Вы здесь

Как оптимизировать систему административно-территориального деления?


С момента обретения суверенитета в Беларуси практически не менялась система административно-территориального деления. При этом с точки зрения экономических реалий, под которые она и подстраивалась, в стране произошли некоторые поправки — исчезли и появились сельскохозяйственные и промышленные предприятия, изменилась плотность населения... Имеет ли смысл сегодня задуматься об укрупнении районов и переподчинение их администрациям на более высоком уровне? Или, наоборот, лучше разделить области на мелкие единицы, исходя из экономической практичности?


Семь раз отмерь...

По мнению кандидата экономических наук, заведующего отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики Национальной академии наук Татьяны Вертинской, административно-территориальное деление страны не всегда является оптимальным. «Сегодня у нас существует разница между городами и районами по численности населения, по экономическому потенциалу, по социальной инфраструктуре. В идеале мы должны ориентироваться на комплексное развитие регионов», — рассказала эксперт. Это означает, что житель в любом регионе должен быть обеспечен работой, социальной инфраструктурой, соответствующей экологической среде. «В мягком варианте процесс оптимизации уже идет. Это можно наблюдать на уровне сельсоветов, когда они объединяются, особенно там, где есть малонаселенные деревни. Также можно говорить о том, что ряд городов областного подчинения, такие как Пинск, Барановичи, Бобруйск, могут объединяться с соответствующими районами. Можно еще назвать и городские центры в областях, которые также могут объединиться с соответствующим районом», — пояснила специалист. Но она считает, что сначала нужно детально изучить этот вопрос, потому что необоснованное решение может привести к расширению зон ответственности, перенапряжению управленческих кадров, снижению качества выполнения должностных обязанностей.

О насущном и радикальном

По мнению эксперта, проблема, которую можно решить в ближайшее время, связана с Минском. «Здесь высокая концентрация населения. Мы знаем, что начали развиваться города-спутники. Если они будут дальше активно расти, то возникнет проблема управления ими. Таким городам требуется своя собственная администрация, которая позволит решать множество проблем в связке со столицей в рамках минской формирующейся агломерации», — пояснила Татьяна Вертинская. По ее словам, на уровне экспертов обсуждается вариант создания столичного региона. Есть смысл в том, чтобы объединить Минск с прилегающими территориями, в которые включались бы города-спутники, и это могло бы стать серьезным шагом на пути оптимизации административно-территориального деления.  

По мнению специалиста, ученым известен и более радикальный вариант — это полная перекройка всей административно-территориальной сети. «Если мы обратимся к зарубежному опыту, то заметим, что иногда здесь может действовать внешний фактор. Например, когда объединялась Европа, на уровне наднациональных органов встал вопрос о необходимости унификации административно-территориальных единиц по всей территории. Возникала необходимость реформ. Такая реформа была проведена в Польше, Литве», — рассказала Татьяна Вертинская. В Беларуси такого фактора пока нет. Если же появится необходимость в изменениях, в системе управления экономикой встанет вопрос о разграничении функций между областным и районным уровнями. Но ученые уже отработали эти модели. Региональный уровень будет отвечать за стратегические направления, а районные будут связаны с обеспечением населения необходимым состоянием экологии, жилищно-коммунальными условиями, дорожной инфраструктурой. «Есть вариант, который разрабатывался очень давно учеными страны. Если речь идет о переходе от трехзвенной системы (сельсовет, район и область, или первичный уровень, базовый и региональный) к двухзвенной. Это означает, что вместо шести областей предлагается около 18 округов, а вместо сельсоветов и районов создаются низовые уровни, где более активно будет развиваться институт местного самоуправления», — рассказала Татьяна Вертинская. Однако, по ее мнению, эта реформа очень дорогая, так как меняются все документы, система. Воплотиться в жизнь она может только при условии крайней необходимости, которой сегодня нет. «Возможно, в этом появится необходимость, если произойдет цифровая трансформация страны и более активно будут использоваться информационно-коммуникационные технологии», — считает Татьяна Вертинская.


Как отметил Директор института экономики НАН, кандидат экономических наук, доцент Валерий Бельский, вопрос изменения границ территориальных субъектов страны сегодня не является первоочередным и актуальным. «Есть другой важный вопрос, который заключается в том, чтобы изменить некоторые функции районных администраций. Чаще всего руководства в районе выполняет в основном хозяйственные функции, подменяя полномочия менеджеров предприятий. Функциональное совершенствование местной вертикали было бы более актуальным сегодня», — резюмировал Валерий Бельский.

Илья КРЫЖЕВИЧ

krуzhеvісh@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».