Вы здесь

Учитель — вне времени, моды и географии


Дипломаты, политики, разведчики и актеры — в одном лице. 

«Человек, который на прогулке следит не только за своим ребенком, а за всем двором — это учитель. Человек, который идет с полным пакетом, но не продуктов, а тетрадей, — тоже учитель. Даже выходя с работы, он не перестает работать, занимается с детьми не только в школе, но и дома, потому что не может отказать своим родственникам и соседям», — вот такой шутливо-реалистичный портрет педагога нарисовал суперфиналист республиканского конкурса «Учитель года — 2017» Максим ДУБИНА. Он, между прочим, стал самым молодым участником суперфинала. Учителем физики работает с августа 2013 года: начинал в Скирмантовской средней школе, а сейчас преподает физику в средней школе №1 Фаниполя. Его педагогическое кредо — слова Иммануила Канта: «Не мыслям надо учить, а мыслить».   


Светлана РУМЯНЦЕВА.

Как удивил Волковыск

Республиканский конкурс профессионального мастерства «Учитель года» проводится в нашей стране раз в три года. Председатель жюри суперфинала, ректор Белорусского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Александр Жук считает, что делать это чаще не надо — пауза должна быть, прежде всего, для того, чтобы осмыслить представленный опыт. Для системы образования этот конкурс — источник новых мыслей, новых идей и авторских методик. К тому же все этапы соревнования организуются в течение учебного года (школьный, районный, областной и республиканский), что требует много времени, поэтому перерыв просто необходим.

В финальную часть соревнований в каждой предметной номинации выходит по одному представителю от каждой области и столицы. Но в суперфинал проходят только победители в своих номинациях. Поэтому выход молодого физика в суперфинал дорогого стоит! В общем, состав суперфиналистов на этот раз оказался очень интересным. Из восьми участников трое были представителями Витебской области: учитель белорусского языка и литературы Боровухской средней школы №15 из Новополоцка Светлана РУМЯНЦЕВА, учитель биологии гимназии №5 г. Витебска Марина ЮРЬЕВА и учитель истории средней школы №3 г. Орши Андрей ИВАНОВ. Двое представляли Минщину: Максим ДУБИНА из Фанипольской средней школы №1 и воспитательница дошкольного учреждения образования ясли-сад №24 города Молодечно Татьяна АПАНОВИЧ. Еще двое — город Волковыск: учительница испанского языка из гимназии №2 Юлия КОСТОЛОМАВА и учитель начальных классов гимназии №1 Людмила ЗАЯЦ. Даже трудно вспомнить, чтобы один город был так сильно представлен в суперфинале. Также за звание лучшего в профессии боролась учительница музыки средней школы №53 г. Минска Ольга МАХИТКО.

За спиной у всех участников были два урока, проведенные у незнакомой детской аудитории (в том числе по теме, которую жюри озвучило накануне испытания), психолого-педагогическое тестирование и мастер-классы для будущих коллег — студентов педагогических специальностей. Если в финале мужчин-педагогов было пятнадцать, в суперфинале их оказалось два. Но учителя-мужчины просто не могут остаться незамеченными, хотя бы по причине своей эксклюзивности в школе. Так произошло и на сцене Академии последипломного образования, где они отметились и юмором, и эрудицией. 

Философия физики

Естественно, что все суперфиналисты конкурса были очень разными: каждый — со своим арсеналом средств, со своими секретами педагогического мастерства и подходами к ученикам. У кого-то получилось проявить себя наилучшим образом в более привычной для учителя школьной атмосфере, а кто-то определился артистическим талантом на сцене Академии последипломного образования, как, например, учитель истории из Орши Андрей Иванов.  

Двадцатиминутный урок, безусловно, — самое яркое конкурсное испытание в суперфинале. Всем участникам была предложена одна и та же тема: «Чтобы найти свое место в жизни». Участники должны были раскрыть ее средствами своего предмета. Естественно, что учительница музыки пела вместе со своими учениками песню «Те, кто по жизни к цели стремится, сделаны в Беларуси...» Между прочим, в роли школьников выступали коллеги по финальной части соревнований, которые с удовольствием подыгрывали и юморили на сцене. Ну, а когда еще серьезным взрослым людям придется выступить в роли воспитанников детского сада, которые примеряют на себя различные профессии или учащихся начальных классов? «О чем вы мечтаете?» — интересуется учительница? А дальше сыплются ответы: «Поспать!», «Стать королевой Англии»... На уроке белорусского языка «ученики» искали ответ на вопрос «Что помешало колобку найти свое место в жизни?», а на уроке истории — «Как менялось понимание места в жизни в разные исторические эпохи?»

А вот как определить критерии успешности с помощью физики? Оказывается, можно... На столе у ​​учеников — два магнита. Люди, как те магниты, могут притягиваться и отталкиваться. Физическое понятие «притяжение» трансформируется в жизни в необходимость совершить выбор: можно остаться на том же месте, но вам придется меняться, а можно не менять себя, но изменить свое место. Притяжение — выбор, который делает каждый человек. Далее ученики исследовали прочность конструкции, на которую клали сверху книги. «Если эксперимент удастся повторить, значит, это закономерность», — комментирует действия «учеников» учитель. Все конструкции сделаны из одинакового листа, но им придана разная форма. Все убеждаются, что прочность зависит от формы. «Это письмо можно сравнить с нашими возможностями: если мы свои возможности, способности, ресурсы будем распределять правильно, то сможем выдерживать и большую нагрузку», — говорит педагог. Ну, а маленькая спичка, с помощью которой ученикам демонстрируется закон равновесия, доказывает, что не важно, какое место ты занимаешь, главное — все делать добросовестно.   

Против «Игры престолов»

Педагогическая пресс-конференция — конкурс, в ходе которого требовалось продемонстрировать не только педагогическую эрудицию, но и мгновенную реакцию, так как в ежедневной работе жизнь постоянно подбрасывает педагогам нестандартные ситуации... На обдумывание ответа дается 30 секунд. «Нужно ли вводить дресс-код для учителя?» — интересуется жюри в учительницы белорусского языка. «Нам это не нужно, так как лучшая одежда для человека — его душа. Важно, с какой душой учитель заходит в класс, какими глазами смотрит на учеников, какой посыл несет», — отвечает Светлана Румянцева.  

«Возможно ли воспитание без принуждения?», «Какова формула успеха современного педагога?», «Что является главным критерием мастерства педагога?», «Одаренный ребенок — это подарок для педагога или испытание?», «Как доказать ребенку ценность образования?», «Назовите отличие современного педагога от педагога ХХ века...», «Как вы считаете, чему нужно учить современных педагогов?» — вопросы сыплются на конкурсантов. «Если все пишут на разлинованной бумаге, надо хоть раз взять на себя смелость и написать поперек», — говорит Андрей Иванов и срывает аплодисменты. 

Последний конкурс — публичное выступление на тему «Учитель (воспитатель): вчера, сегодня, завтра» — превращается в признание в любви к своей профессии.

— Говорят, что все профессии — от учителя, и только профессия учителя — от Бога, поэтому считаю не совсем справедливым, что история помнит только имена первооткрывателей: Гагарин, Архимед... На полках библиотек мы можем найти книги «100 лучших архитекторов», «100 лучших музыкантов», «100 лучших художников», но вы там не найдете томика «100 лучших педагогов». И даже в самой древней книге мы не найдем имя первого учителя. А может, так и должно быть? — рассуждает учитель начальных классов Людмила Заяц. — Разве можно выделить из многотысячной армии преданных своему делу хотя бы сотню лучших? А имя первого учителя, бесспорно, живет в сердцах его благодарных учеников. Любить детей такими, какие они есть, — высочайшее мастерство.  

— Учебник истории конкурирует сегодня с бестселлерами и сериалом «Игра престолов». Так, может, прекратить конкуренцию и сдаться? Конечно, нет, потому что не они, а мы должны воспитывать наших детей. В моем понимании урок истории — это диалог между учителем и учениками в процессе исследования и решения проблемы, направленной на пробуждение исторической памяти, — делится своим видением Андрей Иванов.

— Мы живем в эпоху переосмысления статуса и роли каждого участника образовательного процесса. С каждым битом информации в мире сегодня становится все больше и больше, а находить ее — все проще и проще. В два клика можно получить любую информацию. Поэтому учителя завтрашнего дня не будут стремиться к тому, чтобы ученик усвоил какую-то информацию. Они будут делать так, чтобы ученик научился с ней работать. В будущем человеку придется осваивать множество профессий в течение жизни, поэтому учитель будет учить не чему-то конкретному, а будет учить учиться, — уверен Максим Дубина.   

Легко не будет

По мнению Светланы Румянцевой, ничто так не пленит, как красота, ничто так не убеждает, как правда, и ничто так не воздействует, как личный пример: «Мы стремимся сегодня зарекомендовать себя как достойные уважения профессионалы, которые сочетают ум исследователя, гибкость дипломата, убежденность политика, выдержку разведчика и талант актера. Чтобы достичь всего этого, очень много работаем над собой, учимся, развиваемся, стремимся к самосовершенствованию. Учителя завтрашнего дня должны идти на шаг впереди, потому что профессия учителя и через 20, и через 220 лет будет предъявлять человеку сверхтребования. Все, чему учит учитель, должно быть в нем самом, так как ум воспитывается только умом, благородство — личным благородством, патриотизм — любовью к родине и преданностью ей. Профессия учителя никогда не была и не будет легкой, потому что всегда требует от человека больших умственных и духовных затрат, но это и самая уникальная профессия, которая вне времени, моды и географии...»

По решению «взрослого» жюри, именно Светлана Румянцева и становится новым обладателем звания «Учитель года». А решение детского жюри склонилось в пользу воспитательницы детского сада Татьяны Апанович. 

Светлана Румянцева призналась, что самым сложным испытанием в финале для нее было психолого-педагогическое тестирование: «Наверное, синдром отличницы проявился. Не на все вопросы я смогла ответить, а потом еще очень долго вечером и на следующий день рефлексировала — мне многому еще нужно учиться. А в суперфинале я просто получала удовольствие: от контактов с коллегами и залом, ведь мечта — стать суперфиналистом — была уже достигнута. Все суперфиналисты — настоящие мастера своего дела. Меня переполняют разные эмоции: это одновременно и волнение, и радость. А также большая ответственность перед коллегами и учениками. Это честь для меня и для всей системы образования Витебской области. Моя победа — подтверждение того, что я делаю нужное дело, а также духовной преемственности в моей педагогической династии».

Надо добавить, что мама победителя преподавала математику в школе, ее сестры — тоже учительницы (преподают химию, биологию и географию). А дочь только готовится прийти к ученикам: теперь она студентка пятого курса Витебского государственного университета. Мечтает стать учительницей английского языка. Поэтому династия скоро получит продолжение...

Надежда НИКОЛАЕВА 

nіkalaeva@zvіazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА и Надежды НИКОЛАЕВОЙ

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?