Вы здесь

В Минске подвели итоги участия в Европейской неделе мобильности


Беларусь только третий год участвует в ЕНМ, но динамика активности наших городов впечатляет. Если в 2015 году к неделе мобильности присоединились только Минск, Полоцк и Новополоцк, то в следующем уже 19 городов, а в этом году, с 16 по 22 сентября, в акции участвовали аж 46 городов и населенных пунктов.


Откуда такой пыл? И зачем нам эта неделя? Почему председатель Мингорисполкома Андрей Шорец в прошлом году в присутствии депутатов Мингорсовета, представителей администраций районов, общественных объединений, руководителей предприятий и организаций столицы подписал Хартию о присоединении к Европейской неделе мобильности?

С чего начинать?

Мы все за комфортную жизнь независимо от параметров нашего населенного пункта. Покажите того, кто против. Но как создать комфорт и с чего начинать? По оценкам европейских экспертов, качество жизни людей на одну треть зависит от условий мобильности горожан или, иначе говоря, нашей подвижности. В том числе и от состояния городской транспортной системы, ее надежности, удобства, а также безопасности для людей и окружающей среды. С таким выводом полностью согласен Валерий БОРОДЕНЯ, председатель правления общественной организации «Белорусский союз транспортников», депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси. Его выступление «Устойчивый транспорт и устойчивая мобильность: европейская мода или требование времени?» вызвало большой интерес у участников семинара, где и рассматривались вопросы мобильности белорусских городов. По мнению депутата, город в первую очередь должен представлять собой пространство для людей, для их комфортной жизни.

Тезис понятен и доказательств не требует. Но как его реализовать? Валерий Бороденя уверен: не надо заниматься изобретением велосипеда, если можно по возможности использовать европейский опыт. Ведь учиться на чужих ошибках дешевле и проще. Кроме этого, европейцы уже существенно продвинулись вперед в деле освоения городской среды с учетом интересов всех жителей. Например, в немецком городе Дармштадте общественный транспорт в выходные работает круглосуточно, что очень нравится молодым людям, среди которых много сторонников проводить время на дискотеках, в ночных клубах, на всевозможных вечеринках, которые обычно заканчиваются поздно. Есть ночные заведения и для тех, кто хочет провести вечер в спокойной обстановке с бокалом пива или вина. Всем им нравится круглосуточный режим работы транспорта, так как люди возвращаются домой не за рулем собственной машины, а на городском автобусе. В результате статистика аварий по вине нетрезвых водителей значительно улучшилась.

Участники семинара, а среди них было немало представителей районных центров и небольших городов, говорили о том, что сегодня стоит по-новому организовывать городскую жизнь. По мнению Валерия Бородени, местная власть должна выступать в роли заказчика на транспортные услуги для своих горожан. А потому настало время дать возможность местной власти использовать новые инструменты городского планирования и управления мобильностью. Например, постепенно передать общественный городской транспорт под юрисдикцию органов местной власти, которые контролировали бы деятельность транспортной системы на подведомственной территории.

В глубинку!

Логишин — городской поселок в Пинском районе, он же центр Логишинского поселкового Совета. Так вот там, по словам Валентины Леончик, национального эксперта по проведению Европейской недели мобильности названная акция прошла на отлично. Хотя жители городского поселка впервые присоединились к ЕНМ, многие из них по возможности отказались от поездок на автомобиле, пересели на велосипеды, активно пользовались общественным транспортом, больше ходили пешком. Во время недели прошли тематические акции, которые также вызвали интерес у жителей.

И получилось все во многом благодаря взаимодействию поселкового Совета с Пинским райисполкомом, местными школами, организациями БРСМ и предприятиями. Сегодня многие логишинцы скажут вам, что цель недели мобильности — привлечь внимание общественности к проблемам загрязнения воздуха и избыточного количества автомобилей на улицах.

Кстати, движение в глубь страны — мировое направление. Этот год стал рекордным по общему количеству участников ЕНМ: 2470 городов и населенных пунктов в 50 странах мира. И Беларусь находится в тренде этого движения. В ее городах-участниках произошли самые разные мероприятия: общественные дискуссии, велопробеги, обустройство велосипедных парковок, обследование состояния атмосферного воздуха и измерение уровня шума, совместные информационные акции с ГАИ, конкурсы, концерты. А также прошли велоквесты, флешмобы «Мобильность и активность, здоровье, креативность», конкурсы селфи, социальной рекламы «Мобильность и молодежь», курсы по скандинавской ходьбе и др.

День без авто

Что и говорить, у нас собственный автомобиль это и показатель успешности его владельца, и новый уровень его свободы, и комфорт для семьи. Как уговорить такого автомобилиста чаще ездить на велосипеде? Сложно. Хотя в Германии, по словам Валерия Бородени, много сделали в этом направлении. Там велосипед, образно говоря, рабочий конь, который активно используется во многих сферах городского хозяйства.

И тем не менее сдвиги в лучшую сторону есть и у нас. Закрытие Европейской недели мобильности прошло 22 сентября под лозунгом «Всемирный день без автомобиля». Во многих городах-участниках в этот день при предъявлении удостоверения водителя и техпаспорта автомобиля проезд в общественном транспорте был бесплатный. В Минске, например, соответствующее решение было принято на сессии городского Совета. И вот результат. В прошлом году такой возможностью воспользовались 8,5 тысячи автомобилистов, а в этом году — вдвое больше. Причем бесплатный проезд разрешался и жителям других городов, конечно, при наличии необходимых документов.

Любовь к велосипеду стремились по-разному привить в наших городах. В Полоцке многие руководители агитировали личным примером: на работу приехали на велосипедах или на общественном транспорте.

Европейцы, одним словом.

Леонид ЛОХМАНЕНКО

Выбор редакции

Общество

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Как в молодой республике воплощали амбициозный проект университетского городка...

Отдельное место занимает здание гимназии Зубакина и Фальковича.

Общество

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

Почти каждый день на пожарах гибнут люди. Как не стать жертвой огня?

С началом отопительного сезона у коммунальных служб работы добавляется в разы.