Идея этого проекта витала в воздухе. Суть: увидеть регионы Беларуси глазами собственных корреспондентов «Звязды» из других областей. С одной стороны, это дает возможность посмотреть на привычное свежим взглядом. Снова и снова открыть для себя свою Родину. С другой — лучше узнать не только о том, чем гордится, или что хочет популяризировать тот или иной регион, но и друг о друге. Ведь это хороший повод для встречи и неформального общения, без которых невозможна ни одна настоящая поездка. Первая область, которую мы выбрали, — Гродненская. И тема путешествия определилась почти сама собой — туристический потенциал. Таким образом, собственные корреспонденты «Звязды» из Могилева, Бреста и Гомеля делятся сегодня своими впечатлениями от первой совместной поездки в один из самых любимых всеми белорусами городов.
Все начинается с любви. С чего же еще? В 1989 году поженились Павел и Наталья, студенты Минского медицинского института, а сегодня их старший сын Роман Климук не только потомок профессии родителей — он тоже врач, но и один из владельцев агроусадьбы под Гродно, которая имеет громкое название Каролинский фольварк Тизенгауза.
Все началось с веры. Когда-то католик Павел обвенчался с православной Натальей. Неслучайно, что первым зданием на территории, где сейчас агрокластер, стала часовня. Ксендз Юзеф Макарчик так благословил, а пара супругов его послушалась. После этого значительно изменилось отношение местных к пришлым людям. Деревенские старушки рады, что теперь не нужно на воскресную службу ездить далеко. Ну а о том, Кто действительно способствовал важному делу, молчу.
На самом деле все началось со студенческого стройотряда. В середине 80-х юный Павел вместе с будущими коллегами-медиками работал с мастерком и киркой в руках — строил фермы, дома. Так приобретались инженерные и организаторские навыки. Опыт не мешает и по сей день, поэтому хоть и страшно сначала было браться за большое дело возрождения исторической усадьбы, но знал, с какой стороны подступиться. Тем более до начала работ на усадьбе Павел Климук уже построил собственную клинику в Гродно, где и до сих пор занимается частной медицинской практикой. Так что возрождать запущенную донельзя усадьбу начал с определенным опытом.
А может, все началось с дружбы? Именно друзья поощряли легких на подъем Наталью с Павлом ездить в путешествия по Беларуси. Таким образом, молодые люди — а их и сейчас по-другому не назовешь — стали глубоко интересоваться историей родного края. Например, они вместе работали на раскопках в Троицком предместье. В международных лагерях за рубежом жили в древних усадьбах. Там впервые увидели, как можно в таких постройках сохранять и поддерживать исторический колорит.
Не исключено, что все началось с потомков. Их сегодня трое у Климуков. Кстати, второй сын, Антон, сейчас приобретает ту же специальность, что и родители — и в том же вузе. А вот девятилетний младший Степан говорит, что будет директором Каролинского фольварка Тизенгауза. Пока же, когда видит, что где-то мусор разбросан, без напоминания и без излишней чести берется за веник и убирает. Настоящий хозяин, что говорить.
Все началось четверть века назад. Павел обратил внимание на имение еще в 1992 году, когда искал, где жить после окончания института, и приехал по распределению в Гродно. Молодому человеку очень понравились здешние места. Но в то время не сложилось: участок под дом выделили в соседних Коробчицах. А о том, как здесь было в 2003 году, когда Климуки стали владельцами только одного помещения в сегодняшнем «родовом гнезде» (название главного здания в усадьбе), напоминают теперь только старые фотографии и исторические остатки ворот, построенных из бута и камней во второй половине XVIII века.
Все начиналось с предков. Если совсем окунаться в историю, известно, что осваивали эти земли в XVI веке влиятельные татарские роды. Они тогда получили привилегию на владение территорией от королевы Речи Посполитой Боны. Во время реконструкции основного усадебного дома, который много раз перестраивался, нашли кирпич, котоый по своей структуре и размеру был характерен для XV—XVI веков. Все многочисленные хозяева поместья неизвестны, так как архив сгорел, однако точно известно, что во второй половине XVIII века фольварк принадлежал гродненскому старосте Антонию Тизенгаузу.
Тизенгауз все начал с налогов. Именно подскарбий (министр финансов) Великого княжества Литовского Антоний Тизенгауз, человек авторитарного образа мыслей, заставил здешних платить налоги. И вообще начал проводить многие радикальные реформы, которые не поддерживались местной знатью. Когда в казне появились деньги, он начал воплощать идеи, почерпнутые в европейских столицах. Хотел, чтобы на Гродненщине было лучше, чем в Париже или Варшаве. За 20 лет он открыл свыше 15 мануфактур — суконную, полотняную, чулочную, каретную, оружейную и другие. По его инициативе в городе над Неманом был построен жилой, административный и культурный комплекс, основан театр, музыкальная капелла, медицинская академия, кадетский корпус, музей истории природы, заложен самый крупный в Европе ботанический сад... Гродненский староста повлиял и на историю села Каролино, хозяином которой был определенное время. Однако в 1780 году его обвинили в растратах королевского имущества и лишили власти. Пережить этого старый холостяк так и не смог, и в 52 года, забытый и одинокий, умер от туберкулеза.
Все начиналось в деревне Каролино заново много раз, так как после смерти Тизенгауза усадьба закладывалась за долги и переходила из одних рук в другие. Кстати, один из хозяев, Спиридон Гансовский, в своем завещании подробно описал все, что здесь находилось во второй половине XIX века, и даже дал советы, какие производства развивать выгодно. Впрочем, сегодняшние хозяева не делают ставку на доход от усадьбы, говорят, что до сих пор в большей степени занятие агротуризмом — дело убыточное. Семейное увлечение хотя слишком дорогое, но любимое, в которое вложены не только деньги, но и душа.
С души все и начинается, хотя о материальной стороне дела никто не забывает. Климуки, которые обосновались здесь надолго, утверждают, что нынешние изменения в законодательстве дадут новое дыхание агротуризму. Люди, которые живут на селе и сами заботятся о его развитии, теперь смогут иметь не всегда стабильный, но дополнительный доход. В том числе от проведения свадеб или корпоративов.
— В этом секторе есть возможность реализоваться, — отмечает Павел Климук. — Кто-то шьет, кто-то вяжет, кто-то пчеловодством занимается... Те, кто может работать, получили возможность и подзаработать. Но ведь это бизнес нестабилен, так как на него значительно влияет сезон, погода, инфляция... А расходы по содержанию постоянные. Важно спокойно работать и колебания в законах не должны влиять на дела.
Патриотизм. С него все начинается? Будто слишком возвышенное слово, но Наталья до сих пор с теплотой вспоминает свою белорусскоязычную школу на Брестчине и сочинение по-белорусски при поступлении в медицинский вуз. Павел напоминает, что в его первом паспорте была написана национальность — поляк.
— Я родился в местечке Ясная Поляна Калининградской области, которое ранее называлось Тракенен. Там вывели знаменитую тракененской породу лошадей. По слухам, родовая усадьба, где я жил в бывшей конюшне, переделанной под квартиры, могла принадлежать генерал-фельдмаршалу Паулюсу. Когда мне было шесть лет, родители вернулись сюда, на родину. Мы здесь все разной крови, но хорошо договариваемся друг с другом. Я кайфую от физического труда. На мне финансирование, реставрация и дизайн. Наталья отвечает за кухню, хозяйство и уборку. Прием гостей — дело Романа. Антон очень нам помогал, пока в институт не поступил, он один выкашивал все газоны. А территория у нас между тем — 2,5 га. Плюс обкашиваем вокруг усадьбы. Младший Степан здесь вырос — он может провести экскурсию по усадьбе.
Все начинается с улыбки. Об этом хорошо знают хозяева, основная специальность которых — стоматология. Однако важно не только создавать улыбку искусственно, но и демонстрировать искренне и чаще. Например, есть большая мечта увидеть улыбающихся таможенников и пограничников. А еще услышать, как они с гостями разговаривают по-английски. К тому же, когда иностранцы, которые начали пользоваться пятидневным безвизом, будут меньше времени тратить на границе, радости всем прибавится.
— Сюда, к нам в усадьбу, приезжают разные люди: ученые, писатели, художники, — говорит Наталья. — Пять лет подряд мы проводим здесь пленэр художников из разных стран. В качестве благодарности они нам оставляют свои картины — так создается наша художественная галерея. Для нас важны отношения с людьми культуры. Это и нам дает очень много. Мне все равно, какую должность занимает человек. Важно, чтобы он отсюда увез положительный эмоциональный настрой.
С безвиза и ностальгии также начинается много. Хозяева агроусадьбы, которая находится на расстоянии десяти километров от Польши, говорят, что граждане соседней страны протоптали сюда дорожку. Тем более, что многих из них, как и наследника последнего досоветского владыки усадьбы Козел-Поклевского, связывает с Гродненщиной история собственных предков. С 1921 по 1939 год это была польская территория, и у многих оттуда есть родственники по эту сторону границы. Между тем и литовцы, которым до Гродно рукой подать, проявляют интерес и уверенно открывают для себя новую Беларусь. Любознательные россияне время от времени наезжают.
Путь к фольварку начинается с запроса в интернет. За отношения с посетителями в усадьбе ответственный Роман Климук. Всемирная паутина — его вотчина, и таким виртуальным образом он активно поддерживает интерес к усадьбе. Старший из сыновей организовывает отдых гостей:
— Чаще всего о нас узнают через интернет или тех, кто здесь уже побывал. Мы стремимся сохранить дух фольварка. Он не только в архитектуре построек, но и во многих легендах, которые сопутствуют истинной древней истории. Например, ночью некоторые слышат здесь звуки клавесина. В нашей усадьбе есть подземный ход, ведущий в комнату, где недоступна мобильная связь. Кстати, говорят, что когда-то там проходили таинственные собрания масонов. Одним из них был и Тизенгауз. Тут и конюшня с лошадьми, и музей быта, и мельница — водонапорная башня по совместительству, кареты, бильярды, корты, бани, пруды... В Каролино около 300 лет назад была именно гостевая усадьба, и мы сейчас продолжаем традицию — отовсюду принимаем гостей.
Таким образом, все начинается с любви. К родственникам, к делу, к земле, к усадьбе — к родине в конце концов. Все начинается с ответственности за то, что ценишь. С гордости, что тебе повезло реализовываться именно здесь, именно таким, сверх данным образом.
— Важно иметь жажду жить, — в один голос говорят Климуки и искренне улыбаются. — Все только начинается. И продолжение будет обязательно, так как планов развития Каролинского фольварка Тизенгауза невпроворот.
Ирина ОСТАШКЕВИЧ
Фото Ирины ОСТАШКЕВИЧ, Нелли ЗИГУЛИ
Жилье и здоровье — наиболее волнующие для людей.
Зарплата плюс социальный пакет.
Купить квартиру в другом городе, не приезжая в него.
Пылающие берега Сожа.