В старину в белорусской деревне повитухой была обычно женщина пожилого возраста. Она являлась и акушеркой, и детским доктором, и советчицей роженицы, и помощницей ей по хозяйству в первые дни после родов. Повивальная бабка была очень уважаемым человеком в деревне. Крестьяне верили в магическую связь между повитухой и «повитыми» ею детьми. Мол, поведение бабки может положительно или отрицательно повлиять на здоровье и характер ребенка. Поэтому к повитухе предъявляли высокие требования: они должны были быть верующими, доброжелательными, аккуратными, честными. При первом купании бабка имела право дать младенцу имя. Тесная связь ребенка и его родителей с повитухой сохранялась на протяжении всей жизни.
Сегодня вся ответственность за успешные роды лежит полностью на врачах-акушерах и самой роженице. На смену же бабкам-повитухам пришли доулы, готовые оказать эмоциональную, организационную и практическую поддержку женщине во время беременности, родов и после. Только, в отличие от бабок, они не имеют права вмешиваться в сам процесс родов.
Тревожность, профессия, ночные «разъезды»
— Самое сложное в профессии доулы — отрываться от собственной семьи. Правда, касается это только сопровождения родов. Всю остальную работу можно спланировать так, как тебе удобно. Многие считают, что вот пришла, за ручку роженицу подержала и все! Куда там!? Здесь главное — не выражать тревожность. Важно настроиться и сохранять ощущение нейтральности и безопасности. И это несмотря на то, что у меня самой тоже могут быть какие-то проблемы, заботы — все оставляю дома. Трудно срываться ночью. Знаете, я не могла поехать с детьми на выходных к бабушке в другой город: «ждали», когда та или иная женщина родит, — с улыбкой вспоминает доула Лиза Шефер.
Сейчас Лиза не берется сопровождать роды. С появлением на свет четвертого ребенка заботливая мать просто не может себе позволить экстренные «разъезды» по городу.
— Первые минимум полгода после родов никогда не работаю, потому что знаю, что это для меня уязвимо, — говорит Лиза. — В нашей стране доул пока нет в реестре профессий, но все к этому идет. К сожалению, у большинства белорусов доула ассоциируется исключительно с родами. Не знаю, почему именно возле этой темы так все раздувается. Ведь сколько всего происходит до и после рождения ребенка!
Лиза с теплотой рассказывает о своем доульском кружке по подготовке к родам и жизни с младенцем. Первый раз женщина назвала себя доулой в 24 года после того, как второй раз стала мамой и выучилась на консультанта по грудному вскармливанию. А потом уже были специализированные курсы для доулы.
Свобода, милиция, белая ворона
— Ой, она с сыном и мужем. Потрясающе! — Лиза замечает в окне Лану Черкашину (одну из тех женщин, которые воспользовались доульскими услугами Лизы). — А какой мальчик уже большой!
Лиза и Лана не виделись около двух с половиной лет. Женщины спешили поделиться событиями из жизни, говорили о путешествиях, быте и, конечно, детях.
— А у моего Лешки такие «замашки» пошли. Вчера после прогулки в городе заявил: «Давайте такси закажем», — делится Лана.
— Есть у кого, — шутит Лиза.
— Да, еще осталось что-то от той жизни, — немного смущается женщина.
Страх расстаться с «той» жизнью, как говорят мамы, всегда пугает. И именно здесь на помощь может прийти доула.
— Лиза показала мне, что необязательно прощаться со свободой, к которой я очень привязалась за 33 года жизни (смеется). Она сняла это психологическое напряжение, будто в один момент все должно стать по-другому, — делится Лана. — Было время, когда я чувствовала себя одной против всего общества. Мы с мужем решили закалять сына с раннего возраста. Однажды несу ребенка в слинге, ножки его свисают (как и надо), и тут начинается со всех сторон: «Ему холодно. Купите коляску!», «Он же заболеет. Куда вы, родители, смотрите!?» На меня даже один раз вызвали милицию...
— Помню, как ты мне тогда звонила, — подхватила Лиза.
— Для меня это был шок, я после трех дней не могла выйти из квартиры. Меня назвали «нездоровой матерью, которая ходит и морозит ребенка»! Лиза тогда меня сильно поддержала. Я почувствовала, что не одна.
— И это же лето было! — вспоминает доула. — Для тех, кто не знает, слинг-шарф — это несколько слоев ткани! Ребенок потеет в нем всегда!
Дреды, домашние роды, непредсказуемость
— По тебе, Лиза, и не скажешь, что ты многодетная мать! — присоединилась к нашему разговору Наталья Талай.
— И о тебе тоже! — была рада видеть свою клиентку доула.
— Да, но я стараюсь больше такому «взрослому» имиджу следовать.
— А я решила измениться, не играть в «как надо и как принято». Быть такой, какая есть. Ну вот давно я хотела эти дреды, — указывая на свои волосы, говорит Лиза.
— Мне кажется, доулу женщина избирает не по внешнему виду, а интуитивно. Стиль общения, слова, темы — вот это важно, — добавляет Лана. — Мне Лизу вообще на одном из форумов для родителей посоветовали.
— А мы с ней познакомились еще до моей третьей беременности через общих друзей, — вспоминает Наталья. — Муж на партнерские роды не согласился, поэтому «подключила» Лизу. К сожалению, не все получилось по плану: роды вещь непредсказуемая (улыбается).
— Другой вопрос, что доуле «подходят» не все. Я не могу пойти на роды с человеком, который видит во мне не то, что я могу ему дать. Возьмем даже домашние роды, на которые меня однажды пригласили как акушерку. Да, у меня много знаний в психологии, «околомедицинских», но я не врач! С той женщиной я не стала работать, — объясняет Лиза. — Здесь важно понимать разницу: акушерка следит за процессом и оценивает роды, доула — за женщиной и ее эмоциональным и физическим комфортом.
Доула ни в коем случае не пропагандирует домашние роды:
— Выбирать место родов — личное дело женщины. Задача государства — обеспечить это право с соблюдением безопасности для всех участников родового процесса. Хочется, чтобы общественный резонанс, который сегодня вызвала тема домашних родов, сдвинул проблему в лучшую сторону.
В Беларуси оказание акушерской помощи на дому незаконное.
— Считаю, что женщина должна рожать в безопасной, комфортной обстановке. Лично я всегда понимала, что дома рожать не хочу: надо думать, как все организовать. Я не смогла бы полностью погрузиться в процесс, когда рядом находятся старшие дети и требуют моего внимания, — говорит Наталья.
Юридическая ответственность, самообразование, удивленные взгляды
— Каждый врач на своем рабочем месте ограничен сильной юридической ответственностью за качество медицинской помощи. Доуле в этом плане немного легче. Наши медики живут в этой системе и по-другому никак. Поэтому, наверное, вот этот диалог «врач-доула» пока в Беларуси не совсем налажен, — считает Лиза.
Доула постоянно совершенствует свои знания. Обучение в основном проходит за рубежом или онлайн:
— В нашей стране все эти мои сертификаты пока не признаны, но не они делают меня доулой. Тебе просто дают информацию. В общем, доульство требует много самообразования.
— Лиза как-то рассказывала, что в течение месяца слушала послеродовые истории мамочек. Такой курс проводила одна американская школа. И это очень ценно! Я почувствовала это на себе, когда она пришла ко мне на послеродовое пеленание, — говорит Наталья.
— А почему на роль доулы не годится мама, сестра, бабушка? — спрашиваю я. — Они тоже могут выслушать.
— Возможно, если у вас доверительные отношения, тогда это и «сработает». Моя семья смотрела на меня и не понимала, чего я хочу. Мол, родила два раза сама, сделаешь это и третий. Какая доула? Зачем? Все просто: мне тоже нужно внимание! — объясняет Наталья.
— Да я и сама чувствую эти удивленные взгляды «а ты вообще кто?», когда первый раз захожу в дом к клиентам, — говорит Лиза.
— Мама, конечно, очень мне помогала с ребенком. Качала мою доченьку, играла с ней. Она хорошо справляется с ролью бабушки, но не более, — добавляет Наталья.
Здоровая психика, шоколадный брауни, стоматолог для стоматолога
— Мужчины теперь чаще берут небольшой отпуск после рождения ребенка. Интересно, какого рода вопросы начинают задавать новоиспеченные папы. Если раньше это было что-то вроде «Как ребенка купать и кормить?», то теперь «Как моя жена себя чувствует?», «Как могу ей помочь?» И это прекрасно! Ведь что нужно для того, чтобы младенец рос здоровым? Здоровая мама со здоровой психикой! В общем, психологическое состояние женщины после рождения ребенка очень изменчиво. О проценте послеродовых депрессий мало говорят, а он большой, — делится наблюдениями Лиза.
— Задача доулы не в том, чтобы прийти и постучать пальцем по столу перед мужем «Жена должна лежать две недели после родов, приноси ей чай в постель каждый день». Нет, доула — это не о том. Это о семье, о системе. Я должна помочь этой системе работать с малышом на руках. Иногда быть медиатором между женщиной и мужчиной или даже другими родственниками, чтобы им было проще в новых ролях продолжать жизнь.
Интересно, но доула и по домашнему хозяйству поможет, и ужин с обедом приготовит.
— Мы с Лизой шоколадный брауни готовили! — подхватывает Лана. — В общем, это такой простой, но очень нужный акт заботы о женщине.
— А нужна ли доуле доула? — спрашиваю я.
— Конечно, это как стоматологу нужен стоматолог (хотя у разных родов могут быть различные потребности даже у одной и той же женщины). Я, например, не могу сама себя за ручку подержать и сказать, что все хорошо. Во вторых и третьих родах муж очень хорошо сыграл эту роль. На четвертых родах он был занят старшими детьми.
В ближайшем будущем Лиза планирует перевести свои услуги в онлайн-формат. На качество это не повлияет, а стоить будет немного дешевле.
* * *
— Лиза, у нас сохранилось видео, где я вся такая серьезная в очках нашу Лешку в слинге и спрашиваю тебя «Все ли я правильно делаю? Мне кажется, ему неудобно в головке». При этом ребенок спокойно спит. Сейчас это выглядит абсурдом! А тогда мы только учились быть родителями. Спасибо за все, — одеваясь, на бегу «кинула» Лана.
Екатерина АСМЫКОВИЧ
Фото Антонины ХОТЕНКО
Компетентно:
Мария ТАКУНОВА, врач акушер-гинеколог, руководитель Школы материнства и женского здоровья «Лира»:
— В Беларуси с 2015 года в роддомах партнером в родах может быть только муж или мать. Тем самым исключается возможность участия на родах доулы. Объяснение этому одно. Вокруг понятия «доула» среди врачей витает много историй об их активном участии в родовом процессе. Считается, что они могут отговаривать женщин от предложенной анестезии, сомневаться в необходимости стимуляции, следуя исключительно натуральным взглядам на роды, не допуская альтернатив. В большинстве своем эти истории далеки от реальности, но акушеры-гинекологи им верят. А когда именно врач несет ответственность за жизнь и здоровье женщины и ребенка в родах, очень не хочется вступать в конфронтацию и в какие-то неотложные моменты доказывать обоснованность своих действий.
Ни для кого не секрет, что партнерская помощь может быть очень эффективной. Роженица в присутствии партнера может лучше расслабиться, легче переживать боль, а это однозначно помогает хорошему протеканию родов. Многие беременные хотят взять с собой на роды помощника, но мужа в качестве партнера не рассматривают. Им хочется какого-то более чуткого, бережного, именно женской заботы о себе. Поэтому в этой роли вполне может выступить доула.
«Пока у нас такой сильный лидер, все у нас будет хорошо!».
Впечатления тех, кто наблюдал за торжеством в регионах.
Оно не является населенным пунктом.