Осенью в парламенте только и разговоров, что о бюджете — документ, который в определенной мере определит финансовую жизнь страны на следующий год. Но прежде чем он будет реализован, ему предстоит пройти не одно законодательное колесо. Мы расспросили Владимира ПАНТЮХОВА, председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам, о том, что необходимо доработать в бюджетном пакете, а также о том, как складывается инвестиционный климат в нашей стране.
— Этой осенью перед парламентом стоят два ключевых направления. Речь идет о совершенствовании инвестиционного законодательства и бюджете на 2018 год. Президент нашего государства Александр Лукашенко в своем обращении к белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2017 года назвал привлечение инвестиций вместе с наращиванием экспорта жизненной необходимостью.
Статистика такова, что с 2011 года доля инвестиций в основной капитал сократилась в 1,6 раза (с 32,1% в 2011 году до 19,8% в 2016 году). Объем прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику также сократился в 1,6 раза (с $11,1 млрд до $6,9 млрд). Актуальным вопросом остается и качественное изменение структуры инвестиций в основной капитал. Если в 2011 году доля машин и оборудования в технологической структуре инвестиций составляла 45,3%, то в 2016 году — 35,7% (первое полугодие 2017-го — 36,7%), что обусловливает снижение отдачи от инвестиций.
Часто приходится слышать много красивых слов о привлекательных условиях для инвестора, созданных в нашей стране. И тут я снова приведу цитату из обращения главы государства: «Если все условия созданы, то почему объемы инвестиций сокращаются? Где мы недорабатываем?» Почему инвестиционный климат у нас, к сожалению, реально хуже, чем ситуация в экономике? Понимание необходимости и важности инвестиций, в том числе иностранных, в реальный сектор экономики у государственных органов сформировано. Однако сегодня инвестиционный процесс имеет в большей степени пассивный характер.
Именно поэтому нам следует перестраивать работу с инвесторами, нацеливая ее на результат, усиливая наши конкурентные преимущества, чтобы инвестор понимал — вложения в Республику Беларусь выгодные и надежные. При этом, на мой взгляд, не стоит делать акцент исключительно на преференциальные за счет выдачи налоговых льгот, превращая страну в «большой оффшор». Ведь инвестиционная привлекательность включает в себя и политическую стабильность, прозрачность намерений и наличие антикоррупционных механизмов.
— Каким образом законодательная власть может повлиять на улучшение инвестиционного климата в стране?
— В настоящее время инвестиционную сферу в нашей стране регулируют 40 правовых актов. Создана рабочая группа по выработке системных мер по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь под руководством первого заместителя премьер-министра Беларуси Василия Матюшевского.
Однако смелых и эффективных новаций в инвестиционном законодательстве до сих пор нет, комплексные решения не принимаются. Это системный недостаток, который не позволяет сегодня выходит на амбициозные инвестиционные проекты.
Совет Республики неоднократно представлял в правительство и другим заинтересованным конкретные предложения по совершенствованию законодательства в инвестиционной сфере. Однако вопрос о наличии в стране дружественной правовой системы, ориентированной на отечественного или иностранного инвестора, и сегодня является открытым.
— Что предлагается для инвесторов и в целом для улучшения бизнес-климата?
— Во-первых, гарантия сбыта на внутреннем рынке части продукции, полученной в результате реализации инвестиционных проектов. Для этого требуется развитие института специальных долгосрочных инвестиционных договоров, когда инвестор под предусмотренные договором обязательства получает гарантии на государственные закупки товаров, произведенных в соответствии с указанным договором. При этом должно быть понимание того, что производство, которое появилось недавно, не может в первое время конкурировать с теми иностранными компаниями, работающими на рынке давно.
Во-вторых, гарантии стабильности при изменении законодательства (так называемая стабилизационная оговорка). Потенциальные инвесторы должны быть уверены в том, что наша страна будет привлекательным местом для инвестиций в долгосрочной перспективе. Целесообразно также ввести правило о том, что нормы, ухудшающие положение инвестора, не действуют в отношении него в течение определенного периода времени. При этом указанное правило необходимо обеспечить судебной защитой, т.е. инвестор должен иметь право обратиться в суд и получить иммунитет от действия такого рода норм.
В-третьих, необходимо пересмотреть меры ответственности в сфере инвестиционных отношений. Должна быть обеспечена соразмерность штрафных санкций, которые начисляются инвесторам, по инвестиционным договорам, выявленных нарушениях, а также разграничена ответственность юридического лица и ее учредителей в случае экономической несостоятельности (банкротства), т.е. субсидиарной ответственности применяться не должно.
В-четвертых, нужно внедрить выделение дополнительных стимулов для инвесторов, которые планируют осуществлять инновационную деятельность, для внедрения новых технологий.
В-пятых, необходима декриминализация экономических рисков, освобождение от уголовной ответственности за ряд нарушений в экономической деятельности, отмена конфискации товара и выручки как вида административного взыскания, уменьшение размеров штрафа за налоговые и таможенные правонарушения.
В-шестых, важно давать коммерческим банкам возможности участвовать собственными ресурсами в финансировании проектов в роли инвесторов, а не только кредитующих организаций, нести с заемщиком солидарную ответственность и принимать на себя возможные риски.
В-седьмых, предлагаю безусловно выполнять принятый в 2015 году Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве», которым заложена правовая основа для расширения взаимодействия государства и бизнеса.
Считаю, что указанные выше предложения необходимо активно реализовывать, в том числе путем внесения изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях», Банковский кодекс и другие акты законодательства.
— Традиционно осень — время обсуждения бюджетных законопроектов...
— Их рассмотрение является одной из ключевых задач для Совета Республики в рамках этой сессии. В первую очередь речь идет о бюджете на 2018 год как основном финансовом плане развития страны. Также в «портфеле» сенаторов будут законопроекты о внесении изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы, бюджетах фондов социальной защиты населения и гражданской авиации.
Основные позитивные моменты, которые заложены в проект бюджета на 2018 год, связаны преимущественно с решением социальных задач. То есть с ростом заработной платы для работников бюджетной сферы, улучшением пенсионного обеспечения, увеличением объемов и развитием бюджетных механизмов поддержки строительства жилья для тех, кто в этом нуждается.
Вместе с тем считаю, что баланс интересов всех участников бюджетного процесса на 2018 год пока рано называть оптимальным.
— И что вас настораживает?
— Например, на 17% сокращается общий объем расходов на агропромышленный комплекс. Считаю, что бюджетные механизмы финансирования АПК целесообразно расширить, в том числе за счет норм Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. №347 «О государственной аграрной политике». Критически низким остается объем финансирования научной и инновационной деятельности. Несмотря на рост в 6,7%, наукоемкость ВВП составит только 0,25% при целевой задаче по увеличению этого показателя до 1% в текущей пятилетке.
Недостатком проекта бюджета следует считать урезание расходов на финансирование целого ряда госпрограмм. По оценке Минэкономики, общий объем недофинансирования госпрограмм из бюджета на 2018 год составляет 123,7 млн рублей. Очевидно, что в таких условиях их выполнение в полном объеме будет проблематичным.
— Какие это может иметь последствия?
— Как известно, госпрограммы разрабатывались в строгом соответствии с приоритетами социально-экономического развития, закрепленными в Программе пятилетки. Поэтому дальнейшее сокращение расходов на госпрограммы ставит под угрозу выполнение Программы социально-экономического развития в целом.
Я перечислил лишь некоторые проблемные вопросы по бюджету на 2018 год. Проекту бюджета необходима детальная экспертиза (с научным обоснованием ключевых статей расходов и доходов).
Что касается бюджета Фонда социальной защиты населения, то, к сожалению, с 2014 года нам удается сбалансировать его только за счет субвенций республиканского бюджета. 2018 год только закрепляет этот тренд. В законопроекте снова предусмотрены субвенции в бюджет Фонда на сумму 1,4 млрд рублей. Соотношение средней пенсии и средней заработной платы прогнозируются на уровне 35,2% (по итогам 2017 года ожидается 36,6%).
Вместе с тем в Программе пятилетки установлен ориентир в 40%. Очевидно, что его достижение уже сегодня под большим вопросом.
— Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию?
— Прежде всего, провести оптимизацию льгот по уплате обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН и сокращение отдельных видов выплат, на которые страховые взносы не начисляются. Общий годовой эффект от реализации этих мер, по оценке Минтруда и соцзащиты, может составить 550 млн рублей. Возможно, это непопулярные меры, но, если их сегодня не реализовать, бюджет Фонда неизбежно будет оставаться дефицитным.
Согласитесь, нас оценивают по результатам действия законов, которые мы принимаем. Улучшилась жизнь — хороший закон, не улучшилась — никому не нужный закон. Поэтому в настоящее время парламентарии работают над решением всего комплекса вопросов и в сфере инвестиционного, и в сфере бюджетного законодательства.
Вероника ПУСТОВИТ
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».