Вы здесь

Марсель Майга: Беларусь своими фильмами не прорекламирована за рубежом


Международный кинофестиваль в немецком городе Котбус, что делает акцент на Восточной Европе, в этом году покажет специальную программу белорусского кино. С той причине, что белорусские фильмы в одиночку, а тем более сериями редко попадают на европейские международные кинофорумы, показ богатой котбусской подборки «Special: Belarus» можно считать исключительным событием. Мы встретились с Марселем Майга, который отсмотрел около сотни созданных за последние годы белорусских фильмов, распределил их по нескольким группам и собрал целую программу, которая должна представлять современный белорусский кинематограф. Кстати, большая часть его выбора концентрируется на молодых независимых режиссерах, снимающих без больших денег и, возможно, даже на любительском уровне или в экспериментальном направлении, но в то же время создают определенный образ того, что в Беларуси волнует молодых людей. 


— Почему Котбусский кинофестиваль решил создать программу «Special: Belarus»?

— Мы уже много лет думали об этом, так как наши знания о белорусском кино ограничивались классикой о войне и некоторыми редкими картинами вроде «Оккупация. Мистерии» Андрея Кудиненко. На Котбусском кинофестивале мы предоставляем всю Восточную Европу, но белорусские фильмы до нас почти не доходят, я могу вспомнить только детские картины, правда, они показывались давно. Поэтому мы решили представить белорусскую кинематографию иначе, посмотреть, что здесь происходит в игровом и документальном кино, насколько разные фильмы по жанрам и темам в ней появляются. Не может же быть, чтобы Беларусь не была включена в кинопроцесс. Мы сотрудничаем с минским кинофестивалем «Листопад», но, к сожалению, он проходит одновременно с котбусским, и мы не можем приехать в Минск, чтобы посмотреть свежие белорусские фильмы. Поэтому для создания «Special: Belarus» нам понадобилось много времени.

— Как вы искали и отбирали картины для программы?

Кадр из фильма «Остров молока» Сергея Гудилина.

— Нам присылали официальные заявки, но, помимо этого, я получил много ссылок и дисков от режиссеров после своего апрельского визита в Минск, где на специальной встрече с белорусскими фильммейкерами я побудил их предлагать свои работы. Я посмотрел все, что получил, — в целом около ста фильмов.

— Сегодня независимое кино в Беларуси перетягивает на себя одеяло, и хотя это действительно интереснейшие работы на нашем пространстве, они часто остаются любительскими. В программу «Special: Belarus» вы отобрали много таких фильмов. Мне кажется, это только подчеркивает незрелость белорусского кинематографа, хотя некоторые имена и картины могли бы помочь создать его более презентабельный образ.

— Мы не ставили своей целью продемонстрировать все разнообразие белорусских фильмов, включить в программу ретроспективные показы и показать развитие белорусского кино от начала до сегодняшнего дня. Мы хотели дать представление о том, что такое белорусский кинематограф сегодня; показать, о чем стараются высказаться молодые люди (а вы видите, что большинство белорусских фильммейкеров из нашей программы — молодежь, снимающая без поддержки и больших бюджетов). На мой взгляд, наша программа способна отразить, что происходит в вашей стране, хотя, конечно, таким образом невозможно создать завершенный образ. Но здесь будут показаны очень разные — игровые и документальные, серьезные и смешные картины, маленькие анимационные работы, экспериментальные, что мне кажется необычным для белорусского кино, короткометражки проекта «Хронотоп». Мы хотим показать аудитории, в том числе профессиональной, которая не имеет никакого представления о белорусском кино, что это такое.

— Если я правильно понимаю, вы хотели показать, что волнует белорусских кинематографистов, соответственно и общество, но программа, которая будет продемонстрирована на Котбусском кинофестивале, как мне кажется, не способна создать привлекательный образ белорусского кино.  

— Я так не думаю. Для меня это хороший образ кинематографии, которая включает в себя темы, важные не только для Беларуси, но и для всего мира. Например, окружающая среда, домашнее насилие в отношении женщин, жизнь на грани (в этом случае на границе между Беларусью и Европейским союзом), которая разделяет родственников. Мне было интересно посмотреть документальную картину «Тест-730» о молодых людях, которые после окончания обучения получают опыт в месте, куда их распределил университет. Герои встречаются с действительностью, задаются вопросом, хороша она или нет, как они могут использовать это время. В Германии молодые люди свободные делать то, что они хотят, часто уже через год или два после начала обучения в университете они понимают, что выбрали неправильный курс, и начинают что-то новое. Они немного растеряны перед таким количеством возможностей, так как это сложно — понять, чего ты хочешь. Мне кажется интересным, что все молодые люди, показанные в фильме «Тест-730», в результате говорят, что распределение было для них хорошим опытом и они многому научились. То есть, если ты вынужден делать что-то, что тебе не нравится, и ты будто теряешь время, если ты не можешь сделать выбор сам, это не значит, что ты не можешь получить выгоду, что очень хорошо показано в фильме через молодых доктора, геолога и учителя танцев. Это только один пример, но я мог бы продолжить и с другими фильмами, которые раскрывают, о чем думают молодые люди и как пытаются найти свое место в обществе и жизни. 

Кадр из фильма «Межа Норвилишек» Дмитрия Махамета.

— Возможно, для показа специальной программы белорусского кино на европейском кинофестивале наша кинематография пока не достигла должного уровня и стоило бы подождать несколько лет, чтобы представить действительно сильную программу.

— Я так не думаю, на мой взгляд, мы собрали очень респектабельную программу, обзор различных фильмов, разных форм и разных тем. Честно, не много фестивалей делают программы белорусского кино, но они о нем просто не знают.

В Котбусе нам тоже потребовалось много времени, чтобы приехать в Беларусь и посмотреть, что здесь происходит. Ваша страна для нас — terra incognita, много людей не знают, что это такое; если я собираюсь посетить Беларусь, некоторые спрашивают меня, куда я еду, где такая страна находится.

Это одна из причин, почему белорусские фильмы не попадают на большие кинофестивали: Беларусь просто не прорекламирована за рубежом своими фильмами. Поэтому белорусские фильммейкеры не едут на большие фестивали и не имеют бизнес-контактов, ваша страна известна как раз в секторе производства, так как производители из других стран знают, что при создании телесериалов или иных проектов могут пользоваться площадками, оборудованием и дешевой рабочей группой в Беларуси. Но продюсерам в этой стране нечего делать.

— Вы думаете, после показа специальной программы белорусского кино в Котбусе Германия наконец будет знать, где находится наша страна?

— По крайней мере, немного больше. Котбусский кинофестиваль — известнейший из тех, что фокусируются на кино Восточной Европы. Безусловно, недельный показ восьми групп из программы белорусского кино не сделает ваш кинематограф известным в Германии или Европейском Союзе, но это будет первый шаг. Я разговаривал с представителями других кинофестивалей и знаю, что некоторые форумы, например Италии, уже заинтересованы в показе отдельных частей нашей программы «Special: Belarus». Но я согласен с вами, с точки зрения качества белорусскому фильму сложно попасть в конкурсную программу. Это не означает, что белорусское кино плохое, просто если, например, в конкурс Котбусского кинофестиваля нужно из нескольких сотен фильмов отобрать десять, нужно выбрать наилучшее. Много хороших, можно даже сказать, очень хороших картин не попадают в конкурс.

— Вы приглашали белорусских режиссеров на Котбусский кинофестиваль представлять свои работы?  

— Мы пытаемся сделать так, чтобы от каждой подпрограммы на фестиваль приехали хотя бы один или два представителя, так как помимо собственно показал кино мы даем возможность аудитории обсудить фильмы с их авторами. 

— Одну из подпрограмм мы могли бы назвать «Белорусы за рубежом». Она включает в себя короткометражные фильмы, созданные авторами в кооперации с киношколами, где они обучаются. Это фильмы о Беларуси или даже снятые в Беларуси, просто в копродукции с зарубежными учебными заведениями. Это видение страны молодыми студентами, получающими свой опыт за пределами страны. Я был удивлен, например, картиной «Баба, Ваня и коза». Когда ты ее видишь, она выглядит очень клишированной, так как соответствует тому, как западные люди представляют себе страны Восточной Европы, мол, здесь пьют много алкоголя и так далее. Я долго думал, брать этот фильм или нет, но в итоге взял, ибо режиссер явно хотел не только показать то, что аудитория от него ждет, но очень личным способом она выходит за пределы клише и показывает старую женщину и ее действительно тяжелую жизнь в деревне.

— Три картины в отдельной группе рассказывают о границе между Беларусью и Европейским союзом. Одна из них — полнометражный документальный фильм «Межа Норвилишек» о деревне, которая разделилась в 1930-х через положенную на карту трубку Сталина. Никто не мог подвинуть эту трубку, и та в результате обозначила границу между Беларусью и Литвой. В советские времена в этом не было проблемы, потому что граница существовала более номинально, но после распада Советского Союза страны получили независимость, Литва стала частью Европейского союза и ситуация в этой деревне осложнилась. Фильм рассказывает о белорусах, которые и разговаривают по-белорусски, но живут в Литве. Как они могут сохранить отношения с семьей и соседями, которые остались на той стороне границы?  

— Фильм «Каждая третья. За закрытыми дверями» рассказывает о домашнем насилии и в частности о работе негосударственной организации в Минске, которая пытается помочь женщинам, которые стали жертвами домашнего насилия. Эта тема универсальна: в больших городах Германии домашнее насилие не распространено, но в маленьких это случается. В газетах мы иногда читаем, как женщины и дети страдают от близких родственников, и о помощи этим людям мало кто волнуется. Я думаю, это важная тема.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovіch@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

В  Беларуси отработало 65 % аттракционов (160 штук), а многие работают и свыше 30 лет.

Экономика

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

За последние несколько месяцев рынок вторичного жилья заметно оживился.

Общество

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

В стране на 11 % снизилось общее количество обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей.

Общество

В Беларуси исследуют вакцину против рака

В Беларуси исследуют вакцину против рака

Продолжается научное исследование ДНК-вакцины против рака в рамках белорусско-американского проекта.