Вы здесь

Сельчанин разводит коров под открытым небом


В народе говорят «Корова в тепле — молоко на столе». Эту поговорку опровергает Николай ТИВУНЧИК из деревни Сервечь, что на Кореличчине. Мужчина круглый год держит свое стадо под открытым небом без какого-либо навеса, но во все сезоны получает от скота молоко. При этом выглядят животные стройными да ладными...


Николай ТИВУНЧИК и его помощник Бим.

Зимой — на соломенной подстилке

По образованию Николай шофер. Как он сам говорит, «вырос на коровах», с 16 лет кастрирует животных, умеет их лечить. Более десятилетия, с 1997-го по 2008-й, был заведующим животноводческой фермы. Сейчас работает там сторожем. Свое «дикое стадо» содержит уже лет 15. Говорит, что такой метод выращивания подсмотрел у соседа, который в свои 70 до сих пор держит нескольких животных без сарая.

— Корову на селе иметь выгодно. На нее в колхозе и сена дадут на зиму, и корм на поле большую часть года растет — тратиться не надо, и с молоком и продуктами из него будешь весь год, — говорит Николай. — На мое стадо из 45 голов, конечно, сено не выделят — сам заготавливаю, но я договариваюсь с председателем колхоза. Попросишь — дадут и трактор, и косилку за небольшие деньги, а я взамен пустые дворы обкашиваю, ухаживаю, чтобы не было бурьяна.

Получается взаимовыгодное сотрудничество. Брошенных подворий в деревне действительно много, и содержать их в чистоте колхозу тяжеловато. А тут где Николай обкосит, а где — его коровы. Соседки-старушки сами даже просят, чтобы коровки прошлись по их участку, навели порядок.

Территория за двором Тивунчиков и нескольких соседних, где коровы проводят зиму и каждую ночь, огорожена электропастухом.

— Держать коров на природе не сложно. Главное, чтобы вода была. За сутки зимой приходится ведер 200 из колодца выкручивать. Бывает, что пару часов ждешь, пока он снова наполнится для следующей питьевой партии, так вычерпываешь все, — уточняет хозяин.

Чтобы стадо нормально питалось зимой, им требуется около 20 тонн сена. Хотя съесть они могут и солому, из которой Николай делает подстилку толщиной 5—10 сантиметров, чтобы коровы не лежали на снегу.  

— Навоз мне выбрасывать не приходится — все в почву уходит, — добавляет он. — А как холодно, так они укладываются на солому плотненько, чуть ли не друг на друга, греются.

Если мороз не сильный, до 15 градусов, хозяин совсем не волнуется о своем стаде. Если же температура опускается ниже, а корове наступает время телиться, она на сутки остается с теленком в сарае, чтобы он высох. 

Такие бычки размером почти с корову выращиваются на природе.

— Однажды корова днем ​​двоих принесла, я их тогда еще на поле гонял, а как раз снег выпал. Вечером искать бросился, думал — все, погибли. Нет, нормально. Переночевали в сарае — утром на улицу и растут себе при корове, — вспоминает Николай. — Им гораздо хуже, когда оттепель: слякоть и дождь, чем мороз. Они у меня живут, как лось, олень, зубр — в дикой естественной природе.

Если зима мягкая, то хозяин гоняет их пастись и до декабря, а, по его словам, «декабрь с половиной января, как пережил, так дальше, глядишь, уже и весной запахло, день длиннее, солнце теплое днем».

Из молока на мясо

Сначала Николай сдавал молоко от своего стада. За литр имел от государства 46 копеек. Два года назад должен был отказаться от молочного бизнеса, так как молоковоз приезжал в разное время и надо было стеречь его, а кто будет скотину в это время смотреть?..

Теперь продает молоко людям (3-литровую банку — 2 рубля, что значительно дешевле, чем в магазине), кормит им поросят, сам пьет. От шести коров, которых он доит утром и вечером, получается за день в среднем 100 литров молока. 

— Доил раньше вручную 4—5 коров, так аж руки болели. После аппарат купил — легче стало — корову за 3—4 минуты дою, — говорит хозяин.

Сейчас Николай работает только на мясо, поэтому коровы какое-то время не позволяют мне приближаться, так как думают, что пришел очередной покупатель их себе на говядину отбирать. Некоторые даже хозяина к себе не подпускают. Однако через какое-то время животные смелеют, и вскоре я уже чуть ли не в центре стада.

Коров, которых предпочли покупатели, Николай ловит с помощью палки с петлей на конце, которой цепляет скотину за рога или шею. Недавно, говорит, приезжали грузины, сразу пятерых коров на свадьбу для 800 гостей брали.

— Занимаюсь этим по инерции не ради прибыли. Все мое стадо можно продать за 30 000 рублей, однако если молочную корову людям продаешь, то за нее одну можно 2000 выручить, — делится «мясной арифметикой» Николай. — Телят выгоднее продавать, так как за животное до 100 кг рассчитываются по живому весу по 4,50 рубля за кило.

Некоторые, кстати, пытаются взвесить корову в сантиметрах. Меряют скотину в длину и через это определяют ее вес, но Николай такому способу не доверяет.

Летом — на открытом выгуле

Летом стадо Тивунчика трудится на 40 гектарах пастбища возле реки Сервечь. С одной стороны здесь река, с другой — длинная и глубокая канава, через которую просто так не перейдешь. Ранее так же, между канавами, и колхозные стада паслись. Несколько раз за день Николай наведывается посмотреть, где его животные. Совсем бесконтрольно оставлять их, говорит, нельзя.

К семи утра стадо обычно уже на месте, обратно коров хозяин старается возвращать до темноты. По дороге скотина еще и по обеим сторонам пути траву «обкашивает». Почти все коровы стреноженные, чтобы не слишком разбегались по полю. 

Ежегодно в стаде рождается около 15 телят. Кстати, хотя пасутся коровы недалеко друг от друга, телиться они отходят на несколько километров.

— Бывает, растелиться корова в поле, так того теленка пару недель не сыщешь, ведь прячется по кустам, пока мамка его сама в стадо не приведет. Даже если будешь за коровой следить, с утра пригнав их на поле, она к теленку не пойдет, если увидит, что ты наблюдаешь.

Помогают гонять животных на пастбище и домой три собаки. А еще у Николая надежная поддержка от жены Людмилы, что работает на ферме дояркой, и трех сыновей. 21-летний Никита ни за что не хочет ехать в город, средний Игнат в свои 19 отработал год в Минске и также вернулся на родину, младший Илья сейчас в 10-м классе.

— Привыкли дети к деревне. Поедут на пару дней в город и обратно бегут, как я их туда ни пхну. Мне кажется, там лучше, в городе, наверное. И выходные есть, — вздыхает Николай.  

В хозяйстве Тивунчиков еще две лошади и два жеребенка. На одной хозяин сам работает, что нужно привезти или вспахать, вторая — почти все время у людей, что кому надо в огороде сделать.

— Не ради прибыли коня одалживаю, а чтобы человек на деревне выжил. Есть те, кто может отблагодарить чем-то, а у кого-то и дать нечего, так что же, не помогать им? — объясняет кропотливый хозяин, который сам, кстати, не пьет и не курит, как и три его сына. 

Выращивание коров под открытым небом — явление не новое. Еще в середине XVIII века на западе центрального района Франции в провинции Лимож, который примечателен суровыми зимами и традиционной скотоводством, разводили коров, чья порода по названию городка получила имя лимузинская.  

Эти животные легко переносят мороз в 20—35 градусов и метели при условии наличия грубых кормов и обязательной защиты от ветра. Они приспосабливаются к различным климатическим условиям и могут питаться на пастбищах с короткой травой, в том числе на горных лугах. Вследствие такой неприхотливости и высокой плодовитости, а также хороших мясных качеств этой породы теперь ее разводят в 70 странах мира на пяти континентах, в том числе и в Беларуси знаменитые «лимузины». Правда, растят их здесь не совсем так, а точнее, совсем не так, как во Франции.

Хотя климатические условия Франции и Беларуси отличаются, да и такими генами, как лимузинские, наши местные коровки не обладают, тем не менее, как видим, они справляются.

Комментарий специалиста

Владимир МЕДВЕДСКИЙ, заведующий кафедрой гигиены животных Витебской государственной академии ветеринарной медицины, профессор, доктор сельскохозяйственных наук:  

— Предки наших домашних животных — лоси, косули, зубры — круглый год ходят по лесу, однако мы не имеем от них никакой продукции. А домашние животные предназначены для того, чтобы получать от них мясо и молоко. Они изнеженные, и для комфортной жизни им нужны условия с температурой от нуля до 10 градусов тепла. Для этого обязателен хотя бы сарай, где они скроются от ветра, стужи и снега. Иначе животному нужно отдать энергию корма, прежде всего, на обогрев своего организма.

Если это непродуктивное животное, которое используют для получения мяса или восстановления стада, оно не требует такого ухода и тепла, как молочное. Многие хозяйства в нашей стране растят животных под открытым небом, делают им навес, однако при этом комфорта нет. К тому же их нужно снабжать водой, а в холодных условиях она будет замерзать, и животные, как правило, едят при этом снег. Получается непродуктивное использование кормов.

У нас зимой бывает до 30 градусов мороза — куда спрятаться животным, если нет сарая? Они сбиваются в группы. Однако это некомфортное содержание, а даже, я бы сказал, издевательское. Многие частники, чтобы сэкономить на строительстве помещений, таким образом пытаются содержать животных. Однако если это молочная скотина, которую нужно доить в помещении обязательно, такие животные быстро выбраковываются из стада, отправляясь на мясо.

Ирина СИДОРОК

sidarok@zviazda.by

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.