Вы здесь

Как каждый день ездить на разных автомобилях?


Не так давно «Звязда» писала о каршеринге — аренде автомобиля на небольшой срок с почасовой оплатой. Пока такой сервис нельзя назвать конкурентом такси или других видов транспорта, но в качестве альтернативы — идея неплохая. Однако каршеринг — не единственный вариант, если вам захотелось найти новый способ передвижения по городу и за его пределами. Сегодня в Беларуси активно работает карпулинг — с его помощью человек может хоть каждый день ездить на новом автомобиле, но чаще на пассажирском сиденье, при этом оплачивая только топливо. Как функционирует карпул в нашей стране, выяснил наш корреспондент.


Теория и практика

Карпулинг, или карпул, — это совместное использование личного автомобиля разными людьми с помощью сервисов по поиску спутников. Стоимость топлива на поездку делится пропорционально между всеми участниками, маршрут же выбирается оптимальный для водителя транспортного средства.  

Карпулинг бывает разный, классический — это поездки на расстоянии от 100 километров, соответственно, состав участников планируется заранее. Более популярным становится райдшеринг в черте города. Еще один вид такого сервиса — постоянный или регулярный райдшеринг. Например, коллега живет в соседней квартире и ездит на работу на личном автомобиле. Вы можете каждый день ездить вместе, разделяя расходы на топливо между собой. 

Что касается преимуществ этого сервиса, то экономия — как для водителя, так и для спутников — немалая. Ведь здесь ты платишь именно за топливо, а не за услуги перевозки. Но стоит сделать оговорку: водители сами назначают цену за поездку, поэтому обман с их стороны не исключен. Еще одно преимущество заключается в том, что меньшее количество автомобилей на дорогах значительно снижает трафик, а это большой плюс для города. Важнейший аспект карпулинга — уменьшение автомобильных выбросов. Другими словами, пользователи карпулинга не только экономят, но заботятся об экологии.

Конечно, есть и минусы, причем немалые. Во-первых, большинство автопроизводителей не поддерживает подобные сервисы: для них лучше, чтобы каждый купил себе автомобиль, а не делил один с другими. Конечно, не одобряют это и таксомоторные организации, так как, по сути, их функции выполняют обычные люди, которые не платят за подобную деятельность налоги. Есть минусы и для самих пользователей: автомобиль может попасть в аварию, что задержит время поездки. Кроме того, иногда водителю нужно заезжать за спутниками, а это тоже отнимает время. Возможно, самая большая проблема, которая сдерживает стремительный рост популярности карпулинга, — безопасность пассажиров и водителей. Водитель может затеять что-то криминального характера, также как и один из пассажиров может совершить преступление. Конечно, все это только теория. Как же на практике работает такая услуга в Беларуси?

Отечественные реалии

Чтобы начать пользоваться этим сервисом в нашей стране как в качестве водителя, так и в качестве пассажира, достаточно зарегистрироваться на одном из сайтов в интернете. Большая их часть — это сервисы, зарегистрированные в России, однако и на них довольно легко можно отыскать маршруты на территории нашей страны. Всем участникам, которые активно пользуются такими сайтами, выставляется оценка. Кроме того, многие оставляют комментарии о человеке: как проявил себя в поездке, возникали ли проблемы. Это позволяет быть уверенным в выборе спутников. 

Существует и отечественный сайт, посвященный карпулу, который был запущен около 5 лет назад, но, судя по всему, он больше не работает: зарегистрироваться не получается, новые маршруты не появляются. А вот российские сайты действительно процветают: по одному маршруту, например Минск—Москва, выдает более 50 вариантов. В процессе изучения вариантов для поездки проявляется странная вещь. Дело в том, что чаще всего в автомобиле — будь то седан, хэтчбек или внедорожник — одно место для водителя, а также три — для пассажиров. В редких исключениях есть третий ряд сидений, на котором худо-бедно помещаются дети, но взрослым в длинной дороге будет неудобно. А среди предлагаемых вариантов на ту же Москву фигурирует такое количество свободных мест, как 7 или 8. В деталях поездки иногда показывают марку и модель автомобиля. И, конечно, такое количество мест могут позволить только микроавтобусы.  

О чем это свидетельствует? О том, что это, по сути, обычные маршрутки. Например, в комментариях к водителю Даниилу, который предлагает восемь свободных мест, есть следующий отзыв от Александра: «Нормальная поездка, только это частный извоз на маршрутке, без предупреждения. Надо писать об этом заранее». На что водитель парирует: «Это не частный развоз, и точно не на маршрутке, это личный автомобиль, просто большой. Перед тем, как ехать, интересуйтесь, на чем вы едете». Конечно, это вполне может быть и так, однако следует быть осторожным: к возможному нелегалу не предъявишь претензии за некачественную поездку.

Насколько выгодно пользоваться таким сервисом? Цена самого дешевого варианта по маршруту Минск-Москва — чуть более 30 белорусских рублей. Если ехать на поезде, то плацкарт обойдется минимум в 70 рублей, если выбрать автобус, то можно найти вариант за 45 рублей. Выгодно? Действительно, так.

Расстояние от Минска до Бреста можно преодолеть за 15 белорусских рублей. По этому маршруту можно добраться за 5 рублей в общем вагоне поезда, но время в пути составит четыре с половиной часа. Билет на автобус — от 13 рублей, с остановками это тоже отнимет больше времени.

А если взять, скажем, совсем небольшие расстояния? От Минск до Борисова — чуть более 60 километров. На сайтах карпула можно найти варианты всего за 3 белорусских рубля. На автобусе или маршрутке — около 4 рублей, на поезде — от полутора рублей. В общем, вполне сопоставимые суммы.

Личный опыт

Конечно, лучше всего о карпуле могут рассказать сами пользователи. Менеджер ЕРАM Ольга Козлова совершила две первые поездки буквально на прошлой неделе. «И я ехала не на пассажирском сиденье, а сама была водителем, — отмечает Ольга. — У меня собственный автомобиль, захотелось съездить к родителям в Витебск».

Девушка зарегистрировалась на российском сайте, предложила свой маршрут и стала ждать. «С того момента, как сервис подтвердил поездку, прошел буквально день — и я уже нашла себе спутников, — отметила Ольга. — Да, были небольшие сложности: некоторым спутникам, которые согласились ехать со мной, я не могла дозвониться. Пришлось отказать им и искать новых пассажиров, но и они нашлись очень быстро». 

После того, как три пассажира были утверждены, она изучила их профили, которые были привязаны к социальным сетям. «В основном это были студенты, ничего негативного я не увидела», — отметила Ольга.  

На свою первую поездку Ольга установила цену, которая была чуть ниже рекомендованной сервисом, — 9 рублей с человека. «Это дешевле маршрутки, но немного дороже поезда. Но тот же поезд не всегда ходит в подходящее время, — пояснила девушка. — Кстати, несмотря на установленную цену, пассажиры все равно заплатили по 10 рублей. На обратную поездку была та же цена». 

— Топливо на дорогу туда и обратно я отбила полностью. И это при том, что моя машина не самая экономичная. Получилось так, что для меня эти поездки вышли бесплатными, так что планирую и дальше пользоваться подобным сервисом, — добавила девушка.

Сотрудница юридической компании «Мартыненко и партнеры» Юлия ДЫМША пользуется карпулом с этого года в качестве пассажира. «Обычно делаю это раз в месяц, — говорит девушка. — Езжу из Минска в Березу домой. Если сравнивать с плацкартом, то выходит на два рубля дороже».

Безопасность Юлию не особенно волновала. «Все это сейчас мониторится, в любом случае, если что-то пойдет не так и договоренность не выполнится, то могу все проконтролировать самостоятельно, поскольку я юрист, — отметила она. — Прежде, чем поехать, изучаю раздел водителя. Как правило, если есть фотография человека, указанный телефон, есть отзывы, то скорее всего ты выберешь хороший вариант».

— Три самых больших преимущества карпул? Во-первых, это быстро. Во-вторых, это удобно, потому что водитель подстраивается под тебя, может доставить тебя куда угодно. В-третьих, это комфортно, — резюмировала Юлия. 

Вместо заключения

Карпул в Беларуси активно работает: российские интернет-площадки предлагают множество вариантов на разный ценовой диапазон. Каждый может найти себе удобный маршрут на удобное время. Есть смысл выбирать подобный сервис как на короткие, так и на длительные поездки, а на последних с помощью карпула можно сэкономить значительные средства. Но все-таки осторожность не помешает: следует изучать профили возможных спутников. Карпул — прекрасная альтернатива, если расписание поездов и автобусов не подходит, а добраться до места нужно быстро и желательно в комфортных условиях. 

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.