Вы здесь

Кельтский привкус клюквы


Завтра в столичном ботаническом саду состоится праздник. Как обещает реклама, размещенная в вагонах метро и на официальном портале батсада, минчан и гостей столицы ожидает «очень интересное, необычное мероприятие кельтский древний праздник осени, праздник окончания сбора урожая Самайн! По обычаям кельтов, Самайн знаменовал окончание одного сельскохозяйственного года и начало другого это типичный сезонный, календарный праздник, который своими чертами похож на осенние праздники наших предков. Отдавая дань кельтскому искусству музыки, танца (традиций Ирландии и Шотландии), на Самайне вы также можете собраться с друзьями и семьей на большой фестиваль с фолк-музыкой, танцами, таинственными обрядами, сражениями древних воинов, национальными играми и забавами, отдохнуть на прекрасном ландшафте и приобрести знаменитый и полезный продукт от ботанического сада клюкву крупноплодную». Организаторы мероприятия обещают посетителям «встречу с мифическими существами, показательные танцевальные шоу и боевые поединки, кельтские развлечения, игры горцев, гадания, мастер-класс по вязанию кельтских узелков, вырезанию и раскрашиванию фигурок из тыквы». Будут выступать также музыкальные группы с очень красноречивыми названиями «Клуаран», «Доходяги Бэнд», «Все Crazу»...


Казалось бы, можно только порадоваться, что в таком в ​​прямом смысле академическом учреждении, как Центральный ботанический сад, появились креативные менеджеры, которые придумали превратить в увлекательное шоу продажу урожая клюквы, который, как видно из рекламы, на плантации батсада в этом году удался. Только мне лично радоваться не хочется. Ведь, если отбросить коммерческую затею, в голом остатке получим пропаганду абсолютно чужой культуры — где кельты, где славяне. В принципе, в том, чтобы знать и ценить традиции других народов, ничего предосудительного нет. Но при одном очень важном в сегодняшних глобальных отношениях условии: если хорошо знаешь и ценишь традиции народа, к которому принадлежишь. Мы это условие выполняем? Давайте не будем заниматься самообманом, особенно когда речь идет о «хорошо знать».

Еще знаете, что очень огорчает? Все эти «доходяги», «сrazу» ( «сумасшедшие»), фигурки из тыквы, кельты, разная другая иностранная холера и лихорадка, связанная с бесами, очень явно вылезает у нас на поверхность только однажды в год — перед Дедами, Родительской субботой, Заупокойным днем. У белорусов разных вероисповеданий осеннее поминание предков называется по-разному, но от этого не меняет своей сути: сходить в храм, после, если удастся, — на кладбище, после всей семьей собраться на поминальный ужин и вспомнить всех, кого уже нет с нами: и тех, кого знали и оплакивали, и тех далеких прапра-, положивших когда-то начало Роду... Каким боком, извините, к этому кельтские пляски?

А кельтские пляски для наших массовик-организаторов — просто топор под лавкой. Ведь те же ирландцы и шотландцы в свое время эту национальную традицию очень удачно раскрутили. И сейчас стоит набрать несколько слов в интернетовском поиске — тут тебе и «Самайн» (который, кстати, на исторической родине называли «праздником мертвых» — считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие клановые запреты), и «Хэллоуин» — во всей красе, с готовыми сценариями, с описанием обрядов (их сущность — дело второстепенное). Бери себе, приспосабливай  к белорусской действительности, привлекай таким образом посетителей в ночной клуб или покупателей на крупноплодную клюкву, делай шоу и деньги. Можешь даже написать что-то вроде «чертами похоже на праздник наших предков». Кто проверит, если праздник предков для многих — «земля незнакомая»?

Правда, в белорусской народной традиции нет праздника, связанного со сбором клюквы. Об этом я узнала от Янки Крука, одного из самых опытных в деле белорусских календарных обрядов наших этнографов. Были общие Дожинки — праздник сбора урожая. После Покровов землю оставляли в покое и все обрядовые действия переносились в деревню — наступала пора свадеб. Осенние Деды, а за ними Филипповка место этих действий сужали еще больше — до отдельно взятого дома: наступало время затишья, начинались вечера за поставами и прялками, с песнями, с пересказом легенд и сказок... А потом был у нас и свой «Хэллоуин» — Каляды с их масками, плясками, песнями — разве не похожи?..

Кто-то скептически улыбнется: ну и как из описанного делать шоу и праздник, привлекать внимание, если он скучный и нудный, как те ноябрьские вечера или, в лучшем случае, общеизвестный? Не думаю, что исконные традиции тех же кельтов были намного веселее — одним из главных ритуальных действий во время упомянутого Самайна было забивание скота, который не переживет зиму. Но ведь в каждой традиции есть что-то, что при желании можно превратить в коммерческую «фишку». Уверена, если бы сотрудники ботанического сада обратились к своим коллегам по Академии наук из Института этнографии и фольклора, те бы придумали что-то интересное, связанное и с клюквой, и с нашими традициями. Но проще «загуглить» в интернете...

Впрочем, ну ее, ту отдельно взятую клюкву. Главное, чтобы таким простым и притягательным путем — притянуть за уши что-нибудь совсем не свое, но «интересное и необычное» — не пошли работники домов культуры — и городских, и деревенских, на которых проведение массовых праздников с привлечением народных традиций сегодня и держится . Ведь через два-три поколения только и будем знать, что праздники кельтов, тавров, бушменов...

Кем при этом будем считать сами себя и как называть свою страну вот в чем главный вопрос.

Елена ЛЕВКОВИЧ

alena@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Гороскоп на эту неделю

Гороскоп на эту неделю

ВОДОЛЕЙ. На этой неделе добиться успеха сможете только с помощью личных организаторских умений и новых идей.

Общество

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

С чем связана такая осенняя изменчивость погоды и когда ждать первый снег.

Общество

Кто рискует заболеть раком молочной железы?

Кто рискует заболеть раком молочной железы?

На первом месте — наследственный фактор.