Международный кинофестиваль в немецком городе Котбус, что делает акцент на Восточной Европе, в этом году покажет специальную программу белорусского кино. С той причине, что белорусские фильмы в одиночку, а тем более сериями редко попадают на европейские международные кинофорумы, показ богатой котбусской подборки «Special: Belarus» можно считать исключительным событием. Мы встретились с Марселем Майга, который отсмотрел около сотни созданных за последние годы белорусских фильмов, распределил их по нескольким группам и собрал целую программу, которая должна представлять современный белорусский кинематограф. Кстати, большая часть его выбора концентрируется на молодых независимых режиссерах, снимающих без больших денег и, возможно, даже на любительском уровне или в экспериментальном направлении, но в то же время создают определенный образ того, что в Беларуси волнует молодых людей.
— Почему Котбусский кинофестиваль решил создать программу «Special: Belarus»?
— Мы уже много лет думали об этом, так как наши знания о белорусском кино ограничивались классикой о войне и некоторыми редкими картинами вроде «Оккупация. Мистерии» Андрея Кудиненко. На Котбусском кинофестивале мы предоставляем всю Восточную Европу, но белорусские фильмы до нас почти не доходят, я могу вспомнить только детские картины, правда, они показывались давно. Поэтому мы решили представить белорусскую кинематографию иначе, посмотреть, что здесь происходит в игровом и документальном кино, насколько разные фильмы по жанрам и темам в ней появляются. Не может же быть, чтобы Беларусь не была включена в кинопроцесс. Мы сотрудничаем с минским кинофестивалем «Листопад», но, к сожалению, он проходит одновременно с котбусским, и мы не можем приехать в Минск, чтобы посмотреть свежие белорусские фильмы. Поэтому для создания «Special: Belarus» нам понадобилось много времени.
— Как вы искали и отбирали картины для программы?
— Нам присылали официальные заявки, но, помимо этого, я получил много ссылок и дисков от режиссеров после своего апрельского визита в Минск, где на специальной встрече с белорусскими фильммейкерами я побудил их предлагать свои работы. Я посмотрел все, что получил, — в целом около ста фильмов.
— Сегодня независимое кино в Беларуси перетягивает на себя одеяло, и хотя это действительно интереснейшие работы на нашем пространстве, они часто остаются любительскими. В программу «Special: Belarus» вы отобрали много таких фильмов. Мне кажется, это только подчеркивает незрелость белорусского кинематографа, хотя некоторые имена и картины могли бы помочь создать его более презентабельный образ.
— Мы не ставили своей целью продемонстрировать все разнообразие белорусских фильмов, включить в программу ретроспективные показы и показать развитие белорусского кино от начала до сегодняшнего дня. Мы хотели дать представление о том, что такое белорусский кинематограф сегодня; показать, о чем стараются высказаться молодые люди (а вы видите, что большинство белорусских фильммейкеров из нашей программы — молодежь, снимающая без поддержки и больших бюджетов). На мой взгляд, наша программа способна отразить, что происходит в вашей стране, хотя, конечно, таким образом невозможно создать завершенный образ. Но здесь будут показаны очень разные — игровые и документальные, серьезные и смешные картины, маленькие анимационные работы, экспериментальные, что мне кажется необычным для белорусского кино, короткометражки проекта «Хронотоп». Мы хотим показать аудитории, в том числе профессиональной, которая не имеет никакого представления о белорусском кино, что это такое.
— Если я правильно понимаю, вы хотели показать, что волнует белорусских кинематографистов, соответственно и общество, но программа, которая будет продемонстрирована на Котбусском кинофестивале, как мне кажется, не способна создать привлекательный образ белорусского кино.
— Я так не думаю. Для меня это хороший образ кинематографии, которая включает в себя темы, важные не только для Беларуси, но и для всего мира. Например, окружающая среда, домашнее насилие в отношении женщин, жизнь на грани (в этом случае на границе между Беларусью и Европейским союзом), которая разделяет родственников. Мне было интересно посмотреть документальную картину «Тест-730» о молодых людях, которые после окончания обучения получают опыт в месте, куда их распределил университет. Герои встречаются с действительностью, задаются вопросом, хороша она или нет, как они могут использовать это время. В Германии молодые люди свободные делать то, что они хотят, часто уже через год или два после начала обучения в университете они понимают, что выбрали неправильный курс, и начинают что-то новое. Они немного растеряны перед таким количеством возможностей, так как это сложно — понять, чего ты хочешь. Мне кажется интересным, что все молодые люди, показанные в фильме «Тест-730», в результате говорят, что распределение было для них хорошим опытом и они многому научились. То есть, если ты вынужден делать что-то, что тебе не нравится, и ты будто теряешь время, если ты не можешь сделать выбор сам, это не значит, что ты не можешь получить выгоду, что очень хорошо показано в фильме через молодых доктора, геолога и учителя танцев. Это только один пример, но я мог бы продолжить и с другими фильмами, которые раскрывают, о чем думают молодые люди и как пытаются найти свое место в обществе и жизни.
— Возможно, для показа специальной программы белорусского кино на европейском кинофестивале наша кинематография пока не достигла должного уровня и стоило бы подождать несколько лет, чтобы представить действительно сильную программу.
— Я так не думаю, на мой взгляд, мы собрали очень респектабельную программу, обзор различных фильмов, разных форм и разных тем. Честно, не много фестивалей делают программы белорусского кино, но они о нем просто не знают.
В Котбусе нам тоже потребовалось много времени, чтобы приехать в Беларусь и посмотреть, что здесь происходит. Ваша страна для нас — terra incognita, много людей не знают, что это такое; если я собираюсь посетить Беларусь, некоторые спрашивают меня, куда я еду, где такая страна находится.
Это одна из причин, почему белорусские фильмы не попадают на большие кинофестивали: Беларусь просто не прорекламирована за рубежом своими фильмами. Поэтому белорусские фильммейкеры не едут на большие фестивали и не имеют бизнес-контактов, ваша страна известна как раз в секторе производства, так как производители из других стран знают, что при создании телесериалов или иных проектов могут пользоваться площадками, оборудованием и дешевой рабочей группой в Беларуси. Но продюсерам в этой стране нечего делать.
— Вы думаете, после показа специальной программы белорусского кино в Котбусе Германия наконец будет знать, где находится наша страна?
— По крайней мере, немного больше. Котбусский кинофестиваль — известнейший из тех, что фокусируются на кино Восточной Европы. Безусловно, недельный показ восьми групп из программы белорусского кино не сделает ваш кинематограф известным в Германии или Европейском Союзе, но это будет первый шаг. Я разговаривал с представителями других кинофестивалей и знаю, что некоторые форумы, например Италии, уже заинтересованы в показе отдельных частей нашей программы «Special: Belarus». Но я согласен с вами, с точки зрения качества белорусскому фильму сложно попасть в конкурсную программу. Это не означает, что белорусское кино плохое, просто если, например, в конкурс Котбусского кинофестиваля нужно из нескольких сотен фильмов отобрать десять, нужно выбрать наилучшее. Много хороших, можно даже сказать, очень хороших картин не попадают в конкурс.
— Вы приглашали белорусских режиссеров на Котбусский кинофестиваль представлять свои работы?
— Мы пытаемся сделать так, чтобы от каждой подпрограммы на фестиваль приехали хотя бы один или два представителя, так как помимо собственно показал кино мы даем возможность аудитории обсудить фильмы с их авторами.
— Одну из подпрограмм мы могли бы назвать «Белорусы за рубежом». Она включает в себя короткометражные фильмы, созданные авторами в кооперации с киношколами, где они обучаются. Это фильмы о Беларуси или даже снятые в Беларуси, просто в копродукции с зарубежными учебными заведениями. Это видение страны молодыми студентами, получающими свой опыт за пределами страны. Я был удивлен, например, картиной «Баба, Ваня и коза». Когда ты ее видишь, она выглядит очень клишированной, так как соответствует тому, как западные люди представляют себе страны Восточной Европы, мол, здесь пьют много алкоголя и так далее. Я долго думал, брать этот фильм или нет, но в итоге взял, ибо режиссер явно хотел не только показать то, что аудитория от него ждет, но очень личным способом она выходит за пределы клише и показывает старую женщину и ее действительно тяжелую жизнь в деревне.
— Три картины в отдельной группе рассказывают о границе между Беларусью и Европейским союзом. Одна из них — полнометражный документальный фильм «Межа Норвилишек» о деревне, которая разделилась в 1930-х через положенную на карту трубку Сталина. Никто не мог подвинуть эту трубку, и та в результате обозначила границу между Беларусью и Литвой. В советские времена в этом не было проблемы, потому что граница существовала более номинально, но после распада Советского Союза страны получили независимость, Литва стала частью Европейского союза и ситуация в этой деревне осложнилась. Фильм рассказывает о белорусах, которые и разговаривают по-белорусски, но живут в Литве. Как они могут сохранить отношения с семьей и соседями, которые остались на той стороне границы?
— Фильм «Каждая третья. За закрытыми дверями» рассказывает о домашнем насилии и в частности о работе негосударственной организации в Минске, которая пытается помочь женщинам, которые стали жертвами домашнего насилия. Эта тема универсальна: в больших городах Германии домашнее насилие не распространено, но в маленьких это случается. В газетах мы иногда читаем, как женщины и дети страдают от близких родственников, и о помощи этим людям мало кто волнуется. Я думаю, это важная тема.
Ирена КОТЕЛОВИЧ
Один из лучших участковых Могилева-о пути к мечте и профессиональных буднях.
Тельцы будут в центре событий с самого начала недели.
Предновогодние недели — горячая пора для предприятий торговли и общественного питания.