Вы здесь

Князь Андрей Полоцкий. Жизненный путь


«О, соловей, летняя птица, вот бы тебе, соловей, своим пением прославить великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, и земли Литовской двух братьев Ольгердовичей, Андрея и брата его Дмитрия, да Дмитрия Волынского! Они — сыновья Литвы храбрые, кречеты в ратное время и полководцы прославленные, под звуки труб их пеленали, над шлемами миловали, с конца копия они вскормлены, с острого меча вспоены в Литовской земле». Вот так возвышенно восхвалял героев знаменитой Куликовской битвы неизвестный, но высокопоэтический автор «Задонщины». Не знал он, что именно его литературный талант и художественное слово обессмертить имена героев этой битвы, в частности братьев Ольгердовичей — Андрея Полоцкого и Дмитрия Брянского. Кто бы сейчас знал некоего новгород-северского князя Игоря, если бы не «Слово о полку Игореве»? Вот такая мощь гениального произведения, когда реальный прообраз литературного героя вырастает до символического образа своего времени и даже страны, если вспомнить короля Артура, рыцаря Роланда, принца Гамлета и нашего князя Игоря. 


Именно «Задонщине» Андрей Полоцкий обязан славой героя победы над черным Мамаевым полчищем. Благородный, мужественный витязь — аналог европейского рыцаря. Как не увлекаться им?! А жизнь этого витязя была трудной и драматичной: родительская немилость, уход из родного дома, блуждание по чужим дворам, восстание против несправедливости, плен и годы в неволе, снова неопределенное блуждание и славная смерть на поле битвы на Ворскле. Как ни странно, но это обычная судьба многих Ольгердовичей первого и второго поколения. Только малочисленность документов не позволяет нам познакомиться с их драматической жизнью — представить эту разнообразную мозаику людских судеб с накалом шекспировских чувств. 

Если бы Ольгерд передал великокняжеский престол Андрею, своему старшему сыну, безусловно, история ВКЛ пошла бы не Ягайловым путем к Креву и Кракову, а совсем другим. Андрей продолжал бы родительскую политику сбора восточноевропейских земель и многое сделал бы. Хотя чего гадать. Случилось как случилось.

На то время, 1377 год смерти Ольгерда, Андрей уже побывал псковским князем, но оставался князем полоцким. Именно из-за полоцкого посада он в 1342 г. покинул Псков, назначив там своих заместителей. Не послушался просьб псковичей править в Пскове самому, поэтому нашли ему замену в 1348 г. Андрей был первым помощником в отцовских делах, и, конечно, Ольгерд хотел иметь в Полоцке именно его. В 1358 г. Андрей завладел таким важным для ВКЛ городом, как Ржев. Ходил с отцом в походы на Москву, еще не предвидя, какую роль сыграет она в его жизни. Защищал Полотчину от крестоносцев, когда они в 1366 г. пришли под Полоцк. Сам ходил в походы на Ливонию, мстя крестоносцам за разорение родного края. Из всех Ольгердовичей он был достоин великокняжеского посада, но Ольгерд из-за своих отцовских чувств завещал его старшему сыну от второй жены Ульяны Тверской, Ягайло. Наверное, думал, что он позаботится о своих младших братьях. Андрей не признал Ягайло великим князем и выехал в Псков искать помощи. Наверное, надеялся, что его снова выберут псковским князем. Но псковичи не хотели ввязываться в междоусобную войну между Ольгердовичами. Тем временем Полоцк обложило насланное Ягайло войско во главе с вездесущим Скиргайлом.

Андрей отправился к тому, кто мог помочь ему, — московскому князю Дмитрию Ивановичу. Тот помог, но себе на пользу. Пошел походом до Брянска, где его хлебом-солью встретил князь Дмитрий Ольгердович, передав свои владения — Брянск, Трубчевск и Стародуб под его власть. Это ослабило ВКЛ, но не усилило самого Андрея. Пришлось укрощать свою гордыню и служить московскому князю. В 1378 г. в битве с татарским полчищем Белича, первой выигранной московитами у татар битве, он внес весомый вклад в победу. «Ударили по ним с одной стороны князь Андрей Полоцкий, а с другой стороны Данила Пронский», — сообщает летопись. А после будет славная победа 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, где Андрей Полоцкий возглавил полк правой руки. Накануне битвы он посоветовал Дмитрию Ивановичу перейти Дон: «Если будем здесь, слабым будет воинство, если же мы на другую сторону Дона перейдем, сильными и мужественными будем». Слова, в которых проявилась Андреева натура — сильная и мужественная. Он не давал воинству возможности отступить в трудное время: погибнуть или победить — другого он не видел. Победа была оплачена большими потерями. Дмитрий Донской не то, что не мог деятельно помочь Андрею, а в 1382 г. дать надлежащий отпор нашествию золотоордынского хана Тохтамыша, и оставил защищать свою столицу князя Остея, которого считают Андреевым сыном. Но приход в 1381 г. к власти в ВКЛ Кейстута позволил Андрею вернуться в Полоцк. Полочане выгнали из города Скиргайло. Сейчас Андрей более реалистично оценил свои силы и возможности, он уже не претендует на великокняжескую власть во всем Великом княжестве, он хочет управлять Полоцкой землей как своим государством, называет себя великим князем Полоцким (для ливонцев он «русский король Полоцка»), бьет свою монету. Однако судьба вновь против него.

Обманом и с помощью крестоносцев к великокняжеской власти пришел свергнутый Ягайло. После смерти Кейстута очередь подошла и к Андрею, который объявил себя самостоятельным хозяином. Потеря Полоцка — это потеря Двинского торгового пути. Это экономический удар по ВКЛ. Не дожидаясь драматической развязки, Андрей едет в Псков и уже там в длинных раздумьях решает обратиться за помощью к Ордену. Пойти путем Витовта, который с крестоносцами воевал с Ягайло. 9 октября 1385 г. Андрей отдает свое «Полоцкое королевство» под власть Ливонского ордена. Такой вот исторический поворот, который определил для Полоцка надменный его князь. Возможно, союз с орденом он считал временной мерой, хотел обмануть крестоносцев, как Витовт. В 1386 г., когда Ягайло с братьями отправился в Польшу короноваться, Андрей поднял восстание (хотя это громко сказано). Помощь ливонских крестоносцев вылилась в грабеж земель от Лукомля до Ошмян. Неизвестно, принял ли Полоцк бывшего князя, который помимо забот и войны ничего положительного не мог дать городу. По крайней мере, защищался Андрей от войск Скиргайло и Витовта в Лукомле. Наверное, как Кейстут в свое время, Андрей поверил хитрым словом Скиргайло и сдался. Шесть лет провел Андрей в заключении в Хенцинском замке и мог там и сгнить.

В 1394 году за его поручились Витовт, Скиргайло, киевский князь Владимир Ольгердович и кобринский князь Федор Ольгердович. Ягайло дал ему свободу, чтобы он умер тихо и незаметно. Престарелый князь уже не мог найти себе место в жизни. Он называет себя великим князем, но у него не было даже удела. Его приютил за былые заслуги Псков, где был заместителем его сын Иван Андреевич. Погиб в битве с Олегом Рязанским сын Михаил, а Остей (Александр) попал к нему в плен, умер Семен. Вот так погибли мечты о величии и достоинстве, потерян родной дом и земля; он, великий князь без княжества, живет на сыновью ласку. Жизнь без мечты, без цели, без дела, равно как бесправная жизнь, — она была не для Андрея. Великий князь Андрей Полоцкий погиб 12 сентября 1399 г. в битве с золотоордынской армией на Ворскле, положив свою душу за «други своя».

Витовт ЧАРОПКО

Выбор редакции

Общество

Молодая зелень — главный помощник при весеннем авитаминозе

Молодая зелень — главный помощник при весеннем авитаминозе

Сколько же стоит этот важный компонент здорового рациона сейчас?

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.