Вы здесь

Возможно ли выравнять уровень сельской и городской торговли?


Один из важнейших объектов в каждой деревне — безусловно, магазин. Это место, где люди могут приобрести все необходимое или заказать его привоз, куда стекаются все местные новости. Но важно как само по себе наличие магазина, так и качество, разнообразие товаров, которые он предлагает. Только в прошлом месяце эта тема дважды поднималась на самом высоком уровне.


Достойная отдача

Глава государства всегда особенно относился к деревне. По-видимому, во многом потому, что сам родился и вырос там. Обязательная поддержка сельских населенных пунктов, не просто повышение уровня жизни на селе — а поднятие его до уровня городского, и никак не меньше — это тезисы, которые Александр Лукашенко озвучивал на последних рабочих встречах, посвященных этой теме.

Если коротко, то посыл следующий: сельчане вносят огромный вклад в развитие экономики государства, обеспечение ее продовольственной безопасности. Но сами оказываются в менее выгодном, по сравнению с горожанами, положении в плане удобства приобретения определенных товаров — даже пищевых. В некоторых деревнях может даже не быть магазина, и жители или довольствуются автолавкой, которая не всегда имеет должный ассортимент, или вынуждены ехать в соседнюю деревню или даже город, что тоже не очень удобно, да и не все, особенно пожилые, даже при желании, могут это делать. В других сельских населенных пунктах магазины есть, но та же проблема — ограниченный ассортимент.  

Настало время изменить эту ситуацию. Потребности людей должны быть удовлетворены — вне зависимости от того, где и кто проживает. Ни в коем случае — и в том числе это позиция Президента — это не означает закрытие или замену белкоопсоюзовской торговли. В любом случае это, можно сказать, уникальная система, которая своими пунктами — как стационарными, так и мобильными — охватывает все сельское население страны — без хлеба, что называется, люди не сидят. В то же время все требует совершенствования. В нашем случае им послужит как развитие частной инициативы в сельской местности, так и создание новых торговых сетей, которые должны обеспечить сельчан широким ассортиментом товаров. 

Ставка на самозанятость...

Последние месяцы прошли под эгидой обсуждения — на уровне Президента — пакета документов по развитию предпринимательства и стимулированию деловой активности. Среди прочего обсуждался проект указа Президента «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», который, кстати, уже подписан. Проект указа направлен на развитие торговли, общественного питания, бытовых услуг в первую очередь в сельской местности и малых городах.

Например, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие штучную торговлю в сельской местности, будут освобождены от налога на добавленную стоимость. Кроме этого, документ предусматривает возможность установления на отдельных территориях специального режима налогообложения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания — с уплатой налога на прибыль для предприятий в размере 6% и единого налога для индивидуальных предпринимателей в размере одной базовой величины. Прописаны и другие упрощения условий для осуществления указанных видов деятельности — например освобождение от налога на недвижимость.  

А ситуация там действительно не очень позитивная. По крайней мере, если отталкиваться от статистики. Так, в течение последних лет наблюдается сокращение количества магазинов в сельских населенных пунктах. Только с 2012 по 2015 годы оно уменьшилось на 10% — с 9893 до 8977 единиц. В результате там, где несколько лет назад были магазины или другие работающие объекты бытового обслуживания, остались пустые здания. Для исправления ситуации проектом документа областные Советы депутатов на пять лет — с 1 января 2018-го по 1 января 2022 года — наделяются правом на назначение ряда налоговых и других льгот субъектам хозяйствования, осуществляющих указанные виды деятельности на территории сельской местности и в малых городах. 

Таким образом, указанный документ должен способствовать развитию торговли на селе, созданию там конкурентоспособной в этом плане среды, что отразится на качестве товаров и услуг. Кроме этого — не менее важная функция указа, — содействие самозанятости сельского населения. Ведь именно в деревне людям сложнее всего найти работу.

...и крупный бизнес

Если говорить о конкуренции в системе деревенской торговли, то кроме индивидуальных предпринимателей, небольших частных компаний, ее могут составить и крупные торговые сети, известные по всей стране. В начале сентября Александр Лукашенко обсудил с бизнесменом Павлом Топузидисом проект последнего по обслуживанию сельского населения.

Компания бизнесмена уже начала строительство уникального комплекса в Шклове. Проект предусматривает строительство супермаркета с торговым залом площадью свыше 700 квадратных метров, аптекой, расчетно-кассовым центром, зоной торговли промышленными товарами. Кроме этого, планируется построить там же два кинотеатра на 70 мест каждый, развлекательный центр и кафе.

Этот комплекс планируется эксплуатировать как распределительный центр для обеспечения торговых объектов в Шкловском районе и для выполнения заказов покупателей из населенных пунктов, где нет торговых объектов. В перспективе товарами будет обеспечиваться не менее 15 населенных пунктов Шкловского района.

Проект планируется использовать как типичный и в других регионах государства.

Надежда ЮШКЕВИЧ

yushkevich@zviazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Сельское хозяйство

Технологии против погодных аномалий

Технологии против погодных аномалий

Ученый — о предстоящей посевной компании.

Общество

Голосование: удобно и без эксцессов

Голосование: удобно и без эксцессов

Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.