского языка и литературы Боровухской средней школы №15 из Новополоцка Светлана РУМЯНЦЕВА, учитель биологии гимназии №5 г. Витебска Марина ЮРЬЕВА и учитель истории средней школы №3 г. Орши Андрей ИВАНОВ. Двое представляли Минщину: Максим ДУБИНА из Фанипольской средней школы №1 и воспитательница дошкольного учреждения образования ясли-сад №24 города Молодечно Татьяна АПАНОВИЧ. Еще двое — город Волковыск: учительница испанского языка из гимназии №2 Юлия КОСТОЛОМАВА и учитель начальных классов гимназии №1 Людмила ЗАЯЦ. Даже трудно вспомнить, чтобы один город был так сильно представлен в суперфинале. Также за звание лучшего в профессии боролась учительница музыки средней школы №53 г. Минска Ольга МАХИТКО.

За спиной у всех участников были два урока, проведенные у незнакомой детской аудитории (в том числе по теме, которую жюри озвучило накануне испытания), психолого-педагогическое тестирование и мастер-классы для будущих коллег — студентов педагогических специальностей. Если в финале мужчин-педагогов было пятнадцать, в суперфинале их оказалось два. Но учителя-мужчины просто не могут остаться незамеченными, хотя бы по причине своей эксклюзивности в школе. Так произошло и на сцене Академии последипломного образования, где они отметились и юмором, и эрудицией. 

Философия физики

Естественно, что все суперфиналисты конкурса были очень разными: каждый — со своим арсеналом средств, со своими секретами педагогического мастерства и подходами к ученикам. У кого-то получилось проявить себя наилучшим образом в более привычной для учителя школьной атмосфере, а кто-то определился артистическим талантом на сцене Академии последипломного образования, как, например, учитель истории из Орши Андрей Иванов.  

Двадцатиминутный урок, безусловно, — самое яркое конкурсное испытание в суперфинале. Всем участникам была предложена одна и та же тема: «Чтобы найти свое место в жизни». Участники должны были раскрыть ее средствами своего предмета. Естественно, что учительница музыки пела вместе со своими учениками песню «Те, кто по жизни к цели стремится, сделаны в Беларуси...» Между прочим, в роли школьников выступали коллеги по финальной части соревнований, которые с удовольствием подыгрывали и юморили на сцене. Ну, а когда еще серьезным взрослым людям придется выступить в роли воспитанников детского сада, которые примеряют на себя различные профессии или учащихся начальных классов? «О чем вы мечтаете?» — интересуется учительница? А дальше сыплются ответы: «Поспать!», «Стать королевой Англии»... На уроке белорусского языка «ученики» искали ответ на вопрос «Что помешало колобку найти свое место в жизни?», а на уроке истории — «Как менялось понимание места в жизни в разные исторические эпохи?»

А вот как определить критерии успешности с помощью физики? Оказывается, можно... На столе у ​​учеников — два магнита. Люди, как те магниты, могут притягиваться и отталкиваться. Физическое понятие «притяжение» трансформируется в жизни в необходимость совершить выбор: можно остаться на том же месте, но вам придется меняться, а можно не менять себя, но изменить свое место. Притяжение — выбор, который делает каждый человек. Далее ученики исследовали прочность конструкции, на которую клали сверху книги. «Если эксперимент удастся повторить, значит, это закономерность», — комментирует действия «учеников» учитель. Все конструкции сделаны из одинакового листа, но им придана разная форма. Все убеждаются, что прочность зависит от формы. «Это письмо можно сравнить с нашими возможностями: если мы свои возможности, способности, ресурсы будем распределять правильно, то сможем выдерживать и большую нагрузку», — говорит педагог. Ну, а маленькая спичка, с помощью которой ученикам демонстрируется закон равновесия, доказывает, что не важно, какое место ты занимаешь, главное — все делать добросовестно.   

Против «Игры престолов»

Педагогическая пресс-конференция — конкурс, в ходе которого требовалось продемонстрировать не только педагогическую эрудицию, но и мгновенную реакцию, так как в ежедневной работе жизнь постоянно подбрасывает педагогам нестандартные ситуации... На обдумывание ответа дается 30 секунд. «Нужно ли вводить дресс-код для учителя?» — интересуется жюри в учительницы белорусского языка. «Нам это не нужно, так как лучшая одежда для человека — его душа. Важно, с какой душой учитель заходит в класс, какими глазами смотрит на учеников, какой посыл несет», — отвечает Светлана Румянцева.  

«Возможно ли воспитание без принуждения?», «Какова формула успеха современного педагога?», «Что является главным критерием мастерства педагога?», «Одаренный ребенок — это подарок для педагога или испытание?», «Как доказать ребенку ценность образования?», «Назовите отличие современного педагога от педагога ХХ века...», «Как вы считаете, чему нужно учить современных педагогов?» — вопросы сыплются на конкурсантов. «Если все пишут на разлинованной бумаге, надо хоть раз взять на себя смелость и написать поперек», — говорит Андрей Иванов и срывает аплодисменты. 

Последний конкурс — публичное выступление на тему «Учитель (воспитатель): вчера, сегодня, завтра» — превращается в признание в любви к своей профессии.

— Говорят, что все профессии — от учителя, и только профессия учителя — от Бога, поэтому считаю не совсем справедливым, что история помнит только имена первооткрывателей: Гагарин, Архимед... На полках библиотек мы можем найти книги «100 лучших архитекторов», «100 лучших музыкантов», «100 лучших художников», но вы там не найдете томика «100 лучших педагогов». И даже в самой древней книге мы не найдем имя первого учителя. А может, так и должно быть? — рассуждает учитель начальных классов Людмила Заяц. — Разве можно выделить из многотысячной армии преданных своему делу хотя бы сотню лучших? А имя первого учителя, бесспорно, живет в сердцах его благодарных учеников. Любить детей такими, какие они есть, — высочайшее мастерство.  

— Учебник истории конкурирует сегодня с бестселлерами и сериалом «Игра престолов». Так, может, прекратить конкуренцию и сдаться? Конечно, нет, потому что не они, а мы должны воспитывать наших детей. В моем понимании урок истории — это диалог между учителем и учениками в процессе исследования и решения проблемы, направленной на пробуждение исторической памяти, — делится своим видением Андрей Иванов.

— Мы живем в эпоху переосмысления статуса и роли каждого участника образовательного процесса. С каждым битом информации в мире сегодня становится все больше и больше, а находить ее — все проще и проще. В два клика можно получить любую информацию. Поэтому учителя завтрашнего дня не будут стремиться к тому, чтобы ученик усвоил какую-то информацию. Они будут делать так, чтобы ученик научился с ней работать. В будущем человеку придется осваивать множество профессий в течение жизни, поэтому учитель будет учить не чему-то конкретному, а будет учить учиться, — уверен Максим Дубина.   

Легко не будет

По мнению Светланы Румянцевой, ничто так не пленит, как красота, ничто так не убеждает, как правда, и ничто так не воздействует, как личный пример: «Мы стремимся сегодня зарекомендовать себя как достойные уважения профессионалы, которые сочетают ум исследователя, гибкость дипломата, убежденность политика, выдержку разведчика и талант актера. Чтобы достичь всего этого, очень много работаем над собой, учимся, развиваемся, стремимся к самосовершенствованию. Учителя завтрашнего дня должны идти на шаг впереди, потому что профессия учителя и через 20, и через 220 лет будет предъявлять человеку сверхтребования. Все, чему учит учитель, должно быть в нем самом, так как ум воспитывается только умом, благородство — личным благородством, патриотизм — любовью к родине и преданностью ей. Профессия учителя никогда не была и не будет легкой, потому что всегда требует от человека больших умственных и духовных затрат, но это и самая уникальная профессия, которая вне времени, моды и географии...»

По решению «взрослого» жюри, именно Светлана Румянцева и становится новым обладателем звания «Учитель года». А решение детского жюри склонилось в пользу воспитательницы детского сада Татьяны Апанович. 

Светлана Румянцева призналась, что самым сложным испытанием в финале для нее было психолого-педагогическое тестирование: «Наверное, синдром отличницы проявился. Не на все вопросы я смогла ответить, а потом еще очень долго вечером и на следующий день рефлексировала — мне многому еще нужно учиться. А в суперфинале я просто получала удовольствие: от контактов с коллегами и залом, ведь мечта — стать суперфиналистом — была уже достигнута. Все суперфиналисты — настоящие мастера своего дела. Меня переполняют разные эмоции: это одновременно и волнение, и радость. А также большая ответственность перед коллегами и учениками. Это честь для меня и для всей системы образования Витебской области. Моя победа — подтверждение того, что я делаю нужное дело, а также духовной преемственности в моей педагогической династии».

Надо добавить, что мама победителя преподавала математику в школе, ее сестры — тоже учительницы (преподают химию, биологию и географию). А дочь только готовится прийти к ученикам: теперь она студентка пятого курса Витебского государственного университета. Мечтает стать учительницей английского языка. Поэтому династия скоро получит продолжение...

Надежда НИКОЛАЕВА 

nіkalaeva@zvіazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА и Надежды НИКОЛАЕВОЙ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.