Вы здесь

Прошло 4 года после волны оптимизации сельсоветов центрального региона


Прошло четыре года после последней волны оптимизации сельсоветов центрального региона. Минская область стала первопроходцем в этом деле. Оправдало ли укрупнение административно-территориальных единиц первичного уровня ожидания властей и жителей, выясняла «Местное самоуправление».


На сессиях областного Совета депутатов рассматривались вопросы об изменении административно-территориального устройства районов Минской области, оптимизация сельсоветов продиктована временем. Все, как говорится, течет и меняется. И, бесспорно, требует уточнений, новых подходов. Предварительный анализ показал, что оптимизация позволит более эффективно решить вопросы конкретной территории с учетом экономических, социальных, демографических аспектов, упорядочить работу государственных служащих. При этом обязательное условие — на территории новой объединенной местной администрации должны находиться одна —две сельхозорганизации и проживать не менее 2 тыс. человек.

Добавлю, что Минская область подошла к выполнению соответствующего поручения главы государства ответственно. Здесь и до сих проводилась оптимизация административно-территориальных единиц. В 2006 году такие изменения произошли в Солигорском, Пуховичском, Мядельском районах, в 2007-м — в Клецком и Березинском. В 2009 году в центральном регионе были упразднены 32 сельсовета. В Борисовском, Логойском, Мядельском, Стародорожским и Слуцком районах пояснили, что необходимость объединения некоторых малочисленных сельсоветов пока еще не назрела в силу различных причин.

Конечно, прежде чем принять решение по оптимизации, главное управление организационно-кадровой работы Миноблисполкома, областной Совет депутатов изучили предложения депутатов районных Советов, райисполкомов. На общих собраниях с участием представителей местной власти свое мнение относительно изменений выразили и жители регионов. Не все были согласны с укрупнением сельсоветов. «Почему именно нас присоединяют, а не соседей к нам?» — такой вопрос звучал во время практически всех общественных обсуждений, где довелось побывать. Людей можно было понять: каждому хотелось остаться ближе к центру сельсовета. Волновало их и возможное закрытие социальных, медицинских, торговых объектов, вопросы транспортного сообщения с центром сельсовета.

— Мы сделали все необходимое, чтобы ликвидация сельсоветов не повлекла за собой закрытие объектов инфраструктуры, чтобы не снизилась привлекательность населенных пунктов, качество услуг, не ухудшилось положение людей, чтобы они могли без проблем добраться до центра сельсовета. Там, где возникла потребность, особенно в отдаленных деревнях, организовали дополнительные маршруты общественного транспорта. Например, в Пуховичском районе повернули автобус буквально в противоположную от маршрута сторону. Он подвозит людей в центр сельсовета и на обратном пути забирает домой. В том же Пуховичском районе в деревне Братково оставили специалиста сельсовета, который принимает жителей в конторе колхоза. Мы старались сохранить объекты социальной сферы по социальным стандартам. В частности, фельдшерско-акушерский пункт целесообразно держать там, где проживают 600 человек. Но мы не закрыли медицинские учреждения даже там, где насчитывается 200—300 человек. Люди привыкли к благам, и мы не можем допустить ухудшения их положения, уровня жизнеобеспечения, — рассказал председатель Минского областного Совета депутатов Иван ЛИПНИЦКИЙ.

Уменьшение количества административно-территориальных единиц повлекло за собой и сокращение штатов. Вместе с тем это повлияло на качественный состав кадров. Увеличилось количество молодых работников, работников с высшим образованием. Между прочим, нашлось новое место работы и для бывших председателей и специалистов исполкомов.

Что касается освобожденных зданий сельсоветов, то сегодня они максимально использованы под социальные объекты и жилье. Как правило, здания находятся в центрах населенных пунктов, находящихся в основном в хорошем состоянии. Поэтому часть перешла на баланс местных сельхозорганизаций, часть продана на аукционах, некоторые пока ждут хозяина.

— И все же, будет ли продолжаться оптимизация административных территорий центрального региона? — поинтересовалась у Ивана Липницкого.

— Сельсовет может функционировать в нормальном режиме, когда на его территории проживает 2—4 тысячи человек. В Минской области более половины сельсоветов насчитывает до 2 тысяч жителей, — отметил мой собеседник. — Они, по идее, должны быть объединены. Но в интересах наших граждан мы не пошли на этот шаг. В таком случае людям будет далеко добираться до центра сельсовета. Мы выбрали другой вариант — сократили штаты. Во многих сельисполкомах остались лишь единицы председателя, управляющего делами и главного специалиста. Поэтому дальнейшее объединение, считаем, пока нецелесообразно.

А как повлияло укрупнение территорий на жизнь конкретного региона?

— В 2009 году у нас было 18 административно-территориальных единиц, в 2013-м — 14. На сегодняшний день осталось 8, в том числе один поселковый Совет в Ивенце, где проживают пять тысяч человек. Конечно, поначалу не все жители однозначно восприняли нововведения. Было много вопросов: как добираться до центра сельсовета из отдаленной деревни, как будет организован прием на местах... Но с течением времени, как говорят, все эмоции улеглись, — рассказал председатель Воложинского районного Совета депутатов Сергей ГЛИНСКИЙ. — В принципе наши люди не очень требовательны. Главное, чтобы к населенному пункту вела хорошая дорога, чтобы вовремя приезжали автолавка и скорая помощь, а фельдшерско-акушерские пункты выполняли свою функцию. Единственное, мы сократили штат исполкомов, а здания передали на баланс хозяйств, которые используют их под свои нужды.  

Правда, как признался Сергей Францевич, сложнее стало работать председателям исполкомов: большие территории — в отдельных случаях до 80 километров. Например, в Воложинском сельсовете 85 деревень, где проживает 3950 человек. За один день все сплошь не объедешь, не встретишься с каждым жителем. Как правило, у престарелых людей нет в доме интернета, чтобы направить запрос в сельисполком по электронной почте. Обычно они используют телефонную связь. По их звонкам специалисты выезжают на место, удовлетворяют их просьбы, выдают необходимые справки. Помогают им социальные работники.

— Впрочем, несмотря на большую нагрузку, напряженную работу, работники исполкомов со своими обязанностями и функциями справляются, компенсируют расходы, как говорят, не числом, а своим профессионализмом и умением, — сказал в заключение Сергей Глинский. 

В результате очередной волны оптимизации в 2013 году количество административно-территориальных единиц Минской области уменьшилось с 281 до 223. В настоящее время здесь насчитывается 216 сельских, 5 поселковых и 2 городских Совета. 

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ

lazovskaya@zviazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Общество

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Что делать, если неожиданно мать или отец стали очень настойчиво заявлять о себе?

Общество

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

«Желающих настолько много, что закончились бланки».